РАДИОЛЮБИТЕЛЬ, №6, 1925 год. Программа работы радиолюбительского кружка.

"Радиолюбитель", №6, май, 1925 год, стр. 127-128

Программа работы радиолюбительского кружка.

Инж. А. Беркман

Вопрос о программе работы радиолюбительского кружка является одним из наиболее серьезных, связанных с нашим молодым радиолюбительством. Учитывая те особые задачи, которые может себе ставить всякий радиолюбитель, работающий не индивидуально, а в кружке, и те возможности, которые в наших условиях такая коллективяая работа дает, приходится отметить значительную трудность в деле создания такой программы, которая удовлетворяла бы запросы самых разнообразных кружков.

Почти 10-месячный опыт кружковой работы показал, что некоторые кружки организуются с определенной целью научиться строить детекторный приемник. По выполнении поставленной задачи они распадаются. Другие кружки стремятся к большему, но на их пути встают непреодолимой стеной трудности, связанные с знанием математики и физики. Наконец, имеются и такие кружки, — и их большинство, — в которых с удовольствием отмечаешь быстрый и все прогрессирующий рост интереса к радио, вовлекающий членов кружка не только в интенсивную работу по выполнению поставленных кружком целей, но заставляющий членов углублять свои знания. Этот интерес толкает членов кружка на путь технического самообразования, а следовательно, вовлекает их постепенно в настоящую техническую работу.

Принимая во внимание все эти особенности, пришлось составить более или менее гибкую программу, состоящую из двух циклов, которые в зависимости от условий могут быть использованы целиком или в отдельности.

Предлагаемая программа занятий радиолюбительского кружка рассчитана на 24 двухчасовых занятия с инструктором, т.-е. приблизительно на 3 месяца работы при хорошей трудоспособности членов кружка. Программа разбита на два цикла. Занятия инструктора могут быть ограничены первыми двумя лекциями первого цикла, дающими общее понятие о значении радио в жизни, о радиолюбительстве и о принципах радиопередачи и радиоприема. Первый цикл состоит нз 7 двухчасовых лекций и дает подробные сведения о сущности радиотелефонии и устройстве детекторного приемника. Во время прохождения этого цикла кружок подвешивает антенну и устанавливает самодельный детекторный приемник.

10 двухчасовых лекций второго цикла знакомят членов кружка с теорией и практикой катодных ламп и ламповых усилителей. Одновременно с прохождением второго цикла устанавливается самодельный усилитель и по возможности репродуктор.

Наконец, при желании каждому циклу могут быть прибавлены несколько дополнительных двухчасовых лекций (7 а, б, в, г к первому циклу и 15 а, б, в ко второму циклу), знакомящих радиолюбителя с расчетом, измерениями и использованием переменого тока для ламповых установок.

Принимая во внимание, что многие члены кружков впервые подходят к техническим знаниям, необходимо по возможности оживить требующуюся для изучения теоретическую часть возможно большим количеством опытов и демонстраций при помощи очень дешевых и простых самодельных приборов, взятых по возможности из обычной окружающей обстановки. С этой же целью практическая работа ведется все время параллельно с теорией и даже доминирует над ней. Вообще же при трудности усвоения теории и часто встречающемся отсутствии понимания ее необходимости надо создать такие условия работы при которых радиолюбитель, натыкаясь на определенные вопросы, пришел бы к выводу, что без некоторой теоретической подготовки ему не обойтись.

Лекция
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЕМОНСТРАЦИИ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. (Организационное собрание со вступительной лекцией устраивается в большом помещении с чисто агитационной целью. Желательно привлечение возможно большего числа слушателей и сопровождение лекции диапозитивами).

Что такое радио. Его значение в современной и будущей культурной жизни народов. Радио, как связь, по сравнению с другими средствами связи. Радио, как средство вовлечения масс в политическую жизнь страны. Радио, как средство под'ема культурного уровня масс. Радио — на путях сообщения. Радио — в военном и морском деле. Радиотелемеханика. Радиотелескопия. Другие возможности, связанные с радиотехникой.

Что такое радиолюбительство? Его значение в деле технического самообразования. Радиолюбительские кружки, как средство привлечения самых широких рабочих масс к делу радиофикации деревни. "Всякий радиолюбитель способствует под'ему культурного уровня страны". Необходимость правильной организации радиолюбительства, и что в этом отношении делается в СССР. Что дает радиолюбительство индивидуальное и раиолюбительство в кружке.

Демонстрации приемника, усилителя и громкоговорителя.  
2. Общие сведения в принципах радиопередачи и радиоприема. (Аналогии: водяная, световая, звуковая). Понятие об устройстве приемника. Антенна (ее устройство, высота, изоляция).   Кружок намечает ближайшую установку. Определяет те материалы, которые необходимо приобрести для работы кружка. Подробно намечает все материалы, необходимых для подвески антенны.
3. Механические колебания (маятник, гирька с пружиной). Период колебания и частота колебания. Волнообразное движение. .Механические аналогии (вода, звук, свет). Резонанс. Что такое ток. Источники тока. Ток постоянный и переменный. Ток низко-частотный и высоко-частотный. Демонстрация резонанса. Демонстрации с маятником. Демонстрации с пружинкой и гирькой. Демонстрации с током на карманном фонарике. Подвеска антенн, устройство заземления и грозового переключателя. Включение простейшего приемника в антенну.
4. Проводники и непроводники. Понятие о сопротивлении, силе тока и напряжении (аналогии). Последовательное и параллельное соединение электродвижущих сил и элементов. Электрический заряд. Емкость. Конденсатор. Электрическое поле. Магнетизм. Магнитное поле. Электромагнетизм. Понятие об индукции, взаимоиндукции и о самоиндукции. Самоиндукция и емкость в цепи переменного тока(аналогии). Демонстрация с помощью карманного фонарика. Микрофон и его части. Притяжениее бумажек стеклянной палочкой, натертой кожей. Бузиновые шарики. Электроскоп. Лейденская банка. Конденсатор. Магнит. Действие тока на стрелку. Соленоид. Изготовление катушек разных систем. Знакомство с данными катушек. Изготовление катушки для проектируемого приемника.
5. Источники электрической энергии переменного тока высокой частоты (без описания машины высокой частоты, дуга, лампа). Электромагнитные волны. Излучение их и распространение. Длина волны, частота, период, скорость распространения. Модуляция электромагнитных волн. Улавливание электромагнитных волн. Колебательный контур приемника. Колебания собственные и навязанные. Отчего зависят собственные колебания маятника и гирьки. Что соответствует длине маятника (упругости пружинки и массе гирьки) в колебательном контуре приемника.   Разные типы конденсаторов. Изготовление блокировочного конденсатора для приемника.
6. Детектор и его роль. Электромагниты. Устройство электрического звонка, телеграфа и телефона. Блокировочный конденсатор и его значение. Детекторный контур приемника. 1) Электромагнит. Значение сердечника. Устройство телефона. Совместная работа микрофона и телефона.

2) Демонстрация работы приемника с детектором. Демонстрации работы приемника с блокировочным конденсатором и без него.
Сборка приемника и его установка.
7. Антенны, их устройство и выбор. Схемы длинных и коротких волн. Разные схемы приемников и их отличие. Способы обуществления настройки. Как найти причину плохой работы приемника. Демонстрация фабричных приемников. Читка схем. Сборка различных схем из основных элементов. Инструктором отдельным группам членов кружка даются задания на разные типы приемника.
8. Понятие об электронах. Термоэлектроны. Двухэлектродные и трехэлектродные катодные лампы. Механические аналогии. Опыты с лампами и демонстрация их действия. Пров. радиоприемников, построенных членами кружка.
9. Двухэлектродная лампа, как детектор. Кенотрон. Трехэлектродная лампа, как детектор, как усилитель низкой частоты и как усилитель высокой частоты. Демонстрация разных применений катодной лампы. Изготовление высокоомных сопротивлений (гридлики).
10. Схемы с одной лампой. Части ламповых схем: реостаты, дроссельные катушки, сопротивления, гридлики. Демонстрация готовых частей усилителя. Демонстрация приема на рамку. Демонстрация вредных колебаний. Изготовление реостата накала, трансформатора низкой и высокой частоты, дросселя.

Читка разных схем. Сборка схем с одной лампой.
11. Приемн. на рамку. Репродуктор.
12.
13.
14.
Обратная связь и собственные колебания. Причина мешающего действия. Меры против мешающего действия собственных колебаний. Как определить наличие вредных колебаний и как от них избавиться (изменение связи с антенным контуром, настройка антенного контура, изменение накала). Как установить обратную связь, без колебаний.
15.
16.
Генераторные свойства лампы. Понятие о гетеродинном приеме. Прием затухающих и незатухающих колебаний. Важность точной настройки для приема телеграфа. Прием телефонной передачи. Как найти причину плохой работы усилителя и причину излучений. Демонстрация приема с гетеродином. Отыскание станций затухающих и незатухающих колебаний. Читка схем и сборка схем с двумя лампами. Определение причин недочетов работы усилителя.
17. Схемы с двумя лампами.
7а. Простейшие испытания частей приемника: телефона, детектора, конденсатора, катушки антенны. Проверка грозового предохранителя.   Постройка испытателя для простейших испытаний частей приемника.

Постройка мостика Уитстона.
7б. Измерение самоиндукции и емкости. Устройство волномера. Демонстрация измерений. Постройка волномера. Простейшие задачи с измерениями.
7в. Измерение самоиндукции и емкости и собственной длины волны антенны. Расчет их. Кривые резонанса.   Градуировка вариометра и переменного конденсатора. (Снятие кривых резонанса при помощи волномера). Установление приемника на определенную длину волны с помощью волномера.
7г. Расчет приемника и задачи.   Практика измерений.
15а. Последовательное и параллельное соединение элементов. Сухие и жидкие элементы. Аккумуляторы. Зарядка аккумулятора. Измерение силы тока и напряжения. Измерение сопротивления по способу амперметра и вольтметра. Демонстрация измерений силы тока, напряжения и сопротивления. Зарядка аккумуляторов и обращение с ними.
15б. Выпрямители и соединения их. Преобразование переменного тока в постоянный.   Постройка выпрямителя и применение его к зарядке аккумулятора при наличии переменного тока.
15в. Характеристики ламп. Как они получаются и что говорят.   Постройка измерительной доски для исследования ламп и снятие характеристик.