1927 год является вдвойне юбилейным в отношении радио: 7 мая исполняется 32 года со дня изобретения радио и ровно 30 лет тому назад в 1897 г. скромный преподаватель физики в Электро-минной школе в Кронштадте Александр Степанович Попов выступил в Морском собрании с публичной лекцией на тему "о возможности телеграфирования без проводов", где впервые демонстрировал новый способ передачи сигналов в пределах здания Морского собрания, передавши в соседнюю комнату два слова "Генрих Гертц".
Изобретатель радио Александр Степанович Попов родился 16/III 1859 года на Богословском заводе на Урале. В Пермской семинарии, где он учился, товарищи прозвали его за его склонность к математике — "математиком". Эта склонность к математике и вообще к точным наукам потянула его в университет. В то время семинаристов в университет не принимали. А. С. Попов подготовился, и в 1877 г. выдержав экзамен при гимназии, получил диплом и в том же году был принят на математическое отделение физико-математического факультета Петербургского университета.
Уже во время пребывания в университете А. С. Попов увлекается физикой и особенно много работает в этой области. Профессора оценили его способности, и в 1882 году по окончании, он был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию.
В начале восьмидесятых годов Александр Степанович Попов переселился в Кронштадт, куда он был приглашен на должность ассистента в минный класс. В этом учебном заведении преподавание было поставлено образцово и А. С. Попов, который очень тщательно готовился к преподаванию и следил за научными успехами в области физики и электротехники, занял там вскоре место преподавателя и еще более возвысил это учебное заведение.
Удачное соединение в лице А. С. Попова знаний по теоретической физике и по технике дало ему возможность в полной мере овладеть новым открытием ученого Гертца.
Что же это за опыты Гертца? Германский физик Гертц в 1887 г. изобрел способ получения электрических колебаний и доказал своими опытами, что невидимые электромагнитные волны распространяются в эфире по тем же законам что и световые волны. Практическое применение этого открытия было сделано в 1890 году французским физиком Бранли, который обнаружил способность металлических опилок сильно менять сопротивление под влиянием электрических колебаний. На этом принципе он построил особый прибор, так называемый "когерер", при помощи которого можно было обнаруживать даже самые слабые электрические колебания.
А. С. Попов еще в 1887 году, когда в немецких журналах появились краткие сведения о лучах Гертца, с жаром принялся за изучение этого явления. И так как А. С. работал много лет в области электротехники, то он, со свойственной ему прозорливостью, извлек из опытов Гертца практические результаты и нашел возможность передавать и принимать Гертцовские сигналы, переданные в пространство.
Электромагнитные волны Гертца получаются при электрических разрядах, следовательно, и при молнии, поэтому А. С. решил применить установку Гертца и трубку Бранли (с металлическим порошком) к улавливанию этих волн. Опыт удался блестяще, и А. С. Попову удалось отмечать электрические разряды в атмосфере на расстоянии 20 — 30 километров, что дало ему возможность предсказывать приближение грозы, когда на горизонте не было видно никаких туч. При этих своих опытах он применял антенну, которой впоследствии воспользовался Маркони.
По поводу этого грозоотметчика, который в сущности есть уже радиоприемник, один французский ученый в его истории радиотелеграфии пишет следующее: "Уже в 1895 г., когда еще никто не мог выступить с предложением беспроволочного телеграфа, был кто-то, кто телеграфировал при помощи электричества без проводов из дальнего расстояния. Этот кто-то — была молния, которая телеграфировала русскому ученому Попову в его лаборатории: "Я здесь". И давала ему точные указания своего капризного пути".
В результате этих опытов он 7 мая (25 апреля по ст. стилю) 1895 года в заседании физического отделения Русского Физико-Химического Общества делает сообщение "об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям" и сопровождает его демонстрацией построенного им приемного прибора для беспроволочной телеграфии. В этом сообщении А. С. Попов с полной определенностью и с сознанием ответственности за свои слова заявил, что задача передачи таких сигналов на большие расстояния по существу уже решена, и необходимо лишь дальнейшее усовершенствование этого изобретения.
С настойчивостью и упорством продолжал А. С. свои работы, несмотря на то, что финансовые и моральные препятствия не давали ему развернуть работу так, как он хотел. Он продолжал делать доклады, демонстрировать совершенствуемые им аппараты и знакомить всех с успехами радиотехники за границей. Одновременно он руководил целым рядом опытов по беспроволочной телеграфии и на судах Балтийского и Черного морей и в армии.
Во время одного из опытов (в 1899 году) по установке радиосообщения между фортами Кронштадской крепости, приемная станция перестала работать. Чтобы проверить исправность установки пришлось прибегнуть к помощи телефона, который был введен в цепь приемной станции. И вдруг — представьте себе сюрприз Попова, когда он услышал, что телефон отчетливо принял телеграмму, которая посылалась с отправительной станции. Таким образом была доказана возможность приема радио на телефон. Это открытие произвело целый переворот в области радио.
Благодаря этому явилась возможность значительно увеличить дальность передачи и упростить схему.
Одним из следующих этапов работ А. С. Попова был случай с броненосцем "Адмирал Апраксин". Осенью 1899 (1) года вышел из Кронштадта в кругосветное плавание этот броненосец. Дело было на рассвете и при сильном тумане корабль сел на камень у южного берега острова Гогланда в Финском заливе. Необходимо было срочно, до наступления ледохода, снять его с камня. С броненосцем надо было установить связь. Не знали как это сделать. Кто-то вспомнил про опыты Попова. Обратились к нему. Очень обрадовался А. С. и срочно, вместе с помощником П. Н. Рыбкиным, принялся за установку радиостанции.
Очень волновался Попов: его пугало расстояние в 41 версту от Котки до Гогланда, где были установлены станции. Однако, первые опыты удались, и 24 января (10 февраля) 1900 года, была послана первая телеграмма. В тот же день радио получило практическое применение — благодаря ему удалось спасти 27 рыбаков, унесенных льдиной в море.
Удача Гогландской установки послужила исходным пунктом к дальнейшим работам Попова в области радио; вскоре он достиг соглашения с французской фирмой Дюкрете, которая и стала готовить радио-аппараты по планам Попова.
В 1900 же году на Электрическом съезде в Париже А. С. Попов сделал сообщение об установке на Гогланде. На этом съезде с очевидностью было установлено, что изобретателем радио является Попов, а не Маркони, так как опыты последнего были сделаны годом позже.
Дальнейшие опыты Попова на судах Балтийского и Черного морей позволили увеличить еще больше дальность приема.
В 1898 году А. С. Попов получил от Русского Технического Общества премию за свои работы в области радио, а в 1901 году он был избран профессором физики Электротехнического Института в Петербурге. Он переселился туда и там продолжал свою работу.
Осенью 1905 года А. С. Попов был избран директором Электротехнического Института. Эта должность и свела его в могилу. Развернувшиеся революционные события вовлекли студентов институтов. Начались постоянные стычки между высшим начальством и Поповым, который защищал "крамольных" студентов. 31 декабря 1905 года (по старому стилю), после особо бурной стычки с Петербургским градоначальником, А. С. скончался от разрыва сердца и кровоизлияния в мозг.
Смерть Попова в самый разгар его работы (ему всего было 46 лет) явилась огромной потерей для русской науки.
Заслуги А. С. Попова получили должную оценку только при советской власти, для которой радио является мощным средством культурно-политического воспитания масс. Правительство постановило: 1) присвоить Кронштадской Электро-минной школе учебного отряда Балтфлота наименование "Элекро-минная школа имени А. С. Попова" и присвоить Сокольнической радиостанции наименование "имени А. С. Попова".
"Осенью 1999 года вышел из Кронштадта в кругосветное плавание этот броненосец."
(примечание составителя).