"Радиолюбитель", №7, 1928 год.

Международные перспективы радиовещания


А. В. Виноградов

ВОПРОС о рациональной организации радиовещательной системы не может в настоящее время решаться лишь в рамках того или иного государства, так как международный характер самой сущности радиовещания начинает давать себя чувствовать с каждым днем, а лозунг: «Для радио нет границ», превращается из отвлеченного, в слишком реальный. С другой стороны, даже говоря только о внутреннем регулировании, никоим образом нельзя игнорировать опыт, накопленный за границей, уже три года тому назад вступившей на этот путь.

Международный союз радиовещания

Если Западной Европе удалось более или менее избегнуть эфирного хаоса, то только благодаря тому, что все радиовещательные организации об'единены в союз, являющийся прежде всего регулятором и контролером технической стороны радиовещания. «Международный Союз Радиовещания» возник весной 1925 г., а осенью 1926 г. ему удалось провести так называемый «Женевский план» распределения волн между европейскими радиостанциями.

Наше общее отношение к Союзу, являющемуся придатком Лиги Наций, таково, что, не входя формально в состав его членов и тем сохраняя за собой свободу действий, мы находимся с ним в постоянной связи и не отказываемся от проведения согласованных с нами мероприятий, направленных к урегулированию европейского радиовещания. Текущая работа Союза проходит в ряде специальных комиссий, из коих особо важную роль играет техническая, находящаяся в Брюсселе и руководимая Р. Брайар, — главным инженером Бельгийского радиовещательного общества. По инициативе этой комиссии все европейские станции снабжены кварцевыми волномерами, обеспечивающими возможность точного соблюдения назначенных Союзом длин волн. Центральная лаборатория Союза контролирует изо-дня в день волны всех станций и рассылает ежемесячные сводки наблюдений, наглядно иллюстрирующие степень технической дисциплинированности каждого радиовещателя.

Война в эфире

События конца прошлого и начала текущего года выявили в развитии европейского радиовещания ряд новых моментов, чрезвычайно осложняющих задачу регулирования. С одной стороны, удвоившееся общее количество станций приводит к усилению взаимных помех, которые нельзя устранить частными коррективами «Женевского плана». С другой стороны, к трудностям чисто технического порядка прибавляются трудности политические. Наблюдающаяся всюду погоня за мощными станциями значительно расширяет сферы их действия и стирая радиограницы отдельных государств, создает грандиозный всеевропейский плацдарм для взаимной борьбы за культурно-политическое влияние. Несмотря на официально провозглашаемую аполитичность радиовещания, эта борьба принимает все более реальные формы, доходя до размера серьезных международных конфликтов. Достаточно указать на так называемый «силезский инцидент» между Польшей и Германией, когда в ответ на демонстративно построенную у самой границы польскую 10-киловаттную станцию Каттовицы, немцам после неудачных дипломатических переговоров, пришлось в экстренном порядке увеличить с 1.5 до 20 киловатт мощность пограничной станции Глейвиц, игравшей до тех пор роль чисто местной, для своего небольшого района. Неизвестно еще, как ответит на это Польша и какой сюрприз может преподнести обоим соседям Чехо-Словакия, но во всяком случае, роль радио как орудия международной борьбы выявилась уже с достаточной четкостью.

Это обстоятельство вселяет тревогу в умы руководителей Международного Союза Радиовещания и заставляет изыскивать культурные пути для выхода из того тупика, в котором скоро может оказаться европейское радиовещание. В настоящее время опубликован один из таких «перспективных планов», принадлежащий председателю технической комиссии Союза инженеру Р. Брайар и представляющий с точки зрения как предпосылок, так и конечных выводов несомненный интерес, в частности, для нашего советского радиовещания.

Перспективный план

Проект Брайара построен на двух основных принципах: 1) сокращение количества и повышение мощности станций и 2) координация программ в европейском масштабе. Первый принцип диктуется современным состоянием техники, ибо отведенный для радиовещания диапазон волн не может вместить больше определенного количества (примерно, 100) станций.

С другой стороны, если, как правильно замечает Брайар, ориентироваться при решении проблемы радиофикации не на любителя-экспериментатора, стремящегося поймать 57 станций в один вечер, а на рядового слушателя, то надо дать этому слушателю возможность приема хотя бы одной станции, но в условиях наибольшей простоты и свободы от помех. Из этих соображений в Англии, например, пришли к необходимости постепенно заменить 22 существующих станции десятью вполне современными станциями, мощностью не менее 30 киловатт в антенне. Кроме того, эти станции будут попарно об'единены в 5 районных групп, так что каждая группа в своем районе даст возможность слушать по выбору любую из двух программ. В Соединенных Штатах также имеется тенденция закрыть до половины существующих станций.

Брайар констатирует далее, что причину многочисленности европейских радиостанций надо искать не в технических предпосылках, а исключительно в коммерческих интересах правящих капиталистических групп, которые хотят иметь в радиовещании такое же средство неограниченного распространения своего влияния, какое они находят в печатной прессе и других формах выражения мыслей. Они не хотят считаться с тем фактом, что можно в одном городе издавать 100 или 200 различных журналов, можно поставить в один ряд 15 церквей, можно построить 25 театров на одной улице, и все это без риска создать вредную интерференцию, в то время как каждая новая радиостанция влечет за собой неизбежные помехи для слушателей других станций.

Выступая в необычной роли обличителя капитализма, Брайар блестяще подтверждает, высказанную в свое время председателем Госплана, тов. Кржижановским, мысль, что каждый честный иностранный специалист, подходя к организационным проблемам мирового хозяйства, бывает вынужден признать всю тяжесть пут, накладываемых собственническими отношениями и безоговорочно встать на сторону социализма. Сама история готовит, таким образом, кадры специалистов, которые смогут по праву занять первые моста в будущем Мировом Госплане.

При обсуждении «Женевского плана» распределения волн, многие представители пытались возражать таким образам: «Моя страна, мол, имеет нужду в исключительных длинах волн по соображениям географическим, политическим, лингвистическим и т. п.». Ответ Брайара был неизменно таков: «Я совершенно согласен с Вами в части Ваших потребностей, но я должен сказать, что при современном состоянии техники ее возможности недостаточны для их удовлетворения. Не требуйте же от радиотехники больше того, чем она может дать, а изыскивайте способы наилучшим образом использовать то, что она дает».

Мы приводим этот диалог потому, что он как бы специально предназначен для многих наших радиофикаторов, стремящихся взять от радио все и в результате не получающих ничего.

Итак, по мнению Брайара, ориентируясь на интересы слушателя, радиовещательная система должна располагать небольшим количеством станций достаточной мощности, и в то же время всячески стремиться к расширению количества пунктов установки микрофонов с тем, чтобы каждое более или менее выдающееся событие жизни страны могло быть передано одновременно через все станции и таким образом сделаться достоянием наибольшего числа слушателей. Но поскольку для слушателя представляет интерес жизнь не только своей страны, а и других, радиовещание должно попытаться разрешить свою задачу в международном масштабе.

Международный обмен радиопрограммами

Для этого достаточно сделать логические выводы из тех примеров международного радиосотрудничества, которые на ряду с конфликтами имеют, правда, еще пока в единичных случаях, место в современной практике. Речь идет о международном обмене программами, сделавшемся возможным благодаря последним достижениям телефонии по кабелям и проводам большого протяжения. Проволока и сейчас уже играет важную роль в европейском радиовещании, связывая внутри каждой страны все радиостанции в единую систему, управляемую из любого пункта. Для этой цели служат специальные линии, в Англии воздушные, а в странах центральной Европы, преимущественно, кабельные, рассчитанные и оборудованные таким образом, чтобы без искажений пропускать необходимый для радиовещания диапазон частот, примерно в 10.000 периодов, в то время как нормальные междугородные телефонные линия пропускают лишь полосу достаточную для разборчивой передачи речи, т.е., примерно 2.000 периодов. Поэтому, несмотря на то, что все европейские столицы связаны между собой телефоном, использование этих проводов для обмена радиопрограммами становится возможным только после специального переоборудования, которое на некоторых участках уже произведено, а при прокладке новых линий обязательно учитывается. Помимо этого, линию приходится оборудовать промежуточными усилителями, число которых растет с увеличением длины линии, а также специальными устройствами для корректирования искажений. При помощи таких переоборудованных магистралей (см. карту) в последнее время ставились и прошли вполне удачно отдельные опыты обмена трансляциями между Бельгией и Англией, Бельгией и Германией, Регулярный обмен ведется между Берлином, Веной, Прагой и Варшавой, между Стокгольмом, Осло и Копенгагеном. Техническое решение вопроса, таким образом, найдена и остается только его широко использовать.

Тогда при законченной организации международной радиовещательной системы можно будет передавать сразу через все станции празднества в честь Дебюсси из Парижа, оперы Вагнера из Германии, музыку Шопена в исполнении Падеревского из Варшавы, испанскую музыку из Испании и т, д. Рациональная организация международных трансляций будет, конечно, лучше всего способствовать развитию музыкальной культуры слушателей и даст возможность восприятия подлинного национального искусства каждой страны в его настоящем виде.

Наши задачи

Проект Брайара не может, конечно, дать полного разрешения проблемы радиовещания применительно к условиям Советского Союза, но некоторые выводы из него сами собой напрашиваются.

Будучи связаны в значительной степени факторами национальным и районным, мы в отличие от стран Запада не можем рассматривать подлежащее обслуживанию радиовещанием пространство чисто географически, а потому у нас никогда не может быть одной программы, хотя бы для европейской части Союза. Но, если взять основную магистраль РСФСР: Ленинград — Москва — Ростов с ответвлениями на Нижний, Вологду, Смоленск и Курск или украинскую магистраль Харьков — Киев, то здесь, конечно, значительная унификация программ необходима хотя бы для того, чтобы не читать отдельно в этих пунктах лекций на одну и ту же тему. В части музыкальных программ увязка и взаимный обмен будут возможны на более значительном пространстве, ибо будем же мы в конце-концов давать кавказскую музыку непосредственно с Кавказа, а украинскую из городов УССР. Здесь дело только за приведением в эксплоатационное состояние соответствующих проводов.

Что касается включения СССР в международный обмен с Западом, то о желательности этого говорить не приходится, тем более, что технические возможности имеются в связи с наличием бронзовой магистрали Москва — Минск — Варшава. Для проверки этой возможности 4 апреля был уже произведен первый опыт, результаты которого превзошли все ожидания. В этот день состоялся первый обмен программами между Варшавой и Берлином. При содействии Московской Международной Телефонной станции удалось получить обе программы по проводу в Москву, при чем Берлинская программа воспроизводилась вполне удовлетворительно, а Варшавская даже почти идеально, несмотря на то, что линия Москва — Варшава не подвергалась еще специальному оборудованию для радиовещания. Таким образом, надо надеяться, что в недалеком будущем наш обмен программами с Западной Европой станет реальным фактом в качестве одной из форм международной культурной связи.

Но, понятно, это относятся лишь к музыкальным передачам. В отношении же передач общественно-политических безграничность радиовещания не только не сможет устранить основные противоречия, вызываемые разницей государственных систем капиталистического Запада и Советского Союза, но, наоборот, будет служить одним из мощных факторов развертывающейся борьбы этих систем. В годы блокады и интервенции радио достаточно зарекомендовало себя в качестве средства распространения правды о Советском Союзе через голову противника. Поэтому и при построении радиовещательной сети мы на ряду с внутренними задачами, никоим образом не должны игнорировать открывающейся возможности непосредственной связи с пролетарскими массами зарубежных стран.


Hosted by uCoz