Подготовительные работы.
"В 1896 году", пишет А. С. в одной из своих брошюр, "появилось первое известие об опытах Маркони в Англии. Сущность опытов держалась в строжайшей тайне и все сведения, которые могли получить в течении всей зимы и весны 1897 года специальные журналы об этих опытах, ограничивались тем, что открыт новый способ для обнаружения и для возбуждения электромагнитных волн, и что можно послать помощью их длинные и короткие сигналы на значительное расстояние". "По поводу газетных заметок об этом, я," пишет А. С., "напечатал в октябре (1897 г.) статью в газете "Котлин", где указал на свой прибор, как решающий эту задачу и отмечающий приближение грозы за 20-30 верст".
Чтобы познакомить со своим изобретением морское общество, А. С. в марте месяце 1897 года прочел лекцию в Кронштадтском Морском Собрании "О возможности телеграфирования без проводов" и впервые демонстрировал передачу сигналов в пределах здания. Эта лекция и в особенности появившееся известие о новом успехе Маркони, установившем сообщение на расстоянии 12-ти километров, убедило всех в необходимости продолжать опыты в более широких размерах. Было решено в этом году вести опыты на судах Минного отряда.
Подготовительные работы начались с выработки вибраторов Гертца. Вибратор малой мощности состоял из двух шаров диаметра 30 см, соединенных между собою разрезанным по середине стержнем. Опыты, произведенные в Кронштадтской гавани, дали для такого вибратора дальность 300 сажен при искре около 1-го сантиметра. Причем в этих опытах чувствительная трубка заключала в себе железный порошок.
Дальнейший успех был получен при несколько измененной трубке. Мелкий стальной бисер, насыпанный вместо железного порошка, значительно поднял чувствительность приемной системы и тоже расстояние в 300 саж. было легко получено при искре в 4-5 мм.
Теперь для увеличения дальности осталось одно средство — увеличить мощность вибратора.
Второй вибратор большой мощности имел вместо шаров особой формы диски, диаметра немного меньше одного метра, поднявшие значительно емкость системы. Искровой промежуток в новом вибраторе был устроен между двумя шляпками диаметра 10 см, причем искра, как и в первом вибраторе, происходила в масле. На этом подготовительные работы должны были остановиться. К сожалению обязанности в Нижнем-Новгороде отвлекли А. С. от дальнейших работ и их пришлось вести в его отсутствии, без его личного руководства.
Опыты в Минном отряде в компанию 1897 года,
Для первых опытов вибратор большой мощности был установлен в особой будке около, так называемой, Лазаретной пристани на острове Тейкар-Сари. Приемная станция устанавливалась на специально назначенном для опытов паровом катере. Эта станция состояла из приемного провода длиною около 4 саж и чувствительной трубки, введенной в цепь двух элементов и вольтметра Карпантье. По отклонению этого вольтметра и обнаруживалось действие приемной станции.
Многочисленные испытания при этих условиях установили наибольшую дальность около 3 верст. Для дальнейших опытов приемная станция была перенесена на крейсер "Африка", где высоту приемного провода можно было довести до 9-ти сажень, благодаря чему дальность действия станции поднялась до 5-ти верст.
Опыты этого лета были закончены установкою телеграфного сообщения между учебным судном "Европа" и крейсером "Африка".
Реле, приготовленное собственными средствами из чувствительного вольтметра, дало возможность принимать сигналы при помощи телеграфного аппарата. Отправительная станция была перенесена на учебное судно "Европа", где на одном из мостиков на юте, был установлен вибратор большой мощности. Искра около 10 мм этого вибратора дала возможность принимать телеграммы на расстоянии 3-х миль.
Первые опыты в судовой обстановке сейчас же обнаружили все ее недостатки. Металлические снасти, оказалось, поглощают значительную долю энергии, излучаемой отправительною станциею, и нередко совершенно закрывают приемный провод от посланных к нему колебаний. Эти же опыты выдвинули на первый план вопрос о наивыгоднейшей форме вибратора для судовой отправительной станции. Таковы были первые попытки добиться практических результатов в только что открытой, мало известной области электромагнитных колебаний.
Опыты в Минном отряде в компанию 1898 года.
К началу новых летних испытаний выяснились многие детали, имеющие большое значение для успеха опытов. К этому времени стало ясным, что отправительная станция должна посылать энергию по возможности с большей поверхности, т. е. стала ясной необходимость иметь отправительный провод или отправительную сеть. Многие детали выяснились и для конструкции приемных станций. Эти станции и в этом году пришлось собрать из отдельных частей. Реле и телеграфные аппараты были системы Сименса, а чувствительная трубка попрежнему заключала в себе мелко наколотый стальной бисер. На береговой станции для опытов на двух мачтах была поднята сеть в виде большого четыреугольника, которая во время передачи присоединялась к вышеописанному вибратору большой мощности. На учебном судне "Европа" и на крейсере "Африка" сети представляли из себя две громадные петли, идущие через ноки рей и соединенные вместе проволокою через клотики мачт. Такая форма сети считалось необходимою, чтобы избежать загораживающего действия металлических частей судна.
При первых опытах этого лета был случайно разбит стакан с маслом, что нисколько не отразилось на действии вибратора. Этот случай показал малую пользу масла и оно после этого совершенно выводится из употребления. Наибольшая искра, какую можно было получить при вышеописанных сетях в воздухе, была от 10 до 13 мм. Для испытания наилучшей формы вибратора были приготовлены, кроме вышеописанных, вибраторы из сплошных шаров разного диаметра и из сплошных цилиндров разной длины. Опыты обнаружили, что все эти вибраторы, присоединенные к сети, давали один и тот же результат. Таким образом стало ясным, что сама сеть представляет из себя действующий вибратор и что для получения разряда достаточно воспользоваться двумя небольшими шариками искромера.
К концу плавания был поднят вопрос о действии отправительной станции на стрелку компаса. Специальная комиссия, собранная для решения этого вопроса, определила минимум расстояния между компасом и станцией в 7-8 метров.
Итак опыты второго плавания выяснили необходимость в судовой отправительной сети, но вопрос о форме сети остался открытым. Испытанная сеть оказалась слишком сложною. Она действительно давала возможность получать телеграммы при всех положениях судна, но такую сложную сеть трудно было достаточно изолировать от металлических частей судна.
Наибольшие расстояния, достигнутые за это плавание, были: 3 мили между судами и 6 миль между береговой станцией и крейсером "Африка".