При устройстве тех или иных элементов или аккумуляторов для ламповых радиоприемников или усилителей наибольшее затруднение для радиолюбителей составляет подыскание потребного количества формы и величины наружных сосудов и если это более или менее легко выполнимо при устройстве батареи для накала нитей ламп, где требуются всего 3—4 элемента и для этой цели могут быть использованы сосуды, хотя бы вырезанные из бутылок (способы резки были указаны в "Радиолюбителе"), то при устройстве анодной батареи, где требуется уже от 60 до 80 элементов или около 40—45 аккумуляторов, вопрос становится уже действительно весьма сложным и многих радиолюбителей иногда заставляет на более или менее продолжительный срок отказаться от мысли устроить анодную батарею своими руками.
Между тем вопрос об устройстве большого числа крошечных сосудов, или проще, одного сосуда или футляра с массой отделений или ячеек вовсе уже не так страшен, как кажется на первый взгляд, и может быть решен различными способами, в зависимости от имеющихся в распоряжении радиолюбителя материалов.
В редакцию поступает не мало запросов, а равно и указаний способов изготовления большого числа небольших сосудов, некоторые из каковых указаний заслуживают большего или меньшего внимания.
Тов. Раушенбах из Красного Кута, например, описывает, устройство ящика с большим числом отделений из дерева или картона, для чего из тонких дощечек, фанеры или плотного картона нарезают (дли получения 60 отделений) 5 пластинок шириною 50 мм. и длиною 250 мм и 9 пластинок той же ширины, но длиною 150 мм., при чем у всех пластин делают прорезы на половину их ширины, как указано на рис. 1, ширина же прорезов должна быть как раз равна толщине пластин.
Все пластинки соединяют между собою на клею, пригоняя прорез к прорезу и вся система принимает вид, как указано на рис. 2.
После этого берут более широкие, например, в 70 мм. и более толстые деревянные планки и из них склеивают наружные стенки всего ящика (см. рис. 3). Что же касается дна, то для этого из тонкой доски нарезают 60 квадратиков размерами 25 × 25 мм. и их вклеивают снизу во все отделения.
Все полученные таким путем отдельные ячейки тов. Раушенбах предлагает сплошь прокрыть сургучом, растопив таковой предварительно на огне.
Принимая во внимание, что сургуч быстро застывает, а по охлаждении становится хрупким, да и самое покрытие весьма затруднительно, я предлагаю поступить так: прежде всего все нарезаные планки следует тщательно пропитать растопленным парафином, опуская в него планки и выдерживая их в нем некоторое время. После же сборки всех частей, поверхности их и, особенно, все щели тщательно прокрывают в несколько приемов асфальтовым лаком.
Асфальтовый лак имеется готовый в продаже, но его не трудно изготовить и самим, для чего берут 2 части (по весу) хорошего асфальта, 1 часть вареного льняного масла (олифа) и 1 часть французского скипидара.
Сначала смешивают асфальт с маслом и варят до получения однообразной массы, по охлаждении же прибавляют скипидар.
Вместо асфальта, можно применить в некотором количестве вар, смолу или канифоль и т. п.
Вполне понятно, в изготовленном описанным способом футляре с отделениями удобнее всего устроить батарею из наливных элементов тина Лекланше с мешками, описание коих было дано в предыдущих №№ журнала, при чем для этой цели можно воспользоваться иногда мешечными аггломераторами от старых негодных элементов от карманных батареек, тщательно промыв их в горячей воде, с прибавлением небольшого количества уксусной или соляной кислоты, и высушив на сквозном ветру или в легком духу печи.
Цинки при этом следует заменить новыми, при чем, в виду того, что сила тока в анодной цепи требуется ничтожная, их можно нарезать в виде небольших пластинок или палочек.
Довольно простой и заслуживающий внимания способ изготовления футляра с большим числом отделений предлагает тов. А. Мейер из Ленинграда.
Берут какую-либо простую плотную бумагу, хотя бы оберточную, и из нее нарезают куски размерами 12 × 13 сантим. (размеры несколько увеличены против предлагаемых автором). Из этих кусков вырезают фигуры, как показано на рис. 4, и складывают коробочки, которые будут иметь размеры 2 × 3 × 5 см. (см. рис. 5).
Все изготовленные коробочки поочереди окунают в горячую смесь канифоли с 10% вазелина и таким путем склеивают отогнутые края, а затем все коробочки устанавливают в несколько рядов вплотную друг к другу и во всех соприкасающихся частях склеивают между собою тем составом, т.-е. смесью канифоли с вазелином.
Таким образом получается общий футляр с соответственным числом ячеек (см. рис. 6), в которых, по предыдущему, можно разместить аггломераты, хотя бы от старых батареек, и цинковые полоски.
Само собой понятно, для возможности перепоски такой футляр с ячейками следует уже поместить в соответствующий деревянный ящик.
Я, с своей стороны, могу рекомендовать следующий весьма простой способ изготовления футляра или сосуда с потребным числом отделений.
Берут достаточно широкий, плоский деревянный ящик, например, размерами 25 × 20 см. и высотою 6—7 см., затем, в зависимости от желаемой формы ячеек берут или прямоугольный брусок размерами 2 × 3 см. или круглую палку диаметром 2—2½ см. и из них нарезают куски длиною около 6—7 см.
Как ящик изнутри, так и нарезанные брусочки слегка покрывают или горячим парафином или каким-либо маслом.
После этого разводят небольшое количество гипса в виде полужидкой сметаны и заливают им все дно ящика, слоем не более 1 см.
Не дожидаясь полного затвердения слоя гипса, на него устанавливают в правильном порядке рядами все изготовленные брусочки, оставляя между ними промежутки около 5—6 мм., и слегка вдавливая их в сырой слой гипса (см. рис. 7).
Когда это исполнено и расположение деревяшек выверено, на них кладут какую-либо небольшую тяжесть, например, доску, чтобы деревяшки не могли сдвинуться с места, после чего разводят новую порцию гипса и им заливают ящик почти до самых краев.
По прошествии нескольких минут, и именно, по достаточном затвердении гипса, все деревяшки вынимает, полученный же таким путем общий футляр с отделениями возможно тщательнее просушивают на сквозном ветру или в теплом месте. Когда же убедятся, что гипс окончательно насквозь просох, все отделения тщательно пропитывают горячим парафином, благодаря чему гипсовые стенки становятся совершенно непроницаемыми для жидкостей.
В виду того, что при покрывании парафином, таковой быстро застывает на поверхности, не впитываясь внутрь, весь гипсовый футляр не лишне несколько подогреть, хотя-бы в легком духу печи; однако такое подогревание следует производить очень осторожно, т.-е. в слабой степени, иначе гипс становится рассыпчатым.
Для еще большой надежности в смысле непроницаемости, весь футляр, как и в других случаях, можно покрыть асфальтовым лаком или какой-либо иной смолистой массой.
Чтобы предохранить жидкость элементов от слишком быстрого испарения, во всех случаях не лишне элементы непосредственно поверх жидкости залить каким-либо смолистым веществом или хотя-бы парафином, оставляя лишь крошечные отверстия для выхода газов. Последнее, впрочем, относится к элементам более или менее значительных размеров, так как при весьма малых размерах и при слабом расходе тока газообразование ничтожно.