В. Э. Делакроа.
Самый процесс передачи сводится, как сказано, к постепенному провертыванию изображения по спирали перед фотоэлементом: изображение размером 10 х 20 мм надевается для этого на специальный барабан и получает одновременно поступательное и вращательное движение. Барабан проходит перед фотоэлементом за 500 оборотов. В зависимости от различных электрических условий работы передатчика и приемника эти 500 оборотов можно делать в 2 минуты, 3, 4 и т. д. Скорость устанавливается обычно помощью особой системы осей с шестеренками (см. рис. 5).
На приемной станции имеется барабан (одинаковых размеров с передающим), на который одевается светочувствительная бумага; на нее в свою очередь действует луч света, собранный в точку, как и на передающей станции. В деле передачи изображений важно и необходимо совпадение оборотов барабанов у корреспондирующих станций. т. е. наличие синхронизма вращения барабанов этих станций.
И эта, задача решена в системе Телефункен применением особых моторов с идеально устойчивым числом оборотов. Это — т. н. синхронные моторы, известные уже давно в электротехнике сильных токов. В системе Телефункен применена небольшая синхронная машина в качестве дополнения к моторчику постоянного тока, дающего шестеренкам основное вращающее усилие (см. рис. 5); в тех случаях, когда моторчик постоянного тока почему-либо не даст полных оборотов, синхронная машина сама бежит моторчиком — дополняя обороты до положенных 1 800 в минуту; в другом случае, когда моторчик постоянного тока дает больше положенных оборотов, она работает как динамо, т. е. тормозит главный вал и понижает обороты снова до 1 800!
Из сказанного вытекает, что каждая установка по сист. Телефункен должна иметь идеально устойчивый источник тока. Таковым является комбинированное устройство из катодной лампы с камертоном — так наз. камертонный генератор. Подробное описание его необходимо отложить до одного из следующих номеров. Здесь же мы ограничимся лишь указанием на то, что применяемый в этой системе камертон связан с катодной лампой двумя катушками, одной — включенной в цепь сетки, другой — в цепь анода (см. рис. 6). Толчок тока в анодной катушке в момент включения генератора одновременно намагничивает и раскачивает ножки камертона; вторая катушка электрически раскачивает при этом сетку, благодаря чему в анодной цепи устанавливается устойчивый по частоте переменный ток (в данном случае 1 560 периодов в секунду), этот ток усиливается затем двумя каскадами усиления с лампами RV218 и RV24.
Вкратце необходимо далее отметить также и простой, но точный способ контроля числа оборотов: установленный обычный тахометр служит лишь для их грубой проверки. Применен здесь так наз. стробоскопический эффект, который, как известно, заключается в том, что какие-либо однородные знаки на вращающемся предмете производят впечатление неподвижных, если освещение их производится ритмично подогнанными вспышками света.
В установке на Опытной радиотелефонной станции НКПиТ имеется узенький цилиндр, насаженный на диск, который в свою очередь насажен на главный вал моторчиков; на цилиндре — 52 овальных отверстия служат в качестве знаков для наблюдения точных оборотов. При 1 800 оборотах вала в минуту получается, что каждое отверстие заменяется соседним через 1/1560 долю секунды, поэтому, освещая этот диск от переменного тока камертонного генератора простой гелиевой лампой, вспыхивающей 1 560 раз в секунду (на глаз при такой частой вспышке кажется, что лампа горит беспрерывно, не потухая), нам кажется, что цилиндр с отверстиями стоит неподвижно; если же почему-либо обороты моторов не устанавливаются точно по положенному — все отверстия на ходу стушевываюся и представляются нам в виде сплошной серой ленты.
Таким синхронизирующим устройством, как сказано, снабжаются все корреспондирующие станции и ими гарантируется полное совпадение числа оборотов работающих барабанов. Большая ответственность при этом лежит, разумеется, на камертонах, но они проверяются очень тщательно в лабораториях, герметически закупориваются в металлические цилиндры, которые в свою очередь заключаются в большие металлические цилиндры для жидкости, устанавливаемые в больших сундуках с ватой для поддержания постоянства температуры и давления; и в таком виде они стоят нормально в работе.
Остается еще отметить работу светового реле — «электрической диафрагмы». Оставляя также до одного из последующих номеров более подробное описание работы этого устройства, воспользуемся пока лишь аналогией, пусть даже несколько вольной, но позволяющей выяснить хотя бы в первом приближении то, что происходит в части управления светом при приеме изображений.
От маленькой лампочки накаливания «нитро» — однородной с лампочкой передающего устройства (см. рис. 7) — идет через небольшую диафрагму яркий пучок света. В оптическую трубу он вступает через двояковыпуклое стекло (линза № 1 — рис. 8), расположенное по пути распространения лучей; эта линза собирает лучи в «точку», в пространстве между обкладками конденсатора «Керра-Каролуса». Но еще до входа в конденсатор на пути лучей установлен обработанный особым образом кристалл исландского шпата, т. н. николь (№ 1), обладающий тем замечательным свойством, что меняет некоторые свойства входящего луча. В том, что сейчас следует, мы и позволим себе ряд, может быть, несколько вольных, но в достаточной мере разъясняющих аналогий. Картинно можно себе представить, что луч до николя имеет округлую, коническую форму, и обработка его в николе сводится к тому, что после него он принимает плоскую форму: луч как бы отфильтровался в николе, он прошел как бы тончайшую узенькую щель и стал как бы сплюснутым, плоским. Для наглядности скажем еще, что если бы мы поместили поперек лучей бумажку, до николя, то свет изобразился бы в виде яркого белого круга; за николем же тот же свет изобразился бы на бумажке в виде тоненькой, светлой прямой линии! Схематическое прохождение лучей показано на рис. 7.
Плоский, прошедший николь луч света, как сказано, попадает в пространство между двумя обкладками маленького конденсатора, помещенного в нитробензоле. Здесь — в зависимости от напряжения на обкладках, плоскость луча, как говорят, вращается: если луч из первого николя выходил, допустим, вертикально, то после конденсатора Керра, он может оказаться повернутым горизонтально (для этого необходимо, чтобы на обкладках оказалось напряжение до 500—700 вольт!). Меньшие напряжения пропорционально меньше повертывают плоский луч.
Еще один николь за конденсатором Керра (николь № 2) в последний раз отстаивает лучи. Для краткости скажем (применительно к нашему рассуждению), что плоские, горизонтальные лучи он пропускает легко. Хуже — наклонные и совершенно не пропускает вертикальные. Николь № 2 установлен таким образом, что если бы не было конденсатора Керра то вышедший из первого николя луч застрял бы во втором. А так как конденсатор Керра повертывает плоскость луча, то последний получает возможность в той или иной мере пройти через 2-й николь.
Мы видим таким образом, что в то время как 1 николь играет лишь вспомогательную, пассивную роль, предварительно обрабатывая лучи — конденсатор Керра и 2 николь выполняют вполне конкретные задачи закрывания или открывания пути для лучей от источника света. За 2 николем стоит снова линза, собирающая свет в сходящийся пучок, вершина которого образует точку размером 1/25 кв. мм, приходящуюся на фильм (пленку) приемного барабана (рис. 7).
Яркость этой точки, как это следует из всего вышесказанного, зависит от напряжения на обкладках конденсатора Керра. Последнему оно сообщается от трансформатора, работающего от оконечного (мощного) усилителя. До него (оконечного усилителя) стоит предварительный усилитель, который усиливает слабые приемные сигналы, улавливаемые антенной с включенным в нее приемником.
Таким образом, резюмируя вкратце, мы заметим, что вся цепь явлений при передаче изображений по системе Телефункен сводится к следующей смене событий:
Перед фотоэлементом (световым микрофоном) проходит (разматывается по спирали) изображение, отражающее попеременно разные количества света — то больше — при белом поле, то меньше — при черном.
Через цепь фотоэлемента проходит беспрерывно изменяющийся ток, пропорциональный в каждый момент интенсивности отраженного (рассеянного) изображением света.
Усилители повторяют и усиливают токи фотоэлемента.
Модулятор накладывает эти токи на колебания высокой частоты генератора. И в связи с этим
антенна излучает пропорциональные токам фотоэлемента модулированные колебания: модуляция сильнее при падении световой точки на белое поле и слабее, или отсутствует — при черной.
Токи в приемной антенне, пропорциональные интенсивности достигающих ее волн, будут поэтому также меняться в согласии с токами фотоэлемента.
Усилители повторяют в усиленном виде токи приемника.
Трансформатор после последнего усилителя подает различные напряжения на конденсатор Керра-Каролуса: при больших токах в фотоэлементе передатчика на конденсаторе подается большое напряжение, и наоборот!
В свою очередь лучи света, т. е. количество света, проходящее через второй николь, почти точно пропорциональные папряжению, тем ярче, чем больше ток в фотоэлементе, т. е. они ярче при белом поле перед фотоэлементом передатчика и, наоборот, теряют свою яркость при черном поле.
Отсюда ясно, что при системе Телефункен-Каролус мы получаем на приемной станции негатив того изображения, которое передается с корреспондирующей станции. Это обстоятельство имеет те выгоды, что с удобством получается — в любом количестве — серия позитивов.
Заметим в заключение, что на обычном приемнике можно весьма просто «услышать» передачу изображения как в громкоговорителе, так и в обыкновенном телефоне: слышен отчетливо бег луча света передающей станции по буквам и строчкам изображения, слышен ритм вращающегося барабана, слышен тональный и чистый звук белого поля (бумаги) и шорох перерезываемых букв и линий.
Первое впечатление при этом, разумеется, совершенно своеобразное, чарующее.
На деталях устройства, как и на работе отдельных элементов этой системы, мы остановимся в некоторых следующих номерах.
Опытная радио станция НКПиТ.
1) См. "Р. В." № 7.