М. Красовский.
Настоящая статья имеет целью дать возможность слушателям из лекций, передаваемых со станции имени Коминтерна, познакомиться с методами и правилами, необходимыми каждому слушающему эти лекции на пути преодоления задачи приема на слух.
В чем же в общем состоит прием на слух? Радиотелеграфная передача осуществляется обычно знаками Морзе, состоящими из комбинаций коротких и длинных знаков (точек и тире), обозначающих ту или иную букву, тот или иной знак. В радиолюбительской практике самым распространенным способом приема является прием на телефон, в котором слышатся звуки разной продолжительности (слышимые точки и тире). Слушающий передачу тут же в уме переводит комбинации точек и тире в соответствующую букву, которую сейчас же и записывает. Так буква за буквой и записывается вся передача.
Но для того, чтобы уметь переводить в уме комбинации сигналов на буквы, нужно твердо и прочно выучить азбуку Морзе. Метод, который широко применялся до сего времени при обучении в специальных школах радиотелеграфистов приему на слух, заключается в следующем:
Весь алфавит азбуки Морзе разбивается на семь групп.
В первую группу выделяются буквы, состоящие из набора одних точек (е, и, с, х); во вторую идут буквы, комбинируемые одними тире (т, м ,о, ш); в третью группу выделяются буквы, имеющие комбинацию точек и тире (а, у, ж, в, й); четвертая группа включает в себя буквы, комбинированные из тире и точек (н, д, б, г); пятая включает в себя только две буквы, близко стоящие по своей комбинации друг к другу (ь, к); шестая включает в себя опять таки только две буквы, наиболее часто смешиваемых при приеме (р, п) и, наконец, в седьмую идут буквы с самыми трудными комбинациями точек и тире (ц, я, ф, л, щ, ы, ю, з), эта группа носит название смешанной.
Ниже мы приводим код Морзе, в котором знаки расположены по характеру их сочетания в группах.
Разбив таким образом, всю азбуку в том порядке, как указано, и запомнивши значение букв, можно без труда и быстро находить требуемый знак для справки в первоначальных уроках при медленной скорости передачи.
Далее, дабы закрепить выученную азбуку по группам, следует практиковаться переписыванием текста, например, из книги, знаками Морзе до тех пор, пока более не потребуется справляться с таблицей, или другими словами до тех пор, пока азбука не будет твердо выучена. Списывание текста на Морзе и обратный перевод его на буквы нужно производить систематически в несколько приемов и весьма полезно первое время перед каждым уроком.
Что касается значения сигналов цифр кода, то они не требуют особых подразделений, при знакомстве с ними, они быстро и легко запоминаются путем нескольких практических уроков с ними.
В таблице все же указано, как можно разбить цифры в группы с буквами по их комбинациям.
После указанной выше работы, которая проделывается каждым самостоятельно, выучив азбуку, закрепляют ее, воображая мысленно каждую букву так, как она должна получаться в виде звуков разной продолжительности. Нужно привыкнуть к так называемому звуковому изображению каждой буквы. Это звуковое изображение буквы легко себе представить, напевая или насвистывая комбинацию точек и тире каждого знака. Дабы облегчить переход от зрительных изображений букв к звуковым, слушая сигналы, сопровождаемые значительными паузами, можно держать около себя табличку для справки, но все же стараться прибегать к ней в случае крайней необходимости, а в дальнейшем суфлера в виде таблицы следует просто избегать и отнюдь не смущаться тем, что некоторые буквы будут пропускаться или изображаться не совсем точно. Самое главное раз навсегда нужно запомнить: что при приеме большой вред приносит так называемое "раздумывание". Раздумывание над сигналом, упорно не желающим превращаться в букву. Та работа, которую совершает мозг по преобразованию звуковых сигналов, в форму необходимую для их изображения на бумаге, должна быть совершенно равномерно и одинаково распределена на значение сигнала каждой буквы, независимо от степени ее трудности. Нарушая эту равномерную работу функций мозга, задумываясь, как мы выражаемся, особенно над сигналом какой-нибудь буквы, вы тем ослабляете деятельность тех же функций на сигнале последующем, пропуская или искажая и ту букву, которая по своей трудности много уступала предыдущей. Чтобы с самого начала приучить мозг к такой равномерной работе, принимая, необходимо сейчас же пропустить не желающий превращаться в букву сигнал и сосредоточиться на следующем. Это обстоятельство чрезвычайно важно, и на него следует обратить самое сугубое внимание.
После каждого урока следует просматривать принятый текст и, читая его, выбирать все те буквы, которые наиболее часто оказывались искаженными или пропущенными, выписывая их отдельно и проделывая отдельно с ними все то, что указано в начале, т.-е. переводом их на бумаге на знаки и обратно, заучивая также и повторяя их по звуковому методу.
Записывая передачу с первоначальной учебной скорости, весьма важно, чтобы буквы не разбрасывались беспорядочно на бумаге, их нужно спокойно в порядке ставить одна к другой, оставляя по возможности места пропущенных с тем, чтобы впоследствии вставить их по смыслу, предварительно подчеркнув места ошибок для сравнения их количества по каждому уроку.
При приеме с самого начала необходимо научиться правильно отделять слово от слова. Нужно помнить, что существует пауза не только между буквами (равная примерно продолжительности тире) есть также паузы и между словами, о которых не следует забывать и обращать внимание. Старайтесь по возможности читать принимаемый текст, это облегчит дальнейшую запись и поможет механически запомнить значение наиболее трудных букв. Вот вкратце те необходимые первоначальные сведения, которые нужно знать каждому начинающему. Очень важно иметь в виду все это с тем, чтобы дальнейшее изучение, уже чисто практическим путем, проходило ровно и безболезненно, не отбивая желания слушателя. Позволю себе напомнить, что прием на слух — дело, требующее особого внимания, достаточного терпения, а главное, конечно, необходимого желания каждого из вас.