Факты, имевшие место за последнее время, заставляют нас снова вернуться к обсуждению вопроса о сущности широковещания и его значения в условиях рабоче-крестьянского государства, ибо не все поняли, а кое-кто и не хочет понимать, что СССР и капиталистическая Европа это не одно и то же и порядки у нас также разные не только по форме, но и по существу.
То, что радиотехника уже в настоящее время является одним из могучих средств влияния на массы в интересах класса, располагающего этим орудием, подтверждается за последнее время со всей очевидностью неопровержимых фактов.
Мы возьмем для сравнения вопросы радиовещания в капиталистической Европе и в Советском Союзе.
Центральная английская широковещательная станция (Девентри) неуклонно целыми ночами по всей Европе передает джаз-банд, звон бокалов и гам лучших шантанов. Это ночью, а в праздничные дни — проповеди, проповеди и опять проповеди. Такая же картина или приблизительно такая же наблюдается и в других капиталистических странах.
Коментарии излишни, ибо сознательный рабочий и крестьянин не только нашего Союза, но и по ту сторону границы прекрасно понимают, почему такое именно идеологическое направление имеет широковещание в буржуазных капиталистических странах.
Совсем другая картина у нас. Широковещание в рабоче-крестьянском государстве является могущественным орудием в строительстве социализма, средством политического и культурного просвещения широких масс трудящихся и, наконец, великим средством связи города с деревней. Отсюда и соответствующее содержание программ широковещания. Нам кажется, что каждому труженику известно, почему именно такой характер и такое идеологическое направление имеет наше широковещание.
Вряд ли нужно указывать на то, что у нас от широковещания не извлекается никакой прибыли в отличие от капиталистической Европы, где широковещание служит средством создания крупных капиталов.
Между тем, несмотря на эти общеизвестные истины, не нуждающиеся, казалось бы, в особых подтверждениях, за последний период в связи с выездом в СССР, так называемых, заграничных знаменитостей с капиталистическими навыками (в том числе и бывшего русского гражданина тенора Смирнова) у нас произошли неприятные прецеденты в широковещательном деле (художественные программы). Этими знаменитостями выставлялись требования об уплате дополнительного гонорара до 10.000 рублей за каждое выступление, больше того выставлялись капиталистические требования убрать микрофон из аудитории, где эти знаменитости выступали.
Наше широковещание при активной поддержке ОДР и профсоюзов, исходя из интересов широких слоев радиолюбителей, дало должный отпор этим попыткам, призвав к порядку тех, кто забыл или хотел забыть, какие порядки существуют в нашей рабоче-крестьянской стране.
Сезон прошел, гастроли иностранных гостей закончились; инциденты, имевшие место, забылись и широковещание во всех областях программы продолжает свою работу.
Однако, имевшие место радио-конфликты с исполнителями, о которых говорилось выше, видимо, как завещание, оставили "заветом" своим коллегам по сцене — нашим артистам — попытаться прорвать фронт нашей советской общественности в радиовещании, требуя также в уже оплаченной аудитории вторичный гонорар при наличии микрофона. Подобного рода инцидент, к сожалению, имел недавно место с народной артисткой Неждановой в Харькове.
Наша советская пресса в лице "Рабочей Газеты", "Нашей Газеты" и др. резко осудила этот поступок. Мы полностью присоединяемся ко всему тому, что сказала пресса в осуждение народной артистки Неждановой.
Президиум ОДР в своем постановлении по этому вопросу просит прокурора УССР в предстоящем судебном процессе пригласить представителя ОДР в качестве общественного обвинителя. Мы категорически осуждаем имевшее место выступление народной артистки и уверены, что, если подобная вещь будет оставлена без наказания, то это выступление может послужить сигналом к срыву художественной части широковещания вообще. Мы должны категорически сказать, что подобное выступление ни юридически, ни морально не обосновано, и особенно такие требования недопустимы для артистов, носящих высокое звание народных артистов, присужденное им Рабоче-Крестьянским Правительством. Мы обращаемся к Союзу Всерабис и просим его на страницах нашей печати высказаться по этому вопросу, ибо инцидент с Неждановой вопрос не только материальной заинтересованности исполнителей, но и вопрос о том, ограничить ли в области искусства широкие трудовые массы и тем самым ограничить роль радио и широковещания, как могучего орудия культурного развития широких масс.
Мы думаем, что в Советском Союзе это не может иметь места.
Когда номер был уже сверстан, мы получили сообщение от харьковского Отделения "Радиопередачи" о том, что трудсессия, а впоследствии по кассационной жалобе Харьковский Окружный Суд отклонили иск народной артистки Неждановой и дирижера Голованова в сумме 3.500 руб., пред'явленный к "Радиопередаче" за транслирование концертов.