И. Г. Дрезен.
Исторически сложилось так, что катодная лампа заслонила собой первое, что обусловливает хороший прием: антенну. До сих пор еще кажется, особенно начинающему радиолюбителю, что катодная лампа в своей "пустоте" таит тысячи неиспользованных возможностей и что вот-вот, кажется, поразит мир какая-нибудь одноламповая схема, стоимостью в 5—10 рублей, которая будет "вещать", подобно мощному "Вестерну".
Неудивительно поэтому, что возня с различными ламповыми схемами и отыскание "наилучшей" из них поглощает все внимание и весь досуг радиолюбителя. Что касается антенны, которая столь же важна для радиоприема, как хорошая плотина для мельницы или гидростанции, то здесь радиолюбитель ограничивается очень скромными требованиями. Очень часто радиоволны используются без всяких искусственных приспособлений, без всяких антенн, а просто принимаются, как "дар божий", как "манна небесная" с крыши, водосточной трубы, осветительной сети, железной кровати или просто с дерева. В надежде на всемогущую лампу радиолюбитель не особенно занят тем, чтобы заловить радиоволну в искусственную сеть, а эту сеть и обдумать и устроить в соответствии с принципами ее работы и с местными условиями.
Начнем с рассмотрения радиоволн. Если-бы какой-нибудь фотографический аппарат заснял бы картину распространения радиоволн от передающей радиостанции к приемной, то эта картина (см. черт. 1а) представилась бы как сплошной "частокол" или решетка из силовых электрических линий1). Само собой разумеется, что передающая антенна, выбрасывающая непрестанно пучки таких силовых линий, не дает им остановиться на пути ни на одно мгновение, а гонит их вперед со скоростью света. Стало быть, если мы изображаем радиоволны, фиксируя их на бумаге как неподвижные, то это изображение правильно лишь для момента заснятия. Этот снимок дает такое же представление о движении, как рисунок скачущей лошади или идущего человека. В следущий момент в каком-нибудь любом пункте пространства будет уже другое расположение электрических силовых линий, дающее большую или меньшую электрическую силу того или другого направления (вверх или вниз). Для наглядности заснимем радиоволну со станции имени Коминтерна (длиной 1450 метров). Взяв на удачу 1 километр 450 метров расстояния по пути распространения этих волн, для примера где-нибудь в центре Москвы (или где бы то ни было, куда только доходит передача со станции имени Коминтерна), мы наверняка найдем местечко (положим, что это будет улица Рождественка), где в данный момент электрическая сила равна нулю (соответственно пункту "б" черт. 1в). Отметив от этого места 362,5 метров (¼ длины волны) дальше от радиостанции (пункт "в" — ул. Петровка), мы найдем самую большую электрическую силу, какую только может дать станция имени Коминтерна на таком расстоянии от нее. Отложим 362,5 метров по направлению к станции (пункт "а" — Лубянка) — и мы найдем ту же наибольшую электрическую силу, но уже обратно направленную. Так, если в пункте "а" электрическая сила направлена вертикально вверх (как на черт. в), то в пункте "в" она направлена отвесно вниз. Во всех промежуточных пунктах электрические силы в рассматриваемый момент направлены между "а" и "б" — вверх, постепенно убывая, между "б" и "в" — вниз, постепенно возрастая. Общая, мгновенно зафиксированная картина представляется так называемой синусоидой (черт. 1 в), где в отличие от принятого изображения переменного электрического тока средняя прямая, вокруг которой синусоида вьется("ось") представляет собой линию расстояний, проходимых радиоволной, а не линию времени. Подобно тому, как кинофильма, также представляющая из себя целый ряд заснятых моментов движения, пускается в ход, чтобы показать предметы в непрестанном их движении, таким же образом нужно двигать синусоиду электрической силы над земной поверхностью со скоростью света, чтобы представить себе, как через всякий пункт последовательно проходят электрические силы всех величин и направлений.
Чтобы это уяснить себе еще лучше, остановим свое внимание на заснятом нами моменте, держа в руках план Москвы с указанными пунктами "а", "б", "в" и несколькими промежуточными. Что сказал бы, взглянув на этот план, какой-нибудь радиолюбитель, живущий как раз в пункте "б" (Рождественка) г. Москвы. В тоне раз'яренного обличителя невежества он набросится на нас, утверждая, что он ежедневно слушает передачу со ст. имени Коминтерна и что электрическая сила — миф, если отсутствие ее в пункте "б" дает такой прекрасный прием. Живущий же в пункте "а" (Лубянка, или пункт "в" — Петровка) наверно будет торжествовать — при наибольшей электрической силе в этом месте, хороший прием всегда, мол, обеспечен.
Но мы знаем в чем тут дело и сохраняем каменное спокойствие. Через ¼ периода тока, меняющегося в антенне станции имени Коминтерна, т.-е. несколько больше, чем через ¹/₁ ₀₀₀ ₀₀₀ (одна миллионная) секунды, вы снова делаете снимок тех же мест и преподносите гражданам пунктов "а" и "б" — эффект еще более поразительный. Каким-то образом оказалось, что теперь в пункте "а" нет электрической силы, а в пункте "б" — наибольшая. Как бы поменялись местами. Но опять только на мгновение: еще через ¹/₁ ₀₀₀ ₀₀₀ секунды с лишним снова "преимущество" для пункта "а", через новые ¹/₁ ₀₀₀ ₀₀₀ секунды — для пункта "б" и т.д.
Если вдуматься в этот процесс распространения радиоволн, то станет очевидным, что мгновенное расположение электрических сил ничего не говорит о том, что различные места находятся в различных условиях приема, кроме того различия, которое создается различной дальностью их от передающей радиостанции. Через все места проходят последовательно и наибольшие и все промежуточные по величине и наименьшие электрические силы, соответственно с тем, как они выбрасываются передающей антенной. Словом, в каждом пункте, куда доходит радиоволна с передающей радиостанции, присутствует переменная, меняющая свою величину и направление с частотой передающей радиостанции — электрическая сила.
Только дальность пункта от места передачи влияет на больший или меньший размах этой электрической силы, как говорят, "амплитуду" электрической силы в данном пункте (черт. 4). Эта амплитуда убывает по мере удаления от передающей радиостанции, благодаря тем потерям, которые радиоволна испытывает на пути своего распространения.
Неудивительно поэтому, что где бы по пути распространения радиоволн мы ни поместили бы электрон, этот электрон будет подчиняться электрической силе, существующей в данном месте. Что электрон двигается под действием электрической силы — это известно из самых простых опытов с электрическим током и особенно очевидно из примера катодной лампы, внутри которой несутся электроны через пустоту под влиянием электрической силы между анодом и нитью.
Прямой вертикальный провод, в котором он находится, электрон вносится в место, где проходит радиоволна, воздействующая на дремавший до того электрон (черт. 2).
Если предположить, что земля представляет из себя очень совершенный проводник для электрического тока, то электрическая сила всегда направлена под прямым углом ("перпендикулярно") к земной поверхности. Очень удобно изображать переменную электрическую силу в виде отрезка прямой линии2) (рис. 3), длина которой дает нам понятие о наибольшей величине, которой достигает электрическая сила в данном месте пространства. Тогда распространение радиоволн можно представить себе, как "частокол" таких отрезков, заполняющих весь путь радиопередачи. Каждый из таких отрезков, при совпадении с проводом, вдоль по его длине, даст в нем электродвижущую силу, тем большую, чем длиннее провод и чем больше отрезок (т.-е. электрическая сила). Отсюда вытекает польза высокой антенны.
Если электрическая сила встречает на пути какое-нибудь естественное препятствие, как-то: холм или небольшую гору, она свободно огибает это препятствие, сохраняя при этом все время свою перпендикулярность к земной поверхности (черт. 5). Отсюда следует, что на холмистой местности проводу антенны следует также придавать соответствующий наклон для того, чтобы направление электрической силы совпадало вполне с длиной антенны.
Если признать землю несовершенным проводником, как оно и есть в действительности, то, согласно теории, приходится отказаться от вертикальности электрической силы и считать ее несколько наклоненной вперед — по направлению движения (черт. 6) радиоволны. Хотя угол этого наклона (угол α на черт.) для обычной почвы очень невелик и только для коротких волн (порядка 300 метров) достигает 3—5°, тем не менее при рациональной установке антенны необходимо и с ним считаться, особенно же при очень твердой и каменистой почве, когда этот угол наклона может достичь для коротких волн 15 и даже 20°.
1) О магнитных силовых линиях радиоволны и их использовании в этой статье пока ничего не упоминается.
2) В технике такой отрезок прямой линии, которая по своему направлению и длине изображает направление и величину какой-нибудь силы, называется "вектором".