Радио оказалось великолепным техническим средством в деле агитации и пропаганды. С самого начала постановки широковещания внимание партийных органов к радио не ослабевало; и это было отмечено тов. Молотовым в докладе на XIV съезде ВКП (б).
Всюду, где появляется хотя бы небольшая радиовещательная станция, местные партийные организации сейчас же используют ее для политического воспитания масс.
МЕНЕЕ организованно, случайно подходят к радио органы Наркомпроса. Нет стройного плана использования радио во всей системе внешкольного образования, нет его применения и в школе, где оно могло бы найти значительное место. Даже по работе, связанной с деревней, нет наметки как можно использовать здесь это наиболее действительное средство продвижения знаний. Школа, изба-читальня, где имеются приемники, не могут использовать их целиком и активно.
Если организованы газеты по радио, если они введены в систему и стали неотъемлемой частью партийной и советской печати, то почему нельзя провести правильной организации преподавания, вместо тех разбросанных попыток, которые делаются различными общественными организациями. На местах кое-что делается, но нет указаний как вести работу, нет опыта в этом новом, требующем руководства, деле.
ЕЩЕ НА ПЕРВОМ съезде ОДР в резолюции о работе низовых его организаций (ячеек) усиленное внимание было обращено на организацию помощи избе-читальне и школе в использовании радиоприемной станции для усиления культурной работы...
Не только в резолюциях — на деле есть эта помощь. Но помогать в работе, естественно, можно тогда, когда эта работа систематически ведется. Иначе и ячейки ОДР, в особенности в деревне, осуждены на беспомощность, раз нет основной базы для деятельности — правильно поставленных просветительных передач, так необходимых избе-читальне, школе.
Буржуазные страны научились у нас пользоваться радио для организации общественного мнения.
НАРКОМПРОСУ и в значительной степени Наркомзему нужно присмотреться, как широко развивается работа по радио для фермерских хозяйств в Америке, какое оживление в этой области наблюдается и в европейских странах. Прочтите: "Около пятнадцати колледжей и университетов в Соединенных Штатах передают по радио лекции и курсы; четыре или пять из этого числа университетов ведут списки своих радио-студентов"...
В Германии "Центральный институт для воспитания образования" в Берлине проводит стройную педагогическую программу через радиовещательное общество "Германская волна".
Таких примеров много.
НО РАДИО в общей просветительной работе отдается практически очень мало внимания.
Пожалуй большим вниманием пользуется гармонь.
Мы во всяком случае не слыхали, чтобы устраивались конкурсы по наилучшему применению радио для культурно-просветительной работы; не видели примера, подобного германскому, где объявлен конкурс среди широких кругов писателей на создание драматических произведений, могущих восприниматься исключительно на слух.
Перед Наркомпросами Союзных Республик, ставится актуальнейший для нынешнего времени вопрос. Темп жажды знаний растет. Отдаленность территорий затрудняет просветительную работу.
Радио не использовано, несмотря на его быстрое развитие.
По всей линии работы Наркомпроса должна быть проведена "радиофикация" внимания.
ГОТОВЬТЕСЬ К ПЕРВОМУ МАЯ! Не откладывайте забот об этом дне на последнюю неделю апреля, как это наблюдалось у многих ячеек и организаций ОДР в прошлом году. Ведь есть о чем подумать! Все ли у вас готово к приему первомайской передачи? Не иссякнут ли батареи, выдержат ли лампы, не охрипнет ли установка? Кто из вас выписал репродуктор, или батареи, или какую- нибудь деталь, — не говорим уже о целой приемной установке — немедленно, сегодня же пошлите вслед своему заказу напоминание, иначе вы, в лучшем случае, получите выписанный предмет ВТОРОГО мая. Если это будет так, то это второе мая вы запомните надолго: всласть поиздеваются над вами односельчане за громкомолчание в день всемирного пролетарского праздника, когда всем было обещано "слушать Красную Площадь Москвы..." И будут правы ваши односельчане, члены клуба, посетители избы-читальни, все радиослушатели, ибо ответственность за провал лежит целиком на вас, Друзья Радио! Трудно будет восстановить потом свой авторитет, если вы им пользовались, как настоящие проводники культуры и просвещенцы.
Но, товарищи, не только все коллективные установки должны быть в полнейшем порядке к этому дню. Не должны уступать им и индивидуальные установки у членов вашей ячейки. Если это детекторные приемники — хорошо бы включить в них к 1-му Мая пару добавочных телефонов. Пусть послушают в этот день радиопередачу те, кого не вместила тесная изба-читальня. Пусть это слушание разбудит желание иметь приемник у тех, кто его еще не имеет.
ДЕНЬ 1-го МАЯ ДОЛЖЕН СТАТЬ ДНЕМ РАДИО-ПРОПАГАНДЫ. Готовьтесь к этому дню с вашими передвижками, организации ОДР. Наметьте деревню для выезда, установите там антенну, условьтесь о дне и часе приезда с местным активом, который станет потом ядром будущей ячейки. Запаситесь листовкой, самодельным плакатом, литературой. Пусть этот день будет первым днем Вашего шефства над деревенской ячейкой ОДР, если вы до сих пор не были шефом.
Те из вас, кто выпускает радиобюллетень или радио-стенгазету, возьмитесь во-время за макет первомайского номера. Пусть этот номер будет лучше и внешне красивее в день 1-го мая. Пусть в этот день вместо одного экземпляра будут выпущены два или три и вывешены там, где раньше их не быдо. Пусть афиша с первомайской программой радиопередачи будет ярче и многокрасочнее, чем ваши обычные извещения. Ведь времени для расклейки осталось порядочно; возьмитесь только сразу за работу и, не откладывая, поручите это дело специально выделенным членам ячейки.
Товарищи, секретари ячеек ОДР и члены президиума наших организаций. 1-ое Мая не за горами. НЕ МЕДЛИТЕ, ВЫРАБОТАЙТЕ РЕАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ И ТУТ ЖЕ ПРИСТУПИТЕ К ЕГО ВЫПОЛНЕНИЮ.
1-ое Мая должно быть не только днем солидарности трудящихся всех стран, но и днем смотра радиофикации в Советском Союзе.