С. Кудрин
Несмотря на исключительную новизну дела постройки радиовещательных станций и отсутствие помощи из-за границы, достижения Советской промышленности в этой области громадны.
Прошло всего лишь три года после передачи первого концерта с единственной в то время радиовещательной станции им. Коминтерна, и за этот короткий срок наш Союз покрылся густой сетью мощных радиовещательных станций. В этом отношении достижения Советской промышленности бесспорны.
Не то, к сожалению, видим в ее подходе к радиолюбительскому рынку. Качество выпускаемой продукции стоит безусловно очень высоко, но в смысле изучения действительных нужд радиорынка, ассортимента, цены и пр. радиопромышленность ничего не сделала. Промышленность не учитывает бюджет рядового радиолюбителя и радиослушателя. Выпускаемая ею продукция и производственная программа на 27/28 год рассчитаны, главным образом, на зажиточные слои населения и отдельные объединения радиолюбителей.
По данным НКПиТ из 205 тысяч радиоустановок детекторных — 88,5% и ламповых — 11,5%. Среди
детекторных 70% изготовленных самими радиолюбителями, среди ламповых процент самодельных доходит до 52. Такой большой
процент самодельных приемников объясняется и неудовлетворительным ассортиментом различных типов приемников, высокими
продажными ценами. Вывод ясен. Увеличение ассортимента, при незначительности выпуска, повлечет лишь к дальнейшему
удорожанию продукции. Поэтому промышленности необходимо обратить самое серьезное внимание на выпуск отдельных
деталей. А производственная программа треста "Электросвязь"
Теперь о деталях. В основе производственная программа треста расчитана на 7-8 милл. рублей, а радиодеталей на 1 миллион рублей. Таким образом, процент деталей в производственной программе составляет 12—15%. Если учесть, что трест в детали включает "наборы" для сборки приемников, то фактически отдельных деталей будет выпущено еще меньше. Сопоставляя этот процент с процентом самодельных приемников, получаем явное несоответствие.
Теперь вообще о работе Треста. Некоторые факты заставляют думать, что Трест весьма поверхностно относится к разработке отдельных типов радиоаппаратуры и деталей. В 1927 году Трестом был выпущен в продажу кенотронный выпрямитель для питания анода по цене 63 р. 35 к. Через весьма короткий срок — два-три месяца — в радио-печати появились заметки, что Трестом разработан новый тип выпрямителя ЛВ2, показавший лучшую работу, причем продажная цена была установлена в 49 рублей, т. е. на 22,5% ниже первого типа. Правда, выпрямитель ЛВ2 до сих пор еще не появился в продаже, но это я объясняю тем, что Трест выжидает, когда будет распродан более дорогой, чтобы не понести убытка.
В отношении мелких деталей до сих пор еще не установлен стандарт. На такие мелочи, как ручки с ползунками, контакты, еще не разработан определенный тип. При переделках приемника приходится вместо того чтобы подкупить недостающие части, покупать их все вновь. Это больно бьет по и без того тощему карману радиолюбителя.
Теперь в отношении цен. Тов. Романовский в своей статье указал, что главным моментом высоких: цен на радиоаппаратуру являются высокие цены на сырье. Это неправильно. Статья т. Львова, помещенная в журнале "Радиолюбитель" и газете "Известия", показывает на существование чрезмерных накидок на заводскую себестоимость, составляющих в среднем 100%, но доходящие на отдельные изделия до 205%. Значит дело не в сырье, а в накладных расходах, к снижению которых ничего не сделано. Правление треста не только не опровергнуло опубликованные т. Львовым цифры, но даже не пыталось доказать их законность и необходимость.
Все сказанное говорит за то, что в работе Треста в области радиолюбительской аппаратуры есть заминки и ненормальности. На них надо обратить самое серьезное вниманне. Без правильного решения задач изготовления радиолюбительской аппаратуры не может быть успешно разрешен и вопрос радиофикации Советского союза.
Касаясь вопроса радиопромышленности, нельзя не коснуться вопроса радиоторговли. О дефектах госторговли писалось очень много. Я хочу только заострить внимание на следующем. Наша госторговля очень не любит говорить о мелочах, а тем более торговать мелочами. А мелочи — это есть то, что больше всего нужно потребителю. Вот немного фактов. Ни "Радиопередача" раньше, ни Госшвеймашина теперь не имеют в продаже мелких медных винтов для привинчивания ламповых панелей и пр. Частник этим пользуется и торгует ими по 3-5 коп. за штуку. В госторговле нельзя найти никкелиновой проволоки, а торгует ею опять частник. В госторговле нет небольших листов изолирующих материалов (эбонит, карболит) и опять-таки их можно найти у частника. Медная проволока, — Госпромцветмет меньше 1 кг не продает, а радиолюбителю обычно нужно 100-200-300 грамм. В ГЭТе, как правило, не бывает в продаже проволоки, даже самых ходовых размеров. В Госшвeймaшинe ее также нет. Приходится итти опять к частнику, и т. д. и т.п. Таким образом, невнимательное отношение госпромышленности и госторговли к рынку радиоизделий массового потребления создает благоприятные условия для развития частно-кустарной промышленности и торговли радиоизделиями и тормозит дело радиофикации Советского союза.
В целях оздоровления рынка радиоизделий необходимо:
1. Госпромышленности обратить самое серьезное внимание на выпуск деталей, причем их удельный вес в производственной программе должен быть поднят не менее чем до 50%.
2. Выработать и держаться определенного стандарта на мелкие радиодетали, учтя необходимый качественный уровень при максимальном снижении цен.
3. Необходимо более внимательно и детально прорабатывать новые типы аппаратуры и только после всестороннего изучения как в качественном отношении, так и в смысле более дешевого изготовлении, приступать к массовому производству их.
4. Выпускаемая аппаратура должна быть в достаточной мере обеспечена запасом сменных частей.
5. Тресту "Электросвязь" необходимо немедленно провести самое жесткое сокращение накладных расходов. Со стороны НКТорга и ВСНХ должно быть оказано максимум давления на правление Треста в этим отношении.
В госторговле, в лице Госшвеймашины, помимо расширения своей торговой сети, помимо налаживания и улучшения выполнения заказов отдельных радиолюбителей, необходимо увеличить ассортимент так называемых "мелочей" с тем, чтобы радиолюбитель мог для радио все купить в магазине Госшвеймашины, не прибегая к услугам частника.