Инж. И. Г. Кляцкин.
"Даешь оперу — должно стать лозунгом в радиовещании", — так пишет нам один из корреспондентов. "День, когда вы даете по трансляции оперу — праздничный день". — сообщает другой. Сотни таких писем приходят из провинции, их поддерживают тысячи московских любителей.
Письма, приходящие в О-во "Радиопередача", говорят немного о концертах, упоминают о лекциях, о радиогазете, но заполнены они отчетами о приеме опер по трансляции. Почти все любители указывают на достоинства и недостатки той или иной передачи оперы, живо откликаются на вопросы, задаваемые руководителями трансляций, многие предлагают различные средства для того, чтобы избежать недостатков, и интересуются, как происходит передача по трянсляции. Ответом на эти многочисленные вопросы и является настоящая статья. Опера передается сейчас, главным образом, через радиостанции им. Коминтерна по трансляции через узел О-ва "Радиопередача" (с этой установкой я и постараюсь ознакомить читателей). Перед каждым спектаклем, который передается по радио, производится установка микрофонов. Их ставится обычно 8 или 4. Один из них поставлен на сцене около суфлерской будки и обращен к оркестру действующей стороной; он служит для передачи оркестра. Второй микрофон подвешен около дирижера; он служит для передачи сольных номеров скрипки, арфы и других инструментов, часто на нем производится передача всего оркестра, когда идут тихие места (piano). Два других микрофона ставятся по бокам сцены около рампы и обращены действующей стороной к сцене, на них передается пение, при чем включается тот или другой микрофон в зависимости от того, где находятся артисты. При передаче музыки балета последние два микрофона совсем не устанавливаются. Микрофоны употребляются фирмы "Western Electric C-o", как показавшие себя весьма пригодными для этой цели. Они очень хорошо воспроизводят все звуки, обладают лишь тем недостатком, что немного шипят. Шум Вестернских микрофонов хорошо слышен во время пауз. Смешиваясь с фоном радиостанций, он дает иногда хотя и слабый, но неприятный звук. Другие системы микрофонов были испытаны, и эти испытания продолжаются. Передача производится на одном каком-нибудь микрофоне и в нужный момент переключается на другой. Микрофоны работают, таким образом, поочередно. Приходится все время следить за сценой и переключаться то на один, то на другой микрофон. Недостатком такой системы является то, что принимающие слышат или хорошо пение и слабо оркестр, или наоборот. Уничтожение этого недостатка — вещь очень сложная, но работа в этом направлении ведется. Пока же можно лишь смягчать этот недостаток. Провода от микрофонов идут к переключателю, который соединяет их с усилителем. Усиление может производиться в двух местах: в театре и в узле или в одном из этих мест. Обычно усиление производится только в театре. Усилитель ставится в аван-ложе театра и посылает уже усиленный ток в узел, откуда он идет на радиостанцию им. Коминтерна. Во всех пунктах ведется контроль, и принимаются меры к тому, чтобы не было искажений в передаче. Опасным здесь является дать слишком малую или слишком большую силу тока. В первом случае любители будут плохо слышать передачу, во втором случае мы перемодулируем, т.-е. ток в лампе и в антенне радиостанции уже не сможет дать тех изменений, которых мы потребуем, и получатся искажения.
Между этими двумя опасностями и приходится все время лавировать, давая то большее, то меньшее усиление, в зависимости от того, сильно или слабо звучит оркестр или певец. Кроме контроля исходящего тока, и в ложе театра, и в узле происходит контроль на высокой частоте, т.-е. принимается по радиостанции им. Коминтерна, и таким образом проверяется, что доходит до радиолюбителей. Трансляции из театров, в такое короткое время завоевавшие себе общее признание, были предприняты в СССР почти одновременно со всей Европой. Заслуга проведения этих передач у нас принадлежит консультанту О-ва "Радиопередача" А. Л. Минцу. Приблизительно полтора года тому назад им была дана первая трансляция оперы "Кармен" через радиостанцию им. Попова (в Сокольниках). Радиолюбители, слушающие эти трансляции, давайте квитанции и тем способствуйте усовершенствованию этого дела!