Между всеми обязанностями отпускника по отношению к деревне я не забыл и радиообязанностей. Самодельный детекторный приемник составлял чуть ли не большую часть моего багажа.
Вполне понятно, что шагая 12-14 верст от ст. Второво (Нижегородско-Муромской ж. д.) до села Спас-Купалище, я жадно искал глазами, в часто разбросанных по пути деревнях, антенн.
Увы! их не было.
По водворении на место жительства первым делом было укрепление шестов: одного на 10—12-тиметровой липе, другого на сеновале.
Вдруг появившаяся, антенна большого удивления не вызвала, но любопытство одинаково было проявлено как стариками, так и молодежью.
Только выйдешь на улицу, первый встречный задает вопрос:
— «Радион говорит»?
— «Говорит»!
— «А чего»?
— «Сейчас передаются сведения о погоде».
— «А-а, вот как. Ну, а все-таки послушать можно»?
— «Можно, заходи».
Заходят, слушают, качают головами, и старый и малый, задают вопросы, подчас высказывают догадки, вроде того, что, мол, не из Москвы говорят, а «просто ящик-де заводится».
Но, как оказалось, на весь район в 40 деревень, в радиусе 10 верст, мой приемник не первый — позапрошлым летом в селе Чамерево установлен приемник, уплачено за него приезжему технику 70 руб., а он говорил хуже, чем у меня, а теперь совсем замолк.
Значит, следующим делом была прогулка за 9 верст в Чамерево, наладка там приемника к большой радости секретаря местной ячейки ВЛКСМ.
Кстати об этой установке.
Она может служить ярким примером той беспомощности и полного неведения о радио, в каком находится подавляющее большинство наших деревень.
Какой-то «техник» из гор. Владимира великодушно предложил деревне Чамерево свои услуги: за 70 рублей, плюс кормежка, плюс проезд, он поставил в деревне детекторный приемник «Пролетарий», натянув спаянную из кусков старого провода антенну без каких-либо намеков на грозопереключатель, снабдив установку двумя старыми трубками, явно радиозайческого происхождения, причем сделано все было небрежно, неумело и уж слишком «на скорую руку».
С этими радиолюбителями легкой наживы — надо повести самую решительную борьбу, и это должно сделать Общество Друзей Радио через свои местные организации.
Уезжая, пришлось оставить свою установку; ее перенесли за 10 верст в село Слащево.
Я возвращался в Москву с горячим желанием поделиться через журнал «Радио Всем» своим впечатлением о радио в деревне со всеми радиолюбителями и обратить внимание ОДР на необходимость всемерного использования отпускников для радиоагитации в деревне.
Радиолюбитель № 4393.