Разбросанность наших деревень, расстояние села от города, доходящее до 100 верст и более, слабая железнодорожная сеть, слабая связь с городом, неполучение во-время газет — все это, вместе взятое, задерживает просвещение крестьянских масс и не дает возможности приблизить крестьян к культурной жизни города, пролить свет знания в медвежьи углы нашей необ'ятной страны, где еще царит темнота, невежество и суеверие, где еще луч света заливается самогонной отравой.
Советская власть, коммунистическая партия, профсоюзы стремятся как можно скорее дать знание нашему отставшему крестьянству, напрягают все свои силы, мобилизуют и посылают в деревню лучших передовых товарищей. И все же, несмотря на это, просвещение деревни идет медленным шагом лишь потому, что в распоряжении советской власти очень мало товарищей, хорошо знающих деревню и могущих вести там работу. В культпросветработниках, а в особенности в антирелигиозниках, и деревне большая нехватка.
Наследственная передача всей допотопной техники от деда к сыну, от сына к внуку и т. д., отсутствие знаний, допотопная обработка земли — вот корень зла, от которого страдает наше крестьянство. А там, где нет знаний, где человек не работает в тесном контакте с наукой и техникой, там царит одна лишь вера в бога, вера в сверхестественную силу и тупое подчинение силам и явлениям природы.
И вот здесь-то на помощь трудовому крестьянству, на помощь партии и профсоюзам должно притти радио. Радио уничтожает расстояние, радио приближает глухие углы нашей деревни к центру, радио дает возможность одному товарищу беседовать с сотнями тысяч крестьян, находящихся на всех концах нашего Союза. Радио сыграет огромную роль в деле просвещения крестьянства, радио дает крестьянину возможность слушать советы лучших агрономов по обработке земли и ведению сельского хозяйства. Благодаря радио крестьяне слушают лучших вождей и втягиваются в общественно-политическую жизнь.
Первыми радиофикаторами деревни являются Московский Совет и МГСПС, сумевшие подготовить радиолюбительские кружки по профсоюзам, которые выполняют эту сложную и многообещающую работу. Работа Московского Совета и профсоюзных радиолюбительских кружков, об'единяемых МГСПС, в деле радиофикации достигли намеченной цели и крестьяне Московской губ. втягиваются в общественно-политическую жизнь нашего Союза, — об этом говорят те многочисленные письма, которые получает МГСПС. Передо мной лежит письмо крестьян села Мурикова, Судиславской волости, Волоколамского уезда, Московской губ., адресованное Московскому Совету и МГСПС. Вот что написано в этом письме:
"Мы, крестьяне села Мурикова, шлем свой братский привет и горячее спасибо Московскому Совету и МГСПС за установление в нашем крестьянском уголке радиоприемника с громкоговорителем. Посредством радио мы слышим, что делается и что предпринимает советская власть к улучшению сельского хозяйства; благодаря радио мы знаем, как живут наши братья-крестьяне. Посредством радио мы укрепим союз рабочих и крестьян. При иге царского правительства мы думать не могли о тех культурных и просветительных целях, которые нужны крестьянам. А теперь при советской власти культура деревни твердо идет вперед наперерез темноте и невежеству.
Радиофицированные деревни всколыхнули деревенскую молодежь и завязалась тесная связь с городом".
Наверху: На крыше избы читальни В середине: За работой Внизу: Общий вид установки |
Наверху и в середине: установка мачты Внизу: у передвижной радиоустановки |
Одна из 200 деревенских радиоустановок оборудованных радиокружками МГСПС (увеличенное изображение) |
В Островской волости, Подольского уезда радио произвело огромное впечатление, крестьянам этой волости удалось слушать заграницу. Вот что пишут крестьяне:
"Скажите, какая станция и на какой волне передавала 21/X—25 года между 10 и 11 часами вечера. Передача была на немецком языке; слышимость была хотя и слабая, но вполне понятная".
Письмо крестьян Островской волости характеризует огромный интерес крестьян к изучению радиотехники, и городским радиолюбительским кружкам следует организовать помощь деревне своими знаниями.
Слышимость заграничных станций в провинции, в частности в Московской губернии, не новость. Так, например, в городе Дмитрове радиолюбители слушают заграницу уже более года и, мало того, что слушают, изучают немецкий язык и в настоящее время прекрасно разбираются в немецкой передаче.
Интерес крестьян к радио огромный, крестьяне идут слушать радио за десять верст и более. Из Вышегорода, Московской губернии пишут: "Крестьяне, узнав об установке громкоговорителя, идут из далеких деревень, посещают избу-читальню, где с большим интересом слушают, что делается в Москве и по всему свету". В конце своего письма крестьяне обращаются в МГСПС с просьбой дать больше лекций по крестьянскому хозяйству.
Товарищ Жохов из села Запонорье, Запонорской волости, Московской губ., описывая впечатления крестьян, кончает свое письмо словами: "Да здравствует связь города с деревней, да здравствует радиолюбительство и его достижения".
Из приведенных писем бытовая картина радиофикации ясна. Один лишь недостаток, — и я бы сказал — большой недостаток, — это отсутствие в деревне лиц, знакомых хотя бы немного с радиотехникой. Наша задача — задача профсоюзов, шефов и радиолюбительских кружков — всемерно помочь крестьянам сознательно разбираться в установке, знать все ее болезни, недостатки и т. д. Организовать радиолюбительские кружки, заняться подготовкой из деревенской молодежи сознательных радиолюбителей — это наша задача. В этом деле могут оказать огромную пользу радиокружки и не меньшую пользу радиотелефон. Организуйте курсы заочного обучения по радио, составьте программу так, чтобы каждый слушатель, каждый вновь организованный деревенский радиолюбительский кружок мог, занимаясь радиолюбительством, получить руководство из центра.
В деревню должны быть направлены все наши силы, наш опыт, наши достижения. Мы должны употребить все усилия, чтобы приблизить деревню к культурному центру. Застрельщиком в этой работе должен быть комсомол. Комсомол должен взять на себя задачу втягивания деревенской молодежи, вести среди них агитацию под лозунгом — "Даешь радио в деревню!". Молодежь, как более чуткая и более втянутая во все области общественной жизни, должна всегда быть впереди и тянуть за собой как отсталую молодежь, так и взрослых во все начинания в области радиофикации деревни. Из опыта работы в деревне радиоустановок видно, что они часто наталкивают на факты, которые разбивают суеверие и веру в сверхестественную силу. Возьмем крестьянский быт. В деревне нет дождя, хлеб на полях сохнет, кулаки сговаривают крестьян организовать крестный ход по полям и покропить поля святой водичкой. Поп, сидя дома и поглядывая на купленный барометр, высчитывает, когда более удобно назначить для крестьян крестный ход, — и вдруг это проклятое радио разбивает все поповские затеи. Из рупора несется: "Всем, всем, всем. Виды на погоду, завтра, в таких-то районах ожидаются дожди". Как молотом бьют эти слова попов с их махинацией. Много еще имеется примеров, которые радио шаг за шагом разоблачит и уж разоблачает, рассеется религиозный дурман, темнота невежества, вера в бесов, домовых и прочую нечисть, и крестьянство станет на верный светлый путь, работая в тесном контакте с наукой.