А. Любович.
С каждым следующим днем растет применение радио в общественной жизни Советской страны, в быту рабочих и отчасти крестьянских масс.
Этот рост не проявляет сейчас большой скорости: радиопозиции берутся довольно медленно, но зато более твердо. Вместо многих широковещательных планов сети радиотелефонных станций, начинают появляться не только в Москве, но и в отдельных городах уже построенные, либо строящиеся широковещательные станции. Сеть этих станций только и может дать опору развертыванию радиолюбительства,
Но одновременно растет и, пожалуй, большим темпом рабочий и крестьянский радиолюбитель. Он не увеличивается резко числом; но упорной работой, чтением, конструкциями-самоделками вырастает в качестве.
Еще пока он терпеливо слушает все то, что дается в программе широковещания многих станций, не имеющих единой организации, выступающих с несогласованными программами. По этим станциям в кружках и среди одиночек идет пока не столько слушание, сколько проверка своих приборов, совершенствующихся с каждым днем.
Но наступает момент, когда не только массовый слушатель, но и узкий радиолюбитель захотят иметь от широковещания пользу и действительное удовольствие. Есть ли сейчас организованно выявленное, в печати обсужденное мнение об основных поправках как в строительстве широковещательных станций, так и в самой постановке многоголосного, но нестройного (в Москве) широковещания? — Нет. И радиолюбители, и друзья радио слушают, дают письмами свои отзывы то в ту, то в другую организацию, но не "широковещают" в свою очередь этих отзывов через печать, не создают тем самым общественного мнения в отношении постановки этого дела. В лучшем случае он получает ответ на свой вопрос, ответ во многих случаях спорный, его не удовтетворяющий. Но вслед за вопросами, как и на любом собрании, должны следовать "прения". Вот этих-то прений нет; нет широко поставленных заметок, статей "радиокора" — того же рабочего и крестьянского корреспондента, который начинает уже в общей печати "прокатывать" наблюдаемые им недочеты. А в специальных, посвященных радио журналах и газетах идет, по привычке, общее славословие радио, описание успехов, и кажется, читая их, что не нужно преодолевать препятствий, что не нужно выявлять своего мнения, ибо по виду все идет без сучка и задоринки.
Но уже нарастает стихийное, неорганизованное мнение, выражающееся в падении спроса на некоторую часть радиолитературы и в уменьшении темпа спроса на аппараты. Массовый потребитель-читатель инстинктивно воздействует через рынок, не имея других путей. Очевидно, с первой ступени пассивного слушания-чтения радиолюбитель переходит на вторую, где он пытается осуществить свою критику хотя бы примитивными путями, где он пытается воздействовать пока еще неорганизованно на рынок, захваченный в изрядной доле частным торговцем.
Нужно эту активность направить в организованное русло; нужно дать достаточно места в печати обсуждению рабоче-крестьянским радиолюбителям всех основных вопросов, связанных с применением радио в Советском Союзе; нужно не бояться освещения недостатков, которых, естественно, немало в этом новом деле, не бояться критики, которая может во-время предупредить отдельные неправильные шаги. От ответов на вопросы нужно переходить к обсуждению, выводам.
Общества Друзей Радио должны взять на себя инициативу развертывания этого обсуждения; кружки должны формировать "радиокора", а журналы общества дать широко свои страницы для его кореспонденций.
А тем для обсуждения много. Отзывы по строительству широковещательной сети станций, об их работе; мнения по организации широковещания; просмотр аппаратуры, ее приспособленности к различнейшим условиям мест; вопросы законодательства по радио; взаимное использование нарастающего технического опыта; качество продукции, борьба с частником и, наконец, способы широчайшего проникновения радио в деревню, опыт работы в ней радиоустановок — вот беглый перечень всех вопросов, которые требуют широчайшего обсуждения.
До с'езда у Друзей Радио нужно иметь хотя бы предварительный обмен мнений по этим животрепещущим вопросам, накопление опыта для того, чтобы выводы, делаемые с'ездом, были основаны на более широком обсуждении.
С первой на вторую ступень развития жизни радиолюбительства, Общества Друзей Радио!