"Радиолюбитель", №6, май, 1925 год, стр. 127-128
Инж. А. Беркман
Вопрос о программе работы радиолюбительского кружка является одним из наиболее серьезных, связанных с нашим молодым радиолюбительством. Учитывая те особые задачи, которые может себе ставить всякий радиолюбитель, работающий не индивидуально, а в кружке, и те возможности, которые в наших условиях такая коллективяая работа дает, приходится отметить значительную трудность в деле создания такой программы, которая удовлетворяла бы запросы самых разнообразных кружков.
Почти 10-месячный опыт кружковой работы показал, что некоторые кружки организуются с определенной целью научиться строить детекторный приемник. По выполнении поставленной задачи они распадаются. Другие кружки стремятся к большему, но на их пути встают непреодолимой стеной трудности, связанные с знанием математики и физики. Наконец, имеются и такие кружки, — и их большинство, — в которых с удовольствием отмечаешь быстрый и все прогрессирующий рост интереса к радио, вовлекающий членов кружка не только в интенсивную работу по выполнению поставленных кружком целей, но заставляющий членов углублять свои знания. Этот интерес толкает членов кружка на путь технического самообразования, а следовательно, вовлекает их постепенно в настоящую техническую работу.
Принимая во внимание все эти особенности, пришлось составить более или менее гибкую программу, состоящую из двух циклов, которые в зависимости от условий могут быть использованы целиком или в отдельности.
Предлагаемая программа занятий радиолюбительского кружка рассчитана на 24 двухчасовых занятия с инструктором, т.-е. приблизительно на 3 месяца работы при хорошей трудоспособности членов кружка. Программа разбита на два цикла. Занятия инструктора могут быть ограничены первыми двумя лекциями первого цикла, дающими общее понятие о значении радио в жизни, о радиолюбительстве и о принципах радиопередачи и радиоприема. Первый цикл состоит нз 7 двухчасовых лекций и дает подробные сведения о сущности радиотелефонии и устройстве детекторного приемника. Во время прохождения этого цикла кружок подвешивает антенну и устанавливает самодельный детекторный приемник.
10 двухчасовых лекций второго цикла знакомят членов кружка с теорией и практикой катодных ламп и ламповых усилителей. Одновременно с прохождением второго цикла устанавливается самодельный усилитель и по возможности репродуктор.
Наконец, при желании каждому циклу могут быть прибавлены несколько дополнительных двухчасовых лекций (7 а, б, в, г к первому циклу и 15 а, б, в ко второму циклу), знакомящих радиолюбителя с расчетом, измерениями и использованием переменого тока для ламповых установок.
Принимая во внимание, что многие члены кружков впервые подходят к техническим знаниям, необходимо по возможности оживить требующуюся для изучения теоретическую часть возможно большим количеством опытов и демонстраций при помощи очень дешевых и простых самодельных приборов, взятых по возможности из обычной окружающей обстановки. С этой же целью практическая работа ведется все время параллельно с теорией и даже доминирует над ней. Вообще же при трудности усвоения теории и часто встречающемся отсутствии понимания ее необходимости надо создать такие условия работы при которых радиолюбитель, натыкаясь на определенные вопросы, пришел бы к выводу, что без некоторой теоретической подготовки ему не обойтись.
Лекция № |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ | ДЕМОНСТРАЦИИ | ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА |
1. | (Организационное собрание со вступительной лекцией устраивается в большом помещении с чисто агитационной целью. Желательно привлечение возможно большего числа слушателей и сопровождение лекции диапозитивами).
Что такое радио. Его значение в современной и будущей культурной жизни народов. Радио, как связь, по сравнению с другими средствами связи. Радио, как средство вовлечения масс в политическую жизнь страны. Радио, как средство под'ема культурного уровня масс. Радио — на путях сообщения. Радио — в военном и морском деле. Радиотелемеханика. Радиотелескопия. Другие возможности, связанные с радиотехникой. Что такое радиолюбительство? Его значение в деле технического самообразования. Радиолюбительские кружки, как средство привлечения самых широких рабочих масс к делу радиофикации деревни. "Всякий радиолюбитель способствует под'ему культурного уровня страны". Необходимость правильной организации радиолюбительства, и что в этом отношении делается в СССР. Что дает радиолюбительство индивидуальное и раиолюбительство в кружке. |
Демонстрации приемника, усилителя и громкоговорителя. | |
2. | Общие сведения в принципах радиопередачи и радиоприема. (Аналогии: водяная, световая, звуковая). Понятие об устройстве приемника. Антенна (ее устройство, высота, изоляция). | Кружок намечает ближайшую установку. Определяет те материалы, которые необходимо приобрести для работы кружка. Подробно намечает все материалы, необходимых для подвески антенны. | |
3. | Механические колебания (маятник, гирька с пружиной). Период колебания и частота колебания. Волнообразное движение. .Механические аналогии (вода, звук, свет). Резонанс. Что такое ток. Источники тока. Ток постоянный и переменный. Ток низко-частотный и высоко-частотный. | Демонстрация резонанса. Демонстрации с маятником. Демонстрации с пружинкой и гирькой. Демонстрации с током на карманном фонарике. | Подвеска антенн, устройство заземления и грозового переключателя. Включение простейшего приемника в антенну. |
4. | Проводники и непроводники. Понятие о сопротивлении, силе тока и напряжении (аналогии). Последовательное и параллельное соединение электродвижущих сил и элементов. Электрический заряд. Емкость. Конденсатор. Электрическое поле. Магнетизм. Магнитное поле. Электромагнетизм. Понятие об индукции, взаимоиндукции и о самоиндукции. Самоиндукция и емкость в цепи переменного тока(аналогии). | Демонстрация с помощью карманного фонарика. Микрофон и его части. Притяжениее бумажек стеклянной палочкой, натертой кожей. Бузиновые шарики. Электроскоп. Лейденская банка. Конденсатор. Магнит. Действие тока на стрелку. Соленоид. | Изготовление катушек разных систем. Знакомство с данными катушек. Изготовление катушки для проектируемого приемника. |
5. | Источники электрической энергии переменного тока высокой частоты (без описания машины высокой частоты, дуга, лампа). Электромагнитные волны. Излучение их и распространение. Длина волны, частота, период, скорость распространения. Модуляция электромагнитных волн. Улавливание электромагнитных волн. Колебательный контур приемника. Колебания собственные и навязанные. Отчего зависят собственные колебания маятника и гирьки. Что соответствует длине маятника (упругости пружинки и массе гирьки) в колебательном контуре приемника. | Разные типы конденсаторов. Изготовление блокировочного конденсатора для приемника. | |
6. | Детектор и его роль. Электромагниты. Устройство электрического звонка, телеграфа и телефона. Блокировочный конденсатор и его значение. Детекторный контур приемника. | 1) Электромагнит. Значение сердечника. Устройство телефона. Совместная работа микрофона и телефона.
2) Демонстрация работы приемника с детектором. Демонстрации работы приемника с блокировочным конденсатором и без него. |
Сборка приемника и его установка. |
7. | Антенны, их устройство и выбор. Схемы длинных и коротких волн. Разные схемы приемников и их отличие. Способы обуществления настройки. Как найти причину плохой работы приемника. | Демонстрация фабричных приемников. | Читка схем. Сборка различных схем из основных элементов. Инструктором отдельным группам членов кружка даются задания на разные типы приемника. |
8. | Понятие об электронах. Термоэлектроны. Двухэлектродные и трехэлектродные катодные лампы. Механические аналогии. | Опыты с лампами и демонстрация их действия. | Пров. радиоприемников, построенных членами кружка. |
9. | Двухэлектродная лампа, как детектор. Кенотрон. Трехэлектродная лампа, как детектор, как усилитель низкой частоты и как усилитель высокой частоты. | Демонстрация разных применений катодной лампы. | Изготовление высокоомных сопротивлений (гридлики). |
10. | Схемы с одной лампой. Части ламповых схем: реостаты, дроссельные катушки, сопротивления, гридлики. | Демонстрация готовых частей усилителя. Демонстрация приема на рамку. Демонстрация вредных колебаний. | Изготовление реостата накала, трансформатора низкой и высокой частоты, дросселя. Читка разных схем. Сборка схем с одной лампой. |
11. | Приемн. на рамку. Репродуктор. | ||
12. 13. 14. |
Обратная связь и собственные колебания. Причина мешающего действия. Меры против мешающего действия собственных колебаний. Как определить наличие вредных колебаний и как от них избавиться (изменение связи с антенным контуром, настройка антенного контура, изменение накала). Как установить обратную связь, без колебаний. | ||
15. 16. |
Генераторные свойства лампы. Понятие о гетеродинном приеме. Прием затухающих и незатухающих колебаний. Важность точной настройки для приема телеграфа. Прием телефонной передачи. Как найти причину плохой работы усилителя и причину излучений. | Демонстрация приема с гетеродином. | Отыскание станций затухающих и незатухающих колебаний. Читка схем и сборка схем с двумя лампами. Определение причин недочетов работы усилителя. |
17. | Схемы с двумя лампами. | ||
7а. | Простейшие испытания частей приемника: телефона, детектора, конденсатора, катушки антенны. Проверка грозового предохранителя. | Постройка испытателя для простейших испытаний частей приемника. Постройка мостика Уитстона. |
|
7б. | Измерение самоиндукции и емкости. Устройство волномера. | Демонстрация измерений. | Постройка волномера. Простейшие задачи с измерениями. |
7в. | Измерение самоиндукции и емкости и собственной длины волны антенны. Расчет их. Кривые резонанса. | Градуировка вариометра и переменного конденсатора. (Снятие кривых резонанса при помощи волномера). Установление приемника на определенную длину волны с помощью волномера. | |
7г. | Расчет приемника и задачи. | Практика измерений. | |
15а. | Последовательное и параллельное соединение элементов. Сухие и жидкие элементы. Аккумуляторы. Зарядка аккумулятора. Измерение силы тока и напряжения. Измерение сопротивления по способу амперметра и вольтметра. | Демонстрация измерений силы тока, напряжения и сопротивления. | Зарядка аккумуляторов и обращение с ними. |
15б. | Выпрямители и соединения их. Преобразование переменного тока в постоянный. | Постройка выпрямителя и применение его к зарядке аккумулятора при наличии переменного тока. | |
15в. | Характеристики ламп. Как они получаются и что говорят. | Постройка измерительной доски для исследования ламп и снятие характеристик. |