ПРИ наличии трансляционного узла, оборудованного усилителем типа, приведенного в № 11—12 "РЛ" за 1927 г. и желании транслировать передачи из помещений, отстоящих от усилителя на значительном расстоянии, необходимо иметь, в помощь основному, небольшой предварительный усилитель.
Назвали мы его "театральным", так как такая кличка привилась на радиостанции МГСПС благодаря тому, что большинство трансляций происходит у нас из театров. На этом названии мы и остановимся, дабы не путать его с основным "предварительным" усилителем.
Назначение усилителя
Необходимость такого усилителя может быть вызвана двумя причинами. Во-первых, энергия, развиваемая микрофоном (типа ММ), бывает зачастую недостаточной для покрытия потерь в линии, соединяющей узел с местом трансляции; во-вторых, если иногда и возможно непосредственное включение микрофона в линию, то здесь выступают неприятные влияния шумов линии. Вот в этом случае от шумов можно избавиться предварительным усилителем. Дело в том, что чем больше энергии будет подано в линию, тем меньше будет отношение "мощности шума" к полезной (разговорной) мощности. Если при этом получаемая в узле энергия будет слишком велика, то излишек гасится помощью двух, включенных последовательно с каждым проводом линии, реостатов.
Величина этих реостатов должна быть порядка 50—80 тысяч омов каждый, меняющихся скачками через 5—8 тысяч омов. Включаются они непосредственно у входного коммутационного щитка в узле.
Можно было бы гасить и проще — методом потенциометра, включенного в параллель линии, но, как показал опыт, последовательное включение дает более благоприятные результаты.
Схема
Из изложенных соображений мы и приводим схему двухлампового усилителя, который на первый взгляд, казалось бы, слишком "мощен" для поставленной цели (см. рис.1).
Лампы нужные сюда, — УТ15; хотя на первое место (только на первое) можно было бы поставить и Р5, как более дешевую; усиление от этого не пострадало бы, в виду того, что потенциальный коэффициент усиления — "к" у Р5 и УТ15 почти одинаков. Но тогда пришлось бы подавать разные анодные напряжения и вводить лишний реостат.
Схема телефонным джеком П позволяет при коротких линиях и отсутствии на них шумов, переключаться на одну лампу (одновременно гасится вторая лампа).
Детали
При наличии железа, размеры коего приведены №11—12 "РЛ", стр. 414 (так называемый тип "TW3/0"), детали схемы имеют следующие данные:
Микрофонный трансформатор Тр1:
w1 = 700 витков
w2 = 7000 „
Диаметр провода
d1 = 0,1-0,12
d2 = 0,05—0,07 (а при непухлой изоляции до 0,1).
Выходной трансформатор Tp2:
w1 = 1 500 витков
w2 = 600
d1 = 0,12-0,15
d2 = 0,15—0,2
Дроссель Др:
w = 15 000 витков
d = 0, 12.
Зазор у каждого стыка по 0,2 мм.
Разделительный конденсатор C1 от 30 до 50000 см.
Блокировочный конденсатор С2 — 2 µF.
Реостат r — 2 Ом.
Шунт R1 — 100 000 омов (в предварительном усилителе этот шунт равнялся 200 000 омам, почему и коэфициент трансформации здесь другой, чем в предварительном, несмотря на то, что в первом приближении, казалось бы, трансформаторы работают в одинаковых условиях в том и другом случае).
Утечка R2 — 0,5 мегома.
В сторону уменьшения этой величины, даже при излишней громкости, итти не стоит. Уменьшая ее, мы тем самым искривляем динамическую характеристику первой лампы. У нас существует почему-то совершенно ложное представление, что уменьшение утечки в усилителях с емкостным переходом улучшает работу последнего. Между тем, улучшение передачи в таких случаях происходит потому, что таким путем уменьшают "раскачку" последующей лампы, которая до этого работала с перегрузкой (чем у нас, кстати сказать, любят грешить).
У выходного трансформатора имеется пара клемм для телефона, дабы дежурный техник на месте трансляции мог контролировать передачу.
Усилитель надо тщательно экранировать, а от экрана вывести специальную клемму для заземления.
Кроме того, желательно поместить в металлические кожуха трансформаторы и дроссель. Батарею сетки рационально поместить внутрь ящика усилителя. Это избавит нас от лишней пары наружных шнуров, могущих послужить причиной шумов. Также желательно поместить внутрь ящика и лампы, во избежание звона.
Все эти меры необходимо принять потому, что театры, концертные залы и т.д. в особенности полны всяких электрических шумов — юпитера, дуговые фонаря и т.п.
Для удобства обслуживания усилитель с батареями можно смонтировать вместе с индукторным телефоном, необходимым для служебных переговоров с узлом, — в общий чемодан. В этом случае для переключения линии с усилителя на разговор, надо предусмотреть соответствующий переключатель или телефонный джек.
Для питания микрофона телефонного аппарата можно, понятно, использовать аккумулятор накала усилителя.
Дальше, для того чтобы на месте трансляции не тратить времени на соединение клемм усилителя с микрофоном, аккумуляторами и линией, можно для этой цели приспособить многократные телефонные видки, которые заделываются на нужное число проводников и облегчают включение.
Лишний раз подчеркиваем необходимость тщательной экранировки как самого усилителя, так и всех подводящих проводников, в качестве которых, где это возможно, надо брать освинцованный кабель, оболочка которого заземляется. При отсутствии кабеля хорошо вплести в пару рабочих проводников — третий холостой и его заземлить.