Б. С. ЕЛИСЕЕВ.
Ленинград прежде всего крупный промышленный центр, кроме того, Ленинград город портовый и пограничный. Эти три элемента определяют характер условий дальнего приема в нашем городе. Широко развитая сеть трамвайных путей, большое количество фабрично-заводских предприятий, часть которых имеет свои электростанции постоянного тока, — обстоятельства, не позволяющие рассчитывать на хорошие результаты в области путешествия по эфиру. Однако, обилие рек и каналов, прорезывающих город, значительно смягчает остроту вопроса, и в общем положение любителей дальнего приема в Ленинграде нельзя признать очень тяжелым — слушать можно и иногда даже довольно недурно. Ленинградский порт с его береговыми, судовыми и прочими передатчиками, число которых довольно велико, не очень-то содействует поддержанию хорошего настроения у любителей дальнего приема, но если принять во внимание, что во время долгой ленинградской зимы, т.-е. как-раз в самый разгар радиосезона, эти передатчики почти полностью прекращают свою работу и лишь с открытием навигации начинают засорять эфир воем и треском, то и с этой стороны дело оказывается не слишком уже безнадежным. Из местных передатчиков вызывают досаду слушателей главным образом искровики, трещащие отчаянно (R9) главным образом в диапазоне от 500 до 1100 метров. Ламповые передатчики, в большинстве случаев телефонные, работают обычно очень кратковременно и все переклички «Пики» с «Пушкой», «Коршуна» с «Ласточкой», «Щуки» с «Карасем» и т.п. выслушиваются любителями более или менее благодушно.
Ленинград расположен на самом берегу Финского залива, в 80 километрах от границы с Финляндией и 100 км от границы с Эстонией. Ближайшей к Ленинграду радиовещательной станцией является ст. Выборг (Viipuri), которая находится всего в 125 километрах от Ленинграда и расположена при этом также на самом берегу Финского залива. Она должна быть слышна очень хорошо. К сожалению, эта станция ленинградскими любителями почти не принимается, так как работает на волне около 200 метров, т.-е. на участке, куда редко кто из любителей забирается. Ближайшими, после Выборга, станциями являются: Ревель (Эстония), Гельсингфорс и Лахти (Финляндия), находящиеся на расстоянии около 300 километров. Эти три станции слышны в Ленинграде очень хорошо во всякое время дня и ночи и при этом совершенно независимо от радиопогоды. Последняя из этих трех станций (Лахти), вследствие своей мощности, слышна так, как не может мечтать быть услышанной ни одна другая станция (кроме ленинградской, конечно). Она принимается на детектор днем совершенно свободно и уверенно. Все работающие мелкие финские трансляционные станции, имеющие, как известно, лишь около 0,2 квт мощности, слышны в Ленинграде хорошо и устойчиво. В публикуемых списках финских станций видимо имеются мертвые души; некоторых из перечисляемых станций, при всем старании, обнаружить не удается. Весьма прилично, хотя и не особенно устойчиво, слышны все мелкие шведские станции, из них хуже всех Боден. Из шведских станций хорошо слышны, не говоря о станции Мотала, которая принимается на детектор, Стокгольм, Мальме и Фалун или Фалин, как он себя называет. Выпадают отдельные дни, когда в диапазоне ниже 300 метров каждый сдвиг указателя ручки настройки на 1 — 2 деления дает громкий прием новой шведской станции с ее характерными позывными «Стокгольме-Радио» или по новой манере — «Стокгольм-Мотала». Из норвежских станций хорошо слышны Осло, Хамар и Фридерикштадт, особенно последний. Остальные норвежские станции слышны неважно. Хорошо слышны датчане: Копенгаген и Калундборг; последний по слышимости мало уступает такой мощной станции, как Цеезен (Кенигсвустергаузен). Голландцы — Хильверсум и Хюизен — слышны посредственно и не постоянно. Из английских станций хорошо слышны оба Давентри, особенно старший; иногда недурно слышен Абердин. Остальные англичане и ирландцы — слышны значительно хуже. Большинство французских станций слышны очень плохо. Исключение составляют Радио-Пари и Эйфелева башня, которые слышны довольно часто весьма недурно. Изредка слышна также недурно Тулуза (3 квт). Испанские, итальянские и швейцарские станции слышны плохо. Из австрийских станций слышна хорошо только Вена (517 м), из венгерских очень хорошо — Будапешт. Чехословацкие станции Прага и Брно слышны неровно — то хорошо, то плохо. Турецкая станция Стамбул в течение известного периода бывает слышна недурно, а затем слышимость ее почему-то на некоторое время совсем пропадает. Очень хорошо слышны польские станции Варшава и Каттовицы. Остальные польские станции слышны недурно. Литовская станция Ковно и латвийская Рига слышны хорошо и уверенно. Из германских станций лучше всех слышен Цеезен, затем Кенигсберг, Гамбург и Лейпциг, далее Бреслау и Глейвиц. Остальные несколько хуже. Мощный Лангенберг слышен то очень хорошо, то очень плохо. Метеорологическая станция Норддейх слышна прилично. Маломощные германские станции бывают иногда слышны очень хорошо.
Ленинградская 18-квт станция работает очень прилично: она хорошо держит волну и передачи ее звучат чисто, без искажений, даже в непосредственной близости от станции, в условиях, когда в детекторе скачут искры и кристалл спекается. Кроме того, станция имеет хорошую привычку молчать по четвергам, а иногда и по другим дням недели и делает довольно часто перерывы минут на 10—20 с полным выключением передатчика. Это дает ленинградским любителям возможность находить время для дальнего приема без помех со стороны ленинградской станции.
В заключение остается сказать пару слов о ленинградской радиопогоде. Ленинград лежит на обычном пути прохождения циклонов, зарождающихся под влиянием Гольфштрема где-то у берегов Исландии. Несомненно, что эти циклоны влияют и на радиопогоду. Как последняя связана с движением циклонов, сказать пока трудно — это область для исследования, но радиопогода в Ленинграде так же капризна, как и погода в атмосфере. Дни прекрасной слышимости чередуются с днями полного отсутствия таковой. Бывают периоды, когда «замирание» принимает хронический характер, а затем выпадает длинный ряд дней, когда «замирания» нет и признаков. В смысле атмосферных разрядов Ленинград повидимому находится в несколько лучших условиях, чем более южные области СССР. Бывают дни, когда треск разрядов сравнительно силен, но, во-первых, такие дни вовсе уж не так часты, а, во-вторых, сами разряды все же не так сильны, чтобы заглушать мощные дальние станции. Правда, от этого не легче, так как прием все же оказывается испорченным, но повторяю, такие дни вовсе не так часты, как на юге.