А. Х.
Кооперация все еще не приобщена к могучему делу радиофикации нашей страны.
Мы не знаем, сколько времени еще маячил бы на горизонте нашего строительства этот печальный факт, если бы сама кооперация не взялась ретиво sa радиоработу. Центральный кооперативный совет по своей инициативе ставит у себя ряд докладов нашего Общества, "Радиопередачи" и друг. организаций, осуществляющих и содействующих радиостроительству. Эти доклады имеют целью, с одной стороны, выяснить причину весьма прохладного отношения некоторых руководящих радио-работников к делу привлечения кооперации, с другой, — вынуждают к дальнейшему развитию кооперативно-просветительной работы, тормозящейся в значительной степени от неиспользования радио. В первую очередь ставит вопрос потребительская система кооперации. Центросоюз уже давно организовал у себя кино-бюро, которое, помимо производства специальных кооперативных фильм, снабжает все губ. и райсоюзы кино-передвижками, волшебными фонарями и прочим. Но этого стало недостаточно. По мере углубления и расширения всей кооперативно-просветительной работы, по мере роста интереса к радио со стороны кооперированного населения, а также по мере выявления того гигантского значения, которое приобретает радио во всякой культурно-просветительной работе, — перед Центросоюзом встала задача радиофикации своей кооперативной периферии. Кино-бюро решено придать еще одну функцию снабжения радио-передвижками. Кооперативно-просветительным организациям предлагается использовать в своей работе радио. Кооперативные организации уже начинают на местах дебатировать способы реализации радио в кооперативно-просветительной работе. Кино-бюро преобразовывается в кино-радио-бюро. Одним словом, наиболее сильная наша кооперативная система что-то предпринимает, планирует, размышляет о радио и его использовании для себя, а наши радио-организации вместо реальной помощи этому начинанию плетутся в хвосте.
В чем дело? Нам говорят, что кооперация, видите ли, неприспособлена быть проводником технических товаров. При продаже, скажем, селедки, ниток, материй, керосина и прочего продавец не должен снабжать члена своего кооператива — рабочего и крестьянина — специальными сведениями о способах употребления этих продуктов, а, продавая радиоаппаратуру и ее детали, продавец как раз такими особыми минимальными сведениями своего покупателя и должен снабдить. Отсюда делается такой вывод, что до тех пор пока радио не войдет настолько в быт рабочего и крестьянина, что его сумеют и без особых наставлений использовать, — расчитывать на распространение радиоаппаратуры через кооперацию является невозможным, а всякие помыслы к осуществлению такого начинания — вредная утопия.
Так ли это? У нас есть опыт продвижения книги в деревню через кооперацию. Разве книга является товаром, равным обычным продуктам, продаваемым в кооперативе? Отнюдь нет. Книгу тоже нужно уметь продать, учитывая ряд таких тонких моментов, как интерес читателя и покупателя книги в зависимости и от его классовой принадлежности. А, между тем, опыт показал, что книжные полки в потребительской лавке первичного кооператива выполняют свое назначение, и выработался даже солидный кадр продавцов-книжников, по большей части вербующийся из рабоче-крестьянской молодежи. Рядом мероприятий организационного порядка Центросоюз создал кадр инструкторов-книжников, которые в своих объездах дают соответствующие указания и инструкции продавцам-книжникам. В итоге, дело наладилось, и то, чего мы все хотим, осуществляется: книга доходит до деревни. Правда, во многих случаях она остается лежать на полке, но этому виной не организация работы, а цены на книги. Возможно, что с радиоаппаратурой на первое время, пока не снизятся цены, будет такая же история, но это другой вопрос и о нем в другой раз. Нам думается, что аналогия с организацией книжного дела в потреб. кооперации в вопросе о продвижении радиоаппаратуры и ее деталей через кооперацию более чем правомерна. Можно было бы с успехом в Центросоюзе и его организациях на местах в сравнительно короткое время создать ряд краткосрочных курсов по подготовке инструкторского кадра работников радио-полок в кооперативах, при чем вся эта работа значительно облегчается в сравнении с подготовкой книжников, главным образом, тем, что инструктирование можно было бы систематически проводить, скажем, из губсоюза, являющегося центром кооперативной периферии данного района. Не говоря уже о той громадной роли, какую стали бы играть при этом наши ячейки и организации ОДР на местах, — мы всю работу нашего Общества в значительной степени оживили бы, так как в наши ряды влился бы новый кадр профессиоиально- и общественно-заинтересованных радиоработников-кооператоров. С другой стороны, мы же хорошо знаем, что профессиональный интерес к радио у кооператора в скором времени естественно трансформировался бы в интерес любительский, а это еще более приблизило бы к радиоработе и к нашему Обществу каждого кооператора, и тем качественно усилилась бы работа нашего Общества.
Одним словом, от правильного разрешения вопроса о привлечения кооперации к делу радиофикации зависит и продвижение радио в деревню (основной вопрос!) и оживление работы самого Общества.
Теперь перейдем к другой стороне вопроса. Кооперация может сыграть решающую роль не только в деле продвижения радио в деревню, но и в деле агитации за радио вообще среди населения. Мы имеем в виду роль, которая отводится радио-передвижкам в кооперативно-просветительной работе. И в этом вопросе мы встречаем возражение, главным образом, в определении целевого назначения передвижки, как таковой. Нам говорят, что передвижка должна иметь, главным образом, назначение исправителя тех громкоговорящих установок, которых немало имеется и в деревнях и в городах. Объезжая какой-либо район, например, по заданию Политпросвета, такая радио-передвижка одной своей лечебной работой уже даст надлежащий эффект в сознании крестьянина не только того, который имеет эту установку, но и того, который последнюю не приобрел. Тем самым будет стимулироваться дальнейшее продвижение радио в деревню. Такое сужение назначения радио-передвижки оправдывают тем, что последняя является сама по себе делом дорогим, дефицитным, чего никакая провинциальная организация не выдержит. Взимая же за исправление радиоустановок небольшую сумму, радио-передвижка сумеет себя несколько окупить.
Нам думается, что этот хозрасчетный подход в таком деле к хорошему не приведет, да и не приводит. В действительности дело с передвижками не двигается, "воз и поныне там", а громкомолчащие установки с каждым днем вызывают озлобление у тех, кто их приобрел, и порождают скептицизм у окружающего населения к делу радиофикации вообще. Нам думается, что радио-передвижка должна иметь другое назначение: быть образцовым показателем хорошо работающего радио. Сосредоточить такие радио-передвижки необходимо в руках Политпросветов, которым не по средствам такое начинание, и ни в руках Исполкомов, которые для такой работы просто не приспособлены, а исключительно в руках кооперации. Только губсоюз или райсоюз, скажем, смогут правильно наладить работу радио-передвижек. Во-первых, у кооперации имеются свой аппарат, транспортная связь по снабжению товарами потребительских лавок, а без транспорта, притом периодически правильно действующего в пределах данного района, радио-передвижку невозможно быстро перебрасывать из одного места в другое.
Во-вторых, материально только кооперации по силам содержать такую передвижку. Одновременно с движением передвижки кооперативы сумеют производить пополнение деталями и аппаратурой радиополки первичных лавок. Кроме того, большой дефицит по радио-передвижкам кооперативная организация сумеет покрыть путем объединения радио-передвижки с кино-передвижкой. Известно, что последние позволяют взимать некоторый минимум платы с населения за просмотр фильм и тем самым могут оказаться доходной статьей в деле использования радио-передвижки. Вместе с этим встает вопрос о подготовке соответствующего кадра монтеров-техников, которые сумели бы одновременно в одном лице обслуживать обе передвижки. Такая универсальность легко осуществима и сама по себе сокращает расходы, которые понесли бы организации в том случае, если бы они использовали одну радио-передвижку. Опять же, кому по средствам подготовка таких кадров на различных курсах? Только кооперации, которая в деле краткосрочной подготовки и переподготовки имеет громадный и давнишний опыт. ОДР, его организациям и в этом деле принадлежало бы первое руководящее место, в виде оказания помощи курсам специалистами, преподавательскими силами и пр.
Такова роль кооперации и в вопросе об агитации и пропаганде радио.
Общий вывод, к которому мы приходим, уже формулирован в заглавии нашей статьи. Только через кооперацию мы сумеем продвинуть не на словах, а на деле радио в деревню. Если радиофикацию рассматривать как разновидность электрификации, а таковой она в сущности и является, то осуществляющей ее должна быть кооперация, как "столбовая" дорога к социализму. Последний же, не следует забывать, "есть Советская власть плюс электрификация" (Ленин).
Два года работы «Радиопередачи» в Киеве не дали почти никаких результатов в деле обслуживания радиолюбительских масс.
Киев является культурным центром Украины и вокруг него сосредоточено огромное число радиослушателей. За два года радиолюбительство на Киевщине настолько расширилось, что осталось мало сел, не имеющих приемников, но за последнее время, замечается уменьшение числа слушателей. Это объясняется тем, что программа и качество киевских передач никакого интереса не представляют. Любители стараются всячески отстроиться от «Радио-Киева» и хотя бы на P1—Р2 послушать Москву.
Трудно объяснить причину плохой радиовещательной работы Киевской «Paдиопередачи»: техника есть, средства тоже, но чего-то нехватает. В киевское ОДР поступают письма от любителей, которые жалуются на плохие качества работы «Радиопередачи» и указывают, что программа передач несистематична, что иногда, подряд «жарят» оперу за оперой; а то зарядят концертами, а в концертах исполняется старье, некоторые вещи повторяются без конца. Исполнение плохое. А качество трансляций из Москвы ниже всякой критики. Вместо наслаждения стуки, шум, звон ламп. Кстати о трансляциях оперы. Когда трансляция идет, в киевском эфире, если можно так выразиться, царит какофония. В уши радиолюбителей врываются вой, свисты, шум. Иногда на самом интересном месте вдруг опера на некоторое время выключается, потом снова включается. В результате радиолюбители начинают питать полное недоверие, порой и ненависть, к киевской «Радиопередаче», что вполне заслужено. Из массы писем, полученных Киевским ОДР, явствует, что нет уже любителей, которые были бы довольны трансляциями в частности, передачей вообще, которые производит киевская «Радиопередача». И если бы она перестала бы вещать на Киевщине, сколько любителей свободно вздохнуло бы!
Если же теперь перейти к программе, то и тут остается желать многого. Лозунг — лицом к селу. Как же «Радиопередача» обслуживает его? Имеется селянская радиогазета, даются несколько раз в неделю лекции — ветеринарные, земельные, судебные. Но, вероятно, никто не следит за передачами. Иногда одну и ту же тему всовывают по нескольку раз в микрофон, лишь бы заполнить нужные полчаса. Иногда «лекцию для села» пересыпают разными непонятными для крестьян словами.
Что же делает тут культотдел? Вопрос остается открытым. К составлению программ радиовещания Киевская «Радиопередача» совершенно не привлекает ОДР.
Сваливать обвинения на радиостанцию нельзя, так как станция работает нормально и без фона. Весь шум, трески поступают от усилителей трансляционного узла «Радиопередачи». Кстати о самой передаче. В Киеве до сих пор не могут найти хорошего диктора.
Надо улучшить радиовещание, надо его оживить, сдвинуть с мертвой точки, иначе любители и слушатели потеряют всякий интерес к радио.
Одной из причин, тормозящих дело радиофикации нашей страны, являются некоторые особенности во взаимоотношениях профсоюзов и нашего Общества, призванных содействовать внедрению радио в быт рабочих и крестьян.
Эти особенности все еще довольно часто встречаются и по существу являются бюрократическим извращением правильной пролетарской линии в общественной работе. Напомним, что линия эта отводит нашему Обществу плодотворную роль организатора трудовой общественности вокруг задачи радиофикации нашей страны. К осуществлению этой задачи ОДР подходит двумя путями: во-первых — распространением остовных технических сведений среди трудящихся масс и внедрением минимальных навыков в обращении с радиоаппаратурой, имеющей массовое применение; во-вторых, — рациональным сочетанием пробужденного таким образом личного интереса (любительства) с нуждами нашего пролетарского государства (просвещение, обороноспособность страны), с очередными задачами социалистического строительства. При этом надо иметь в виду то обстоятельство, что наиболее успешно удается проводить это последнее в городах среди рабочих масс, общественная активность которых значительно опережает крестьянство. Ясно, что пролетарские центры должны стать теми рассадниками радиолюбительства, откуда деревня будет черпать еще долгое время необходимый для себя опыт радиоработы. Такой плодотворный обмен опытом возможен только в рамках единой общественной организации, равноправными членами которой являются рабочий и крестьянин нашего Союза. При этом профсоюзы должны всячески содействовать вхождению своих членов-рабочих в такую организацию. Между тем, такой помощи со стороны профсоюзов ОДР до сих пор во многих местах все еще не имеет. Данные обследования этого вопроса показывают, что наименее удовлетворительные взаимоотношения установились, главным образом, в центре — Москве, Ленинграде, где страдающей стороной являются организации ОДР.
Классифицируя по несколько условным рубрикам эти взаимоотношения, мы получаем:
1) удовлетворительные отношения, т.-е. либо полный переход радиоработы в ведение ОДР, либо тесная связь и взаимная поддержка (материальная и организационная) существуют у 8 ОДР (Воронеж, Вологда, Самара, Пенза, Марийская область, Чувашская область, Чернигов);
2) средние отношения (взаимное представительство, материальная поддержка от случая к случаю, параллелизм в отдельных мероприятиях) у 4 ОДР (Вятка, Верхнеуральск, Северодвинск, г. Киев);
3) неудовлетворительные отношения (формальное представительство, отсутствие поддержки, полный параллелизм в работе, полное отсутствие связи у 9 ОДР (Mосква, Свердловск, Кострома, Таганрог, Смоленск, Минск, Армения, Татреспублнка, область Немцев Поволжья);
4) враждебные взаимоотношения (отказ от контакта в какой бы то ни было форме, запрещение работы среди профорганизованного населения, непредоставление помещений для ячеек и организаций ОДР) у 3 ОДР (Ленинград, Орел, Данилов, Ярославск. губ.).
Хотя официальная линия во всем этом вопросе до сих пор профсоюзами не декларировалась, но на деле во многих случаях нежелание устранить вредный параллелизм, ослабляющий всю работу ОДР, налицо. При этом часто, как это имеет место в Ленинграде, высказывается даже такое мнение, что радио продвинет к рабочему профсоюзы, а к крестьянину — политпросветы через избы-читальни, и что поэтому излишне создавать особую организацию, содействующую делу радиофикации. В Ленинграде организация ОДР поэтому ликвидирована. К сожалению, на такую линию пошел ряд директивных организаций гор. Ленинграда.
Нам думается, что такой подход не является разрешением вопроса и вынуждает фактически существующую тягу радиолюбителей, организованных и неорганизованных в профсоюзы, находить какие-то почти нелегальные формы для создания своих организаций. А это уже ни в какой мере не совпадает с общей линией, проводимой нашими директивными организациями в общественной работе. Борьба с извращением этой линии должна стать очередной задачей наших организаций, всего актива ОДР. Многие организации на местах сумели по своей инициативе удержать в своих руках руководство радиолюбительством среди организованного в профсоюзы и неорганизованного населения. Об этом положительном опыте наших организаций мы поговорим в следующей статье.