"Радиолюбитель", №5-6, март, 1926 год, стр. 93
К 14-МУ апреля в Москву со всех концов СССР с‘ехались профсоюзные культурно-просветительные работники для совещания по вопросам культработы.
На всесоюзном Культсовещании профсоюзный культ-актив будет обсуждать — впервые во всесоюзном масштабе — вопросы применения радио в культработе, вопросы обслуживания радиолюбительства — этого верного помощника профорганизаций в деле использования радио как в культработе, так и в осуществлении лучшей связи с массами.
Культсовещание выяснит, что выросло на почве, взрыхленной "Положением о радиосекции при ВЦСПС“, что может вырасти, где нужно для этого полить, где подчистить грядки. Словом, займется совсем сезонным — весенним делом.
Можно быть уверенным в том, что Культсовещание примет важные и плодотворные решения, ибо уже имеется прекрасный опыт радиоработы как московских, так и местных (Харьков, Ленинград, Иваново-Вознесенск, Тула и др.) организаций. Речь будет итти только о том, как распространить повсюду лучший опыт
К ЭТОМУ событию — к Культсовещанию — мы и приурочиваем наш номер. В качестве материала для Культсовещания мы покажем один из лучших плодов профсоюзного радио: радиоработу московского губотдела Союза Совторгслужащих.
Несмотря на то, что работа по глубокому использованию радио, в сущности, только еще начинается, несмотря на то, что далеко не всё в работе Совторгслужащих выявлено в посвященном ей настоящем номере нашего журнала, — материал этот совершенно наглядно показывает, для чего нужно радио в деятельности профсоюзов, как нужно ставить работу в этой области и каковы дальнейшие перспективы ее развертывания
НАМ скажут, что приводимый нами в качестве образца пример — пример работы Совторгслужащих — не показателен: у них, мол, были деньги, а с деньгами все можно сделать.
Конечно, совсем без денег работать нельзя. Но не только в деньгах дело. Главное здесь то, что работа базировалась на культивировании и умелом использований радиолюбительства и потому была и плодотворной и дешевой.
Известно, ведь, что на радиоустановки, даже по вздутым ценам, во всех союзных организациях находятся средства. Известно также, что когда к их устройству и обслуживанию не привлекаются любители, они, в большинстве случаев, скоро отказываются работать. И только там они хорошо работают, где тесно связаны с радиолюбительством, которое, в благодарность за предоставленную ему возможность учиться и творить, отдает все свои силы делу, и затраченные на него скромные средства возвращает сторицею.
Вот почему нам особенно приятно исполнить просьбу радиолюбителей — совторгслужащих — отметить в высшей степени чуткое, тактичное отношение к ним их непосредственных руководителей: секретаря (ныне завкультотделом ЦК) союза тов. Кантора и завкультотделом губотдела тов. Неунылова.
Такому чуткому отношению к радиолюбителю руководителей союза и обязан успех дела — и не только в данном случае, а и во всех случаях, где радиолюбительство развилось, где оно принесло пользу.
ВЕДЬ в том-то и заключается интересная особенность радио, что оно, привлекая к себе простотой, с какой можно получить первый результат, дает простор для бесконечного углубления, увлекает наиболее активные живые силы, делая из них подлинных любителей дела, интересующихся только делом и деятельно заботящихся об его процветании.
И это — счастливая возможность для нашего Союза, ибо радио, как средство просвещения, может быть, с необычной для других видов культработы легкостью, и даже стремительностью, внедрено в наш быт. О пользе радио, как об'единяющего начала, как проводника знаний в массы, говорить, как будто, не приходится.
Но следует остановиться на радиоувлечении — на радиолюбительстве. Здоровое, ценное увлечение.
Кто-то, говоря в одной из газет об огромном зле наших дней — о хулиганстве, высказал интересное мнение: среди причин хулиганства прежде всего — необузданная накопившаяся энергия, не нашедшая себе здорового выхода.
Безусловно верно то, что энергии, ищущей здорового выхода, у нас накопилось много. Налицо огромная тяга к знанию, к строительству новой жизни. И радиоувлечение, — радиолюбительство дает выход этой богатырской энергии — энергии Ильи Муромца, сидевшего при царизме сиднем более, чем тридцать лет и три года.
Поразительно, как такая маленькая "зацепка", как простой детекторный приемник, дает огромный стимул к изучению ряда наук! Сначала электричества — стремление постигнуть суть дела, понять, почему и как все происходит. Дальний прием привлекает к изучению географии, к изучению эсперанто, иностранных языков. Желание лучше использовать радиолекции тянет за собой интерес к стенографии. Возможность предсказывать погоду, пользуясь передаваемыми по радио метеобюллетенями, вызывает интерес к метеорологии и т. д. и т. д.
СЛОВОМ, радио является мощнейшим стимулом к самообразованию; действующие приемные установки являются путями, по которым в массы пойдет культура. Словом, радио — мощнейшее средство для так необходимой нам умственной культуры, — "умкультуры", как можно было бы вольно сказать, по аналогии с "физкультурой".
Немного подучившись, радиолюбитель стремится применить свои знания, — и здесь находит выход энергия, ищущая себе приложения в строительстве новой жизни, в общественной работе. И полезное увлечение радиотехникой несомненно сыграет известную роль и в борьбе с алкоголизмом и хулиганством. Интересное дело — радио способствует оживлению клубной работы, об'единяя там на почве удовлетворения жажды знания и интересной общественной деятельности.
РАДИОЛЮБИТЕЛЬСТВО дало у нас только первые плоды, — и эти плоды настолько хороши, что у нас нет никаких оснований сомневаться в том, что развитое нами вкратце значение радиолюбительства оправдается.
Наоборот, мы вполне уверены в успехе, мы уверены, что этот успех, масштаб пользы со временем расширится до пределов, ныне и не предполагаемых.
Мы уверены также, что Культсовещание, имея перед собой блестящий первый опыт профсоюзной радиоработы, примет важные решения, которые обеспечат быстрый рост интересного общественного движения — радиолюбительства.
Вот почему, обращаясь в нашей передовице, озаглавленной "всем", только к Культсовещанию, мы, в сущности, делаем это для всех, ибо решения Совещания будут чреваты большими последствиями для всех радиолюбителей, об‘единяющих их организаций как профсоюзных, так и ОДР, и для развития культуры во всем нашем Союзе.
Решения Культсовещания в отношении радио будут решениями огромного значения.