Широкие круги членов ОДР СССР ждут расширенного пленума Совета ОДР СССР. Уже то обстоятельство, что после Всесоюзного съезда ОДР СССР это будет фактически только 2-й расширенный пленум, заставляет подумать об очень многом. Два года срок не малый. В жизни организации ОДР за это время произошло столько изменений, что в рамках журнальной статьи не представляется возможным их осветить.
Работа общественной организации идет нога в ногу с общим экономическим и культурным движением страны. Советский союз за этот период сделал громадный шаг вперед как в области хозяйственной, так и культурной. Повысился культурный уровень трудящихся, проявляется тяга к знанию, к переходу от словесной агитации к кропотливой работе по изучению теории, практики, организации.
И первое изменение, по сравнению с прошлым, состоит в том, что в данное время большинство членов ОДР не столько радиослушатели, сколько радиолюбители, познающие теорию и практику радиодела. В процессе работы этих двух лет такой кадр радиолюбителей создался, он с каждым месяцем растет, в свою очередь выделяет из себя наиболее квалифицированных, общественных организаторов, радиофикаторов. Они-то и являются основанием, столпами общественной организации ОДР и помощниками государству в деле радиофикации.
Второе изменение. Задачи Общества остались те же самые, но практика работы изменилась. Идет кропотливая работа по радиотехническому просвещению, практике устройства и установки приемных станций.
В то время как государство строит сеть широковещательных станций, развертывает радиопромышленность, — в массе радиолюбителей и радиослушателей растет тяга к техническим знаниям, удовлетворить которую может и должна общественная организация, поставившая себе задачу помощи государству на этом участке.
Третье. Руководство радиолюбительством постепенно переходит в руки самого радиолюбительского кадра, постепенно выделяющего из своих рядов наиболее способных организаторов и техников-общественников.
Этого изменения нельзя не заметить, хотя на этом участке еще много недостатков, преодолеть которые можно упорным выдвижением тысяч свежих радиоактивистов, любящих дело и умеющих работать.
Четвертое. Практическая работа по радиофикации и радиотехническому просвещению вырабатывает все более развитых радиолюбителей и радиослушателей, которые организуют критику программ широковещания и повседневно воздействуют на широковещательные органы.
И пятое — развитие радиолюбительства в деревне. Изменение в этой части заключается в приспособлении работы городских организаций к обслуживанию нужд деревни и повседневной практической помощи. И это, пожалуй, все, если работу с короткими волнами, которая заняла почетное место, отнести на счет "чистой прибыли" за последний операционный год.
Не надо быть особенно проницательным для того, чтобы учесть всю особенность обстановки ОДР-овской работы в данное время, чтобы от периода оформления организации наметить правильную, четкую линию на будущее.
К сожалению, приходится отметить, что в этом отношении мы отстали и на очень большое расстояние. Ведь за эти два года общих итогов мы не подводили.
Вот еще почему чрезвычайно важно к нашему пленуму притти с полным знанием всех особенностей радиолюбительского движения и опыта его деятельности.
На XI Московском и XV Всесоюзном партийных съездах вопрос о завершении культурной революции поставлен во всю широту. Мы не можем пройти мимо этого вопроса, поскольку задача технической грамотности населения становится злободневной. Организуется Общество "Техника — всем"; часть техники — небольшую, но ответственную, выполняет ОДР. Нужно заострять внимание на техническом просвещении, углублять и расширять эту часть работы ОДР.
В повестке дня стоит вопрос: "Отчет Совета ОДР СССР и очередные задачи работы". Не будем разбираться в отчетной части. Пленум сможет учесть ряд недочетов, сделать выводы и построить предложения на будущее. Остановимся на отдельных "узких" местах.
Задача радиофикации СССР и радиотехнического просвещения — задача общегосударственная, а не ведомственная или узко профессиональная. Следовательно, чтобы провести ее в жизнь — нужны общие усилия.
А их-то и нет. До сих пор вопрос об увязке работ ОДР с профсоюзами остается неразрешенным. Казалось бы, что имеется достаточно опыта для того, чтобы не только найти приемлемую форму "соглашения", но и форму дружной работы. Иначе ОДР может остаться без основного классового кадра — рабочих радиолюбителей.
Расширенный пленум должен решительно стать на путь объединения радиодвижения, найти общие формы, чтобы затем закрепить их твердыми директивами соответствующих органов.
Деятельность ОДР должна быть увязана и с органами политпросветов, которые еще недостаточно уяснили роль общественности в обслуживании громкоговорящих установок в деревне. Нужно, чтобы политпросветы не только устанавливали приемные станции, но и могли сорганизовать вокруг них актив, объединить его в ячейки ОДР, повседневно поддерживая их материально.
Задача ОДР — помочь государству радиофицировать СССР, организовать правильное использование радио, распространять радиотехнические знания — это работа многих лет. Сейчас мы должны иметь целевую установку на ближайшее время. По нашему в основном она должна заключаться в подготовке кадра квалифицированных радистов-инструкторов.
Наш лозунг — каждая деревня должна иметь сведущего радиста-общественника, который являлся бы проводником радиотехнического просвещения в массы крестьянства. Без такого кадра инструкторов-техников немыслимо выполнение плана радиофикации и ликвидации технической неграмотности.
В городе до сих пор работа страдала тем, что организации не сосредоточили в своих руках практику по монтажу приемных аппаратов, установочной деятельности, работу в мастерских и лабораториях. Только немногие организации стали на этот путь, убедились в его жизненности, стремились расширить свою работу в этом направлении.
Надо со всей решительностью бороться с перегибом в сторону торговых и подходящих к ним операций, так как от этого будет страдать общественная paбота.
В связи с заключением соглашения ОДР СССР с Трестом "Госшвеймашина" о переходе к ОДР установочной деятельности, нужно предупредить от уклона к коммерческим операциям, развертывая работу в лабораториях и мастерских, которые должны обслуживать нужды радиолюбителей и радиослушателей, объединяя вокруг себя актив, повышая его квалификацию путем практических занятий с ним.
Эта часть деятельности тесно связана с распространением радиотехнического просвещения: курсами, семинариями в ячейках, консультациями, периодическими лекциями и докладами. Существенным недостатком в этом отношении является отсутствие связи организаций ОДР с органами НКПиТ, которые могли бы многому помочь, отпуская средства по целевым назначениям, выделяя руководителей для занятий.
Ликвидация радионеграмотности упирается в отсутствие популярной и доступной по цене радиолитературы и наглядных пособий. Поэтому необходимо обеспечить выпуск таковой, одновременно поставив вопрос об издании специальной массовой газеты для крестьян.
Президиум ОДР СССР и некоторые местные организации (Уральская, Самарская, Сибирская) уже встали на путь активного участия в регулировании торгово-промышленной деятельности в области радио. Но это только начало. Необходимо, не выпуская с поля зрения эти вопросы, вовлекать в обсуждение их широкие массы радиолюбителей и радиослушателей, подвергая всесторонней проверке и критике деятельность отдельных организаций.
Такая же линия должна быть взята по отношению к широковещанию, следя за тем, чтобы они составлялись применительно к запросам населения и всех его особенностей.
В данное время, когда вся советская общественность и печать ставят вопросы о коренном изменении форм широковещания, ОДР в целом необходимо наметить такие формы организации широковещания, которые были бы наиболее гибкими, не громоздкими.
Одновременно с критикой программ широковещания организации ОДР должны участвовать в составлении программ, обсуждении их планов, приучая местные организации пользоваться радио, как формой руководства.
Центральным является вопрос о средствах организации. Не предрешая того, как организации должны расходовать средства, надо откровенно сказать что ОДР только за счет членских взносов вести работы не может, здесь нужна помощь. Нам представляется эта помощь в виде различных целевых назначений по линии организаций, которые наиболее заинтересованы в работе ОДР (НКПиТ, Госшвеймашина, Трест Электросвязь) и по линии других советских центральных и местных органов для усиления радиофикации, особенно в деревне, и на особые работы. Некоторые организации получают дотации от Губисполкома. Установочная деятельность, работа в мастерских при умелой постановке могут обеспечить некоторые средства на массовую работу по внедрению радиограмотности.
Нужно использовать во всем содействие других организаций. Например в выписке литературы, оборудовании лабораторий и мастерских за счет политпросветов, использование в работе организации неликвидного радио-телеграфного имущества, выполнение силами ячеек различных общественных радиоработ. Этому вопросу пленум должен уделить исключительное внимание.
По журналу "Радио всем" намечаются редакционные планы на 1928 год. Наши пожелания сводятся к большей плановости, к расчету на группы определенной квалификации радиолюбителей и стройности, последовательности помещаемого материала. Журнал не должен терять лица общественной организации, наоборот, большее место должен уделять освещению жизни ячеек и организаций ОДР.
К вопросу о военизации радиолюбительства в плане ОДР СССР говорится: "В целях военизации радиолюбительства необходимо: сформировать из членов ОДР части радиосвязи, в которых ввести систематическое военное и радиотехническое обучение, привлекать к военным маневрам и играм отдельных коротковолновиков, для использования их в практической работе связи".
Установка сделана правильная, вопрос стоит о реализации этого решения и о практических мероприятиях в дальнейшем. В нынешнем году были попытки военизации радиолюбительства путем выезда в лагерь. Но к этому начинанию не были привлечены заинтересованные организации, как то: Осоавиахим, Военное ведомство. Намечаемые мероприятия по плану должны быть обеспечены твердой поддержкой по линии военного ведомства и Осоавиахима, которые могли бы взять на себя материальные расходы, снабжение и инструктаж. Непременным условием военизации радиолюбительства надо считать изучение радиолюбителями военно-прикладных знаний, требующихся связисту. Конечно, такая форма военизации возможна только в условиях исключительной дисциплинированности членов и построения первичных военизированных ячеек ОДР по типу воинских частей. Предпосылкой к переходу к более плановой работе может служить проводимое уже изучение азбуки Морзе в ячейках и на специальных курсах и кадр коротковолновиков. Последние выросли количественно и качественно и во всяком случае настолько, чтобы обеспечить кадр передовиков-связистов, могущих уже сейчас принимать участие в тактических занятиях частей Красной Армии и явиться костяком будущих команд связи.
В повестке дня пленума стоит вопрос о втором Всесоюзном съезде ОДР СССР. Мы установили происшедшие изменения в жизни нашей организации, но завершения своего эти изменения еще не нашли. Съезд должен будет завершить изменение курса в работе организации.
Хотелось бы, насколько это будет возможно, приурочить ко 2-му Съезду ОДР СССР генеральный смотр наших радиотехнических достижений, организовать вторую Всесоюзную радио-выставку. Выставка должна пройти не только под лозунгом учета ваших достижений, но и сравнения нашей радиотехники с заграничными достижениями.
Пленум должен влить живую струю в работу организаций ОДР, разрешив вопросы, стоящие на повестке дня.