РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №19-20, 1925 год. Короткие или длинные волны

"Радиолюбитель", №19-20, ноябрь, 1925 год, стр. 399-400

Короткие или длинные волны

Александр Минц

Chu longaj aü mallongaj ondoj? — A. MINC. La aütoro priskribas siajn eksperimentojn еn la telegrafa kaj telefona radio-transendoj per mallongaj ondoj el Radio-stacio Sokolniki [SOK]. Laü sia sperto li eldiras la opinion, ke oni ekspluatados — kiel mallongajn ondojn, — kaj ankaü longajn ondojn, kaj tio bonorganizite donos la plej ekonomian solvon de la demando.

В последнее время, когда коротким волнам стали уделять громадное внимание и в СССР, в среде советских радиоспециалистов, наметилось два течения, возглавляемых крупными авторитетами нашей радиотехники.

Одно из этих течений возлагает все надежды на короткие волны и считает, что полное вытеснение длинных волн только вопрос времени.

Второе течение, в противоположность первому, придерживается того мнения, что связь короткими волнами только случайность, которою радиотехники не могут управлять, и поэтому применение коротких волн дает вероятность связи не большую, чем надежды на попутный ветер в море.

В настоящей беседе мы постараемся осветить этот вопрос, основываясь, главным образом, на работах, проведенных автором этой беседы и его сотрудниками на радиостанции им. А. С. Попова, в Сокольниках.

Сравнительные наблюдения над передачей короткими и длинными волнами

Естественно, что для выяснения преимуществ коротких и длинных волн необходимо производить сравнение приема их как на близких, так и на далеких расстояниях. Для того, чтобы это сравнение имело достаточную ценность, следует сравниваемые передатчики поставить в возможно более одинаковые условия работы, С этой целью нами была сооружена телеграфно-телефонная установка мощностью в 1 киловатт в антенне, работающая на волне 77 метров, тождественная во всем, кроме длины волны, с установкой № 4, ведущей радиовещательную работу на волне 1010 метров — "Сокольники", хорошо известные радиолюбителям.

Работа этими передатчиками регулярно производится два раза в неделю по понедельникам и средам, начиная с пяти часов вечера по московскому времени. Каждая передача длится один час, после чего делается перерыв на ½ часа.

В течение каждого часа порядок передачи таков: первые 10 минут — радиотелеграфная передача незатухающими колебаниями на волне 77 метров. Вторые 10 минут — передача радиотелеграфом тональными колебаниями на той же волне. Третьи десять минут — передача радиотелефоном (разговор) опять на волне 77 метров. Четвертые десять минут — телеграфом незатухающими колебаниями уже другим передатчиком на волне 1010 метров. Пятые десять минут — радиотелеграфом тональными колебаниями на этой же волне и, наконец, последние десять минут каждого часа передача радиотелефоном на волне 1010 метров.

Сравнение слышимости передач на волне 1010 и 77 метров систематически ведется на расстоянии 600 километров в г. Ленинграде в Центральной лаборатории Треста Заводов Слабого Тока, а также специально выехавшей экспедицией в в г. Ташкент. Кроме того, наблюдения частично ведутся по собственной инициативе радиолюбителями в Нижнем Новгороде, Калуге и Вятке.

В частности автор настоящей беседы провел несколько наблюдений в Ленинграде, при чем каждый раз в вечерние часы прием на короткой волне происходил значительно удачнее, чем на длинных волнах, благодаря отсутствию мешающего действия атмосферных разрядов при приеме короткой волны.

Отсутствие помехи при приеме короткой волны настолько разительно, что громкоговоритель, на который велся прием, воспроизводил не только разговор, но и значительно более слабые звуки, например, шаги в комнате (передача велась не из студии), звук отворяемой двери и т. д. На длинных же волнах даже слова не всегда прорывались сквозь грохот атмосферных разрядов.

В дневные часы длинные волны часто принимаются лучше, чем волна в 77 метров. Из сравнения слышимости на длинных и коротких волнах до настоящего времени видно, что в некоторых условиях короткая волна проходит значительно лучше, чем длинная. На весьма больших расстояниях (Ташкент), куда не достигала передача на волне 1010 метров при применяемой у нас мощности 1 киловатт в антенне — передача волною 77 метров, как сообщает наша Ташкентская экспедиция, проходит хорошо при той же мощности.

Конечно, только длительный эксплоатационный опыт может дать абсолютно надежный материал, но приходятся считаться с фактом, что хотя бы иногда, а в наших опытах очень часто, короткие волны имеют значительные преимущества перед длинными.

Как проходит связь на коротких волнах

Короткие волны также, как и длинные, лучше слышны ночью, чем днем. Автору приходилось вести наблюдения по приему передачи на волне 77 метров несколько вечеров от 5 вечера, до 10½ час. вечера на расстоянии 600 километров от радиостанции имени A. С. Попова. В 5 часов вечера слышимость передачи была удовлетворительная, но изредка наблюдалось явление фэдинг (замирания), при чем слышимость пропадала совсем на несколько минут и затем только вновь восстанавливалась. Можно было бы сказать, что фэдинг был редкий, но глубокий.

Примерно к 7 часам вечера слышимость уже увеличивалась. Одновременно видоизменялось явление фэдинга: убывание слышимости становилось более частым, но и значительно менее глубоким, т.-е. через каждые несколько минут слышимость значительно падала, но все же передаваемую речь можно было понимать. Длительность каждого из этих затуханий была не более 1—2 минут.

Около 9 часов слышимость еще более возрастала. Фэдииг становился еще более частым, но длительность каждого из них была менее 1 минуты, и при этом разница между максимальной и минимальной слышимостью была очень велика.

Наконец, около 10 часов вечера прием становился устойчивым — слышимость становилась весьма сильной и постоянной.

Чтобы охарактеризовать силу звука, мы укажем, что при приеме на одноламповый регенеративный приемник и двукратный усилитель низкой частоты (элементы 4—4) громкоговоритель Вестерн наполнял звуками комнату. И это, как мы указывали, на фоне абсолютной тишины. Конечно, нельзя утверждать, что передача короткими волнами всегда будет следовать этому "расписанию". Однако, ряд наблюдений в конце августа и начале сентября этого года довольно точно повторял эту картину изменения слышимости.

Следует все же отметить, что помимо времени суток на прием коротких волн оказывает серьезнейшее влияние техническое выполнение передатчика, и приемного устройства.

В виду исключительной остроты настройки требуется большое постоянство волны в передающем и приемном устройствах. В приемном устройстве это сравнительно легко достигается металлическим экранированием частей приемника от влияния перемещений тела самого слушателя, а также хорошим натяжением приемной антенны. На передающей же станции достигнуть такого постоянства гораздо труднее. Действительно, прием большинства заграничных любительских станций показывает необычайные колебания длины волны во время передачи, так что часто прием выпадает вовсе.

Радиотелефон на короткой волне и его трудности

Кроме требования большого постоянства волны, радиотелефония на короткой волне должна выполнить для чистой и хорошей передачи еще целый ряд технических требований. В частности, весьма серьезным является вопрос о выборе схемы модуляции, так как далеко не все схемы, хорошо применимые на длинных волнах при телефонировании, дают хорошие результаты в радиотелефоне на короткой волне.

Одной из лучших схем, применимых для телефонирования на коротких волнах, является модуляция на аноде. Особое внимание приходится обратить на выбор схемы передающей станции. Широко применяемые схемы с использованием внутренней емкости лампы, несмотря на легкость пуска их в ход, приходится отвергнуть, вследствие неустойчивости длины волны, так как при изменении режима генераторных ламп (а при телефонии это всегда имеет место) изменяется в значительных пределах длина волны. Поэтому мы предпочли использование схем с промежуточным контуром по трехточной схеме, так же как в схеме радиотелефонной станции им. А. С. Попова, работающей на волне 1010 метров. Правда, здесь были налицо значительные трудности при самом конструировании станции. Однако, они себя окупили при эксплоатации ее, так как обеспечили устойчивую и надежную работу.

В качестве примера необычайной чувствительности коротковолной радиотелефонной станции к малейшему изменению режима ламп можно указать, что при питании нитей накала генераторных ламп передатчика переменным током получается настолько большое искажение речи, что голос становится хриплым, а слова непонятными. Однако, это явление можно обнаружить лишь на больших расстояниях от станции, а вблизи при недостаточно острой настройке речь получается чистой. Это происходит потому, что кроме обычной модуляции от разговора, благодаря питанию переменным током, происходит периодическое изменение волны. При дальнем же приеме, когда острота настройки очень велика, изменение длины волны при приеме сказывается так же, как обычная модуляция, и дает гудящий фон, обволакивающий и искажающий всю передачу.

Сокольники № 5

Мы опишем вкратце устройство пятой опытной радиотелефонной установки радиостанции им. А. С. Попова, ведущей сравнительную передачу на волне 77 метров как телефоном, так и телеграфом, о которой мы говорили ранее.

Генераторная часть этой установки состоит из двух обычных пятисотваттных ламп, изготовления Треста Заводов Слабого Тока.

1. Модуляторное устройство радиотелефонного передатчика на волне 77 метров.

2. Генераторное устройство того же передатчика мощностью в 1 киловатт.

3. Передатчик на волну 25 метров мощностью 700 ватт.

(увеличенное изображение)

Питание нитей накала производится аккумуляторной батареей. Эти лампы работают на промежуточный контур, связанный с антенной. Сила тока в антенне без разговора около 5 ампер. Постоянное высокое напряжение подводится от кенотронной установки, питающей Сокольники № 4. Модуляция осуществляется модуляторным устройством той же установки № 4. Таким образом, мы видим, что сравниваемые установки № 4 и № 5 полностью тождественны во всем, кроме генераторной части. Впрочем, в смысле мощности и количества применяемых генераторных ламп, эти установки также подобны и отличаются лишь промежуточные контуры и антенные устройства, обуславливающие рабочую длину волны. Чистота передачи, достигнутая в этой установке, достаточно высока даже для целей радиовещания и надо полагать, что в вечерние часы она может быть приспособлена для радиовещания на весьма большие расстояния (несколько тысяч верст) или для целей радиотрансляции, так как, как мы уже указывали выше, помехи атмосферных разрядов при приеме коротких волн весьма незначительны.

Надо полагать, что эта установка еще сыграет свою роль в деле развития советского радиовещания и радиолюбительства.

Москва—Ташкент

Мы уже указывали раньше, что нами была отправлена специальная экспедиция в Ташкент для наблюдений над передачей короткими волнами. Благодаря большой энергии нашего сотрудника В. П. Проферансова удалось начать наблюдения еще по дороге. Над одним железнодорожным вагоном была протянута на высоте менее одного метра над крышей однолучевая антенна. Прием производился на одноламповый регенеративный приемник и двукратный усилитель низкой частоты (любительский). Нами были получены сведения о хорошей слишимости наших передач на волне 77 метров на всем пути Москва—Ташкент. Эти опыты приема в вагоне на ходу поезда на крохотную антенну при столь больших расстояниях и мощности передатчика всего в 1 киловатт, учитывая скромные приемные средства — обычный трехламповый приемник, — безусловно следует считать рекордными и, вероятно, единственными в своем роде.

По приезде в Ташкент наша экспедиция, установив приемник, тотчас же сообщила нам о хорошей слышимости наших передач на волне 77 метров. На волне 77 метров, главным образом, велись передачи вечерние. Для опытов дневной передачи была специально собрана радиотелеграфная установка № 6, мощностью от 700 ватт до 1 киловатта, работающая на волне длиною 25 метров. Наша экспедиция сообщала о хорошей слышимости в Ташкенте также и этой установки, в антенне которой сила тока достигает 3½—4 ампера.

Короткие или длинные волны?

Нам кажется, что приведенных в этой беседе примеров достаточно, чтобы сделать заключение о несомненной выгоде применения коротких волн. Ведь для перекрытия расстояния Москва — Ташкент на длинных волнах необходимы станции, мощностью несколько десятков киловатт, эксплоатация которых стоит во много раз дороже, чем эксплоатация однокиловаттной установки. Но весьма сомнительна полная уверенность осуществления связи на коротких волнах в любой момент по желанию.

Отсюда следует вывод, что необходимо даже в ближайшее время параллельное использование передатчиков большой мощности, работающих длинными волнами, с маломощными передатчиками, работающими на коротких волнах.

Правильная организация работы таких двух передатчиков приведет к наилучшему разрешению в отношении этого сложного вопроса экономичности.

Во всяком случае, такая "дублированная" связь будет всегда выгоднее и надежнее, чем связь мощными длинноволными передатчиками.

Если коротковолный передатчик снимет хотя бы часть нагрузки с длинноволного передатчика, а в действительности эта цифра будет гораздо больше, то сравнительно малые затраты на его установку, без сомнения, быстро себя оправдают.

Итак, на поставленный в заголовке этой статьи вопрос "короткие или длинные волны" мы ответим — и короткие и длинные волны. но правильно примененные.