Новое, грандиозное здание Центрального телеграфа на Тверской ул. в Москве внутри еще окончательно не достроено, а в ней уже кипит жизнь.
Поднимаюсь по недоконченной отделкой лестнице и выхожу на площадку 2-го наркоматского этажа.
И первое, что бросается в глаза, — стенгазета сотрудников Наркомата с большим, красиво вырезанным из дерева названием "Антенна"...
1) Здание Центрального Телеграфа
Разыскиваю т. Василевского, председателя ячейки ОДР. Рекомендуюсь.
— По поручению редакции журнала "Радио всем"... хотелось бы познакомиться с жизнью и работой вашей ячейки...
Тов. Василевский радушно улыбается.
— Пожалуйста, пожалуйста... Только знаете — я, ведь, больше по имени числюсь председателем, — времени, хоть убей, нехватает. А вот сейчас я познакомлю вас с моим замом, т. Рязановым. Он у нас ветеран-радист, основатель ячейки и активнейший работник. Вот он все и расскажет и покажет...
Тов. К. П. Рязанов — по профессии механик связи, "фанатик"-радист. Действительно, еще в 1924 году, когда только впервые радиовещание и радиолюбительство стали проникать в широкие массы, он по собственной инициативе, без каких-либо указаний со стороны, организовал один из первых кружков радиолюбителей, сплотив вокруг себя всех интересовавшихся этим новым делом. Поэтому и ячейка ОДР Наркомата почт и телеграфов — одна из старейших, если вообще не самая первая по времени возникновения, ячейка ОДР. Вот что рассказал мне о ней т. Рязанов.
— Ячейка наша имеет и большие достижения в своей работе, я их вам потом покажу, — но есть и кой-какие недочеты, в большинстве, впрочем, от нас не зависящие. Возникла она первоначально в виде кружка, в июле 1924 года, "явочным порядком", так сказать. Нашлось человек 10—12, интересовавшихся этим делом, объединились и дружно взялись за работу...
— Дальше больше: постепенно число членов нашего кружка, впоследствии реорганизованного в ячейку
ОДР, возросло до 200. Но... "дело, конечно, не в количестве, а в качестве". После перерегистрации не осталось и
половины. Большинство выбыло из-за неаккуратной уплаты членских взносов кто — вследствие занятости, а кто — и просто по
халатности и пассивности. Теперь из 430 человек служащих и рабочих Наркомата в ячейке числятся
90 человек.
— Есть активное ядро, постоянно работающее в стенах учреждения, коллективом. Особенно надо выделить работу члена ячейки инженера т. К. К. Красильникова, который с самого возникновения кружка принимает самое активное участие во всех наших начинаниях и является вместе с т. Отченашенко руководителем технической части кружка.
— Большое личное участие в работе ячейки принимает также и другой член нашей ячейки, он же и председатель ОДР СССР, замнаркома почт и телеграфов т. А. М. Любович. Благодаря его энергичному содействию кружок обзавелся инструментами, отсутствие которых в первое время сильно тормозило нашу работу.
— Ну а как шла работа в прошлом? Что удалось сделать? Как работаете теперь? — спросил я т. Рязанова.
— В 1926/27 году были нами сорганизованы теоретические курсы по радио на 20 человек среднеподготовленных радиолюбителей. Группа наших инженеров в 10 человек прочла ряд лекций по радиотехнике, составивших законченный радиоцикл. К сожалению, курсы были слишком теоретичны. Учтя этот опыт, мы перешли теперь главным образом на практическую работу.
2) Регенеративный ламповый приемник, изготовленный ячейкой ОДР в 1926 г.
— За время существования ячейки силами ее членов было изготовлено 6 ламповых приемников разных конструкций, выпрямитель и коротковолновый любительский 5-ваттный передатчик, который начал работу в дни октябрьских праздников. Силами кружка изготовлен также коротковолновый 3-ламповый приемник. К октябрьским же дням в красном уголке была организована специальная витрина — выставка с образцами наших работ и диаграмм.
3) 5-ламповый регенеративный приемник типа "ТАТ" и (ХХ) Выпрямитель 80 вольт изготовленный кружком.
— Проводилась ячейкой также кампания по борьбе с радио-зайцами. Ячейка наша не только принимала активное участие в организации МОДР'ом курсов слухачей, но для руководства этими курсами рекомендовали члена нашей ячейки т. Я. Н. Орзаева, который вот уже второй год успешно руководит работой курсов.
— В клубе б. здания Наркомата нами был устроен громкоговоритель, а в октябрьские дни были установлены громкоговорители и внутри и снаружи здания.
— Члены нашей ячейки регулярно участвуют в нашей стенгазете, а некоторые из них участвуют и в общей и в специальной прессе.
4) Член кружка НКПиТ с 1924 г.
— Ведется ли у вас какая-нибудь шефская работа? — задал я вопрос своему собеседнику.
Тов. Рязанов оживился.
— Как же, как же!.. Совсем я упустил из виду... Шефствуем над целой Лухавицкой волостью Рязанской губ. Там мы установили в трех избах-читальнях громкоговорители. За работой этих громкоговорящих установок мы имеем постоянное наблюдение и немедленно исправляем все замеченные неисправности. Вообще — оказываем подшефным крестьянам-радиолюбителям возможную помощь. В ближайшее время предполагаем организовать из них кружок по изучению радио. Кроме того, в этой же Рязанской губ. в Подольском уезде, в пионеротряде, состоящем из детей сотрудников нашего Наркомата, и в нашем детском садике установили летом два громкоговорителя. Теперь, зимой, ведется работа в кружке нашего пионеротряда.
5) Луховицкая подшефная волость Рязанской губ. (Радиоустановка с 1926 г.)
— Работа наша ведется по заранее разработанному плану. Главные наши усилия в настоящее время направлены на работу по вовлечению в коллективное слушание как сотрудников нашего учреждения и членов клуба, так и подшефных нам крестьян, путем изготовления радиопередвижки для экскурсий и на связь с рабочими клубами заграницы при помощи коротковолновой приемно-передающей станции...
6) Коротковолновый передатчик RA-91, установленный силами радиокружка НКПиТ
7) Тов. Орзаев, завед. школой слухачей-морзистов МОДР'а.
— Работа, однако, тормозится дороговизной деталей ламповых приемников, особенно ламп "микро" и источников питания, почти полным отсутствием связи с МОДР'ом, хотя мы всегда аккуратно присутствуем на всех собраниях, организуемых МОДР'ом и почти целиком все членские взносы отдаем МОДР'у. Желательно было бы эту связь наладить покрепче, в виде общего руководства МОДР нашей работой и, кроме того, получать от МОДР'а литературу и журналы "Радио всем", "Радиолюбитель" и др... Своей библиотеки мы не имеем, а пользуемся центральной технической библиотекой НКПиТ...
— Партячейка, ознакомившись с нашей работой, признала ее хорошей. Местком и правление клуба также оказывают нам моральную и, насколько возможно, материальную поддержку. Нам отвели комнатку для работы. Идемте, посмотрим.
Я выразил согласие, и мы поднялись в небольшую комнатку, около лестницы, всю завешанную и заставленную разными радиоприборами, деталями, плакатами и снимками.
Актив был в сборе и, сгрудившись около стола, внимательно следил за тем, как т. Красильников прилаживал к новому коротковолновому приемнику какую-то мудреную штучку.
— В тесноте, да не в обиде! — весело отозвался на мое замечание о тесноте комнаты т. Рязанов. — Хорошо, что и это имеем.
— Желаю вам успеха в работе! — Попрощался я с сосредоточенно углубившимися в свою работу активистами старейшей московской ячейки ОДР
А. Красноборский.