Н. Горячкин. — «Радио в школе». Работы по радио лабораторного и демонстрационного типа в школе II ступени. Часть I.
Государственное издательство. Москва—Ленинград. 1927 г. Стр. 144, рис. 163. Цена 1 р. 10 к.
Книга написана опытным педагогом-физиком, руководившим в течение нескольких лет радио-кружком в показательной школе II ступени, а потому и вызывает значительный интерес.
Надо признаться, что вопросам радио в школе почти не уделялось внимания в печати. Поэтому появление в свет книги — «Радио в школе» является в высшей степени с временным и целесообразный.
В основу книги положена задача — подойти от изучения переменного тока низкой частоты к токам высокой частоты и их техническому приложению в радиопередатчиках и приемниках.
Соответственно намеченной задаче, автор знакомит читателя с аппаратурой, необходимой для занятий по радио, ее изготовлением, с устройством антенны и заземления и, наконец, с работами по радио лабораторного и демонстрационного типа.
Считая, что самодельная аппаратура не всегда удовлетворяет всем требованиям, автор «взял курс на самодельную рациональную аппаратуру», относительно изготовления которой в первой главе и даны исчерпывающие указания. В этой главе даются указания, как собрать анодную батарею из старых аккумуляторов Юнгнера, как сделать самому батарею гальванических и сухих элементов, как делать конденсаторы постоянной и переменной емкости, как изготовлять всевозможные катушки (цилиндрические, сотовые, корзиночные и пр.) и т. д. Помимо этого, здесь же приводятся некоторые формулы и примеры расчета катушек и конденсаторов.
В главе 2-й даются указания, как любителю устроить антенну и заземление. Здесь автор очень подробно останавливается на подъеме и креплении мачт, устройстве оттяжек и прочих вопросах, чрезвычайно существенных, но обычно опускаемых в популярных руководствах.
Наиболее интересна последняя глава, посвященная работам по радио лабораторного и демонстрационного типа. Глава эта разделяется на три части: переменный ток, емкость и самоиндукция. Прочитавший эту главу уяснит себе ряд явлений, происходящих в электротехнике и радио, а также научится производить необходимые измерения емкости, самоиндукции и пр.
Книга допущена Научно-Педагогической Секцией ГУС’а для школьной библиотеки по физике и заслуживает самого широкого распространения среди школьных работников, учащихся и кружков радиолюбителей. Большую пользу книга может принести и отдельным любителям.
Остается пожелать, чтобы в последующих изданиях автор, перечисляя детали приемного устройства, рассказал о детекторе и телефоне, подробнее остановился на приемных рамках, указав хотя бы приближенный способ расчета их, добавил в последнюю главу измерение сопротивлений и сказал бы о расчете реостата.
Книга издана хорошо и, при большем количестве чертежей (163 черт.), цену ее нельзя признать высокой.
Н. И. Менщиков.