М. Салтыков
пространства, снабдив людей:
радио, телефоном,
телеграфом,
железными дорогами и, наконец,
воздушными путями сообщения.
(Из речи т. М. И. Калинина
на
1-й Замоскворецкой Конференции Об-
щества Шефства над деревней.)
Нет ни одной отрасли хозяйственного, политического и культурного строительства, нет ни одной общественной советской организации, которая не была бы насущнейшим образом заинтересована в вопросах радио и радиостроительства. Эти вопросы все больше и больше привлекают внимание широких масс, они начинают проникать и на страницы непериодической печати — партийной и советской.
Естественно, что наибольшее внимание радио и радиостроительству уделяют организации, связанные с деревней и работающие в самой деревне. Проникновение радио в деревню имеет особенно важное значение. Радио дает возможность сразу привлечь к культурной жизни, к культурному строительству такие слои крестьянства, которые до сих пор жили исключительно узким кругом не выходящих за пределы данной деревни интересов. Нет нужды пространно доказывать, какое огромное культурно-политическое значение имеет эта новая многотысячная радиоаудитория. При правильном подходе к использованию радио оно может послужить могучим рычагом политического и культурного строительства и в городе и в деревне — особенно.
Вопрос об организации радиослушания в деле мобилизации общественного мнения вокруг радиостроительства, оценки как техники, так и содержания широковещания, а главное в деле организации в рамках общественности радиолюбительского движения, является, несомненно, одним из важнейших вопросов, кстати сказать, совершенно еще не вынесенным на обсуждение широких рабоче-крестьянских масс. Необходимость организации слушания вряд ли нуждается в доказательствах. Всякая передача нуждается прежде всего в том, чтобы для ее приема была предварительная информация, затем исправная радиоустановка и, наконец, помещение. О наших программах, о времени передачи знает очень небольшой круг. В деревне, как общее правило, о ней никто не знает. Тот, кто знает деревню, прекрасно знает также, что собрать сход в деревне — это трудная задача. У крестьянина нет нормированного рабочего дня, он занят с утра до ночи и пойдет на сход, а следовательно и послушать радио, если для этого будут соответствующие предпосылки. Задача эта, т.-е. подыскание соответствующего помещения, наблюдение за исправностью установки и, наконец, предварительное сообщение содержания программы, ее популяризация и агитация за нее могут быть осуществлены только ячейкой Общества Друзей Радио. Только низовые организации нашего Общества кровно, как говорят, заинтересованы в том, чтобы радио стало могучим проводником культурного под'ема широких рабоче-крестьянских масс; заинтересованы в том, чтобы через радио еще больше укрепилась связь города с деревней и, наконец, заинтересованы в том, чтобы каждый прием давал Обществу все новых и новых друзей радио. Только они могут и должны взять на себя эту задачу. Взгляды некоторых товарищей и, к сожалению, имеющиеся попытки некоторых широковещателей установить связь с каким-то бесформенным неорганизованным радиолюбителем есть интеллигентская выдумка и непонимание роли и значения советской общественности. Мы можем установить связь с кем угодно, с миллионом радиослушателей, но эти миллионы никогда не организуют радиослушания, никогда не явятся той устойчивой общественной организацией, которая будет помогать партии и Советской власти.
В настоящее время, в связи с осуществлением плановой радиофикации Союза, встает практический вопрос об увязке работы двух добровольных обществ, работа которых ближайшим образом соприкасается и на практике во многих местах увязывается по местной инициативе.
Необходимо придать этой увязке в работе ОДР и Шефских Обществ плановой характер и в центре и на местах. Эта увязка послужит "многократным усилителем" работы обоих Обществ, облегчит им осуществление тех огромных задач, которые стоят перед ними.
Как же конкретно должна производиться эта увязка? Где точки соприкосновения работы ОДР и шефских обществ?
Ответ на этот вопрос дает нам непосредственная работа в деревне.
Как правило, свою работу в деревне шефские общества начинают с установки в деревне радиоприемной станции. Так и должно быть, потому что это дает возможность сразу же усиливать на селе культурную и общественную работу, привлекая к этой работе все имеющиеся в деревне общественно-советские силы.
Но эта работа по радиофикации бесчисленных наших деревень только начинается. Разумеется, что это внедрение радио в деревню происходит не только через шефские общества. Путей очень много: тут и плановая радиофикация, проводимая Губ. и Окр. Исполкомами, наконец, возросшая общая активность и стремление к участию в строительстве широких масс крестьянства в отношении радио выражается в том, что, ознакомившись тем или иным путем с радио, крестьяне часто собирают сами средства на установку радиоприемников. Часто эти средства дает кооперация, РИК и т. д. Все это однако же нисколько не меняет значения той работы, которая ведется в этом направлении добровольными шефскими обществами. Но, независимо от того, кем установлена радиоприемная станция, мы сталкиваемся в деревне со следующими явлениями.
Приемная станция установлена. Часто установлена шефом. Приехали, установили, дали самые общие указания о том, как пользоваться установкой, как ее настраивать, и уехали, оставив станцию на попечение избы-читальни или школы. Кто хотя бы немного знает огромное большинство наших деревень, знает, как они бедны самыми элементарными техническими силами, — тот сразу догадается, какая судьба постигнет радиоприемную станцию, часто громкоговорящую, рассчитанную на несколько сот человек и стоящую сотни рублей. Проработав несколько дней, станция прекращает работу, потому что нет возле нее людей, которые бы этим делом жили, отдавались бы ему целиком, следили бы за исправностью радиостанции, за ее постоянным использованием, учились бы владеть этой станцией, исправлять ее в случае повреждений.
Таким активом, работающим над радио, использующим радио для культурной работы, изучающим радио теоретически и практически, — являются ячейки Общества Друзей Радио. Они возникают, как организованное стремление к радиофикации, и оформляются, как общественное начинание. В этом особенность нашего радиолюбительства и это отличает его от радиолюбительства зарубежного.
Там, где возле радиоприемной станции имеется ячейка ОДР, радио не молчит, а используется для культурной работы. Организуется радио-уголок, в нем показательная маленькая выставка, библиотека, плакаты. Широковещание используется для информации, стенгазет. Все это имеет огромное культурное значение, прежде всего оживляет работу изб-читален, делая их центром культурной работы на селе. Правильное использование радио необычайно расширяет и обогащает содержание культурной работы в деревне.
В этом углублении, развитии и укреплении культурной работы в деревне шефские обшесгва заинтересованы ближайшим образом.
В одном из ближайших номеров мы остановимся подробно на вопросе увязки шефской работы с работой ОДР в деревне.