РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №23-24, 1925 год. Что такое Радиогазета?

"Радиолюбитель", №23-24, декабрь, 1925 год, стр. 458-459

Что такое Радиогазета?

Д. Гликман

23 ноября 1924 года со станции имени Коминтерна в Москве прозвучал первый номер Радиогазеты.

Ни об одной другой газете на земном шаре нельзя было бы сказать, что номер ее "прозвучал": газеты печатаются, а не "произносятся", их читают, а не слушают. Радиогазету слушают. В этом ее коренное отличие от всех других газет мира, и это же определяет во всех деталях ее характер.

Организатор и редактор Радиогазеты — К. А. Комаровский (Данский). Первыми ближайшими сотрудниками его по организации газеты были И. В. Валевский и А. С. Карпачевский.

Перед организаторами стояла задача: создать совершенно новый тип газеты, отличный от всех существующих и по содержанию и по форме. Задача не легкая. Копировать не с чего было: не было образца. Из чего же должны были исходить организаторы? Из следующих положений:

1. Газету будут слушать, а не читать. Следовательно, риск стать скучной у радиогазеты больше, чем у обыкновенной.

2. Слушать долго нельзя. Стало-быть, нужно стремиться к тому, чтобы в небольшой промежуток времени вложить наибольшее содержание. Отсюда вытекает необходимость сжимать, конденсировать газетный материал.

3. Радиогазета должна заменить печатную газету. Она должна быть полна в информационном отношении. Все важнейшие события, все значительные вопросы политического, хозяйственного, общественного дня должны найти себе место в номере. Но при ограниченности места (номер Радиогазеты может вместить около 900 строк печатной газеты) газета не может "об'ять необ‘ятное". Следовательно, необходимо стремиться к строжайшему отбору материала и к максимальному сокращению каждой отдельной заметки: сокращая размеры каждой, выигрываем в числе заметок.

4. Слушатели Радиогазеты — масса: крестьяне, рабочие, служащие. Это не квалифицированный газетный читатель. Отсюда ясно, что материалу должна быть придана форма, чрезвычайно доступная. Манера изложения должна быть чрезвычайно упрощена. Язык простой и четкий. Стиль разговорный. Никаких иностранных слов. Никакой научной технической терминологии. Исключение допустимо только для таких терминов, которые вошли в обиходную речь и известны всем, как, например: "конференция", "резолюция", "квалификация", "Совнарком", "ВЦСПС", "Профинтерн“ и т. п. Но даже и эти всем понятные сокращения в радиогазете расшифровываются.

Вот четыре основных пункта, из которых должен был исходить организатор Радиогазеты. Эти требования делают редактирование газеты чрезвычайно трудным. Нужна особая сноровка в обработке материала, отличное знание русского языка и обиходной, не книжной речи, понимание психологии массового слушателя и особая чуткость в подборе материала.

Оставалось еще найти форму номера. Едва ли не самая трудная задача. К чести организатора, надо признать, что форма найдена удачно. Исходя все из того же основного положения, что Радиогазету слушают, а не читают, организатор и его первые помощники приравняли газету к рассказчику. Это был верный путь. Представим себе, что в отдаленную деревню или в уездный город приехал товарищ из Москвы и рассказывает местным жителям о том, что происходит в Советском Союзо, в Москве, за границей. Политические новости, важнейшие события мирового дня, законодательная, хозяйственная, административная практика, научные открытия, чудеса техники, дела театра, искусства, книжные новинки и прочее, и прочее — все хотят знать жители провинции, и обо всем рассказывает приезжий простыми словами. Вот таким рассказчиком на расстоянии и должна быть Радиогазета.

Эта аналогия, счастливо и верно схваченная организатором, определила форму номера.

Радиогазета состоит из одиннадцати отделов:

1) Что нового заграницей, 2) По Союзу Советских Республик, 3) Что слышно в Москве, 4) Новости науки и техники, 5) Книжный уголок. 6) Театр и кино, 7) По рабочим клубам, 8) Радиопочтовый ящик, 9) Радиоотклики, 10) Спорт, 11) Частушки.

Отдел читается за отделом не разрозненно, не в механическом соединении, а связанные промежуточным обращением к слушателям. Пример:

— Начнем, товарищи, с отдела "Что слышно за границей".

Далее идет материал этого отдела и после него переход:

— А теперь пер[еходим] к отделу "По Союзу Советских Республик".

Текст этих переходов, конечно, варьируется. Да и самое название отделов «Что нового за границей», «Что слышно в Москве» имеют характер не газетного, печатного заголовка, а живого рассказа. Прибавьте к этому самое характерное отличие в форме Радиогазеты: каждая заметка имеет свое вступительное обращение к слушателям, свой "конферанс", вроде театрального. Пример:

— Товарищи, поговорим о делах хозяйственных, — и затем следует сообщение о состоянии той или иной отрасли промышленности, о новом способе производства, о количестве продукции крупного завода, о промышленном с'езде и т. п.

Или:

— Всех вас, товарищи, интересует вопрос о заработной плате; послушайте, какое постановление принято вчера на совещании НКТ и ВЦСПС.

Или:

— Товарищи-крестьяне, вы помните, как горячо обсуждали на последней сессии ВЦИК'а новый закон о браке? Вам интересно знать, какие изменения внесены в этот законопроект после сессии? Вот что говорит об этом представитель комиссариата юстиции...

И так далее. Эти конферансы не только придают газете характер беседы, но, связывая одну за другой все заметки, превращают весь номер в один цельный живой рассказ.

Кроме указанных отделов, в номер Радиогазеты входят: статья по вопросу внешней или внутренней жизни и иногда фельетон в прозе (не считая обязательного в каждом номере фельетона в стихах, под общим заголовком "Частушки").

Перечень отделов показывает, что Радиогазета исчерпывает в сокращенном изложении весь обычный материал печатной газеты. Отличительными и важными моментами в Радиогазете являются: "Радиопочтовый ящик", в котором даются технические ответы на вопросы радиослушателей из области радиовещания, и "Радиоотклики" — отдел переписки редакции со слушателями. Здесь помещаются в извлечениях письма слушателей и даются ответы. Это — наши рабкоры и селькоры. Пишут нам много и охотно: до 400 писем в месяц. Вопросы затрагиваются самые разнообразные: от специальных радиовопросов до общественных и бытовых. Приходят жалобы на местные неурядицы. Высказываются желания и нужды масс. Больше всего писем приходит из деревии. Радиогазета откликается на каждое письмо. Дает указания, передает жалобы и заявления соответствующим ведомствам, наводит справки. Связь между слушателями и газетой установлена прочно.

Остается сказать два слова о технике редакционной работы. Центром номера является московский отдел, где помещаются материалы не узко московской хроники, а хроники Всесоюзной. Радиогазета имеет свой штат обученных хроникеров. Им раздаются утром темы дня. Приблизительно к 2 часам материал поступает в редакцию, а затем он обрабатывается заведующим московским отделом и идет на просмотр заведующего редакцией и ответственного редактора. Их поправки вносятся в текст; затем номер передиктовывается на машинку и в листах передается артистам, которые читают его со станции. Тот же путь проходят и другие отделы, с тою только разницей, что они обходятся без специального репортажа.

Номер печатается на ротаторе в количестве 40—50 экземпляров, которые идут в центральные учреждения и архив редакции.

Весь процесс работы продолжается 6—7 часов, из которых 2 часа проходят в напряженной, чрезвычайно быстрого темпа работе.

Каждый день дежурный член редакции слушает газету, проверяя чтение, и отмечает в особой книге рецензий недочеты, ошибки, четкость исполнения.

Так делается Радиогазета. Достигнута ли поставленная цель? Об этом можно судить по письмам слушателей. Если бы целью этой статьи была оценка заслуг организатора и сотрудников этой единственной в мире газеты, можно было бы вполне заменить статью двумя-тремя письмами слушателей. Они дают полное удовлетворение работникам. Из самых отдаленных углов Советского Союза идут к нам голоса благодарные, часто восторженные. Далекая деревня, фабрика, завод, слушая Радиогазету, чувствуют себя тесно связанными с Москвой, в курсе всех событий дня. Исчезает расстояние. Час в день каждый радиослушатель провинции точно живет в центре. Да еще, кроме газетного текста, он получает момент развлечения: музыкальный номер и веселые частушки.

Письма слушателей говорят о том, что Радиогазета делает большое общественное и культурное дело. Руководители ее — подлинные пионеры газетного вещания, имеют право на признание их заслуг. Но они не обольщаются успехами и не останавливаются на годовщине газеты, как на конечной точке пути.


РАДИОГАЗЕТА

1. Вход в дом ТАСС, где помещается редакция Радиогазеты. — 2. В кабинете редактора (слева зав. ред. т. Садовников, справа — редактор т. Данский). — 3. Считка артистов, читающих Радиогазету. — 4. Техн. секретарь т. Нейгольдберг. — 5 Чтение газеты перед микрофоном. — 6. Аккомпаниатор частушек т. Скавронский. — 7. Аккомпаниатор частушек. — 8. Микрофоны в студии акц. o-вa "Радиопередача" (магнетофон и два "Вестерна").

(увеличенное изображение)