В. Э. Делакроа.
Не ставя себе задачей полное разрешение вопроса о «помехах», встречающихся при налаживании приема, особенно дальнего, т. е. когда установка работает с большим усилением, в 3—4 и более каскадов, мы хотим лишь разобрать в данной статье один вполне конкретный случай: случай устранения «помех», наводимых ближайшей силовой установкой от машин постоянного тока, от которых подчас очень сильно страдают многие любительские как индивидуальные, так и клубные установки.
Местная установка динамо постоянного тока — фабричная, городская, а на пароходах — судовая и т. д., как известно, дает с коллектора не строго постоянный, а так называемый «пульсирующий» ток; образно выражаясь — этот ток не вполне, не строго постоянен, он сопровождается наложением «толчков»: если изобразить это явление на рисунке, то напряжение постоянного тока, допустим, от аккумулятора — представляется в виде прямой линии (рис. 1), а напряжение постоянного тока от динамомашины представляется рис. 2, где для ясности немного темней очерчены «толчки», налагающиеся на постоянном токе.
В зависимости от устройства коллектора и щеток, от скорости вращения коллектора, от его сохранности и чистоты эти толчки могут быть либо более мягкими, плавными (рис. 2), либо более резкими (рис. 3).
Эти толчки, особенно резкие, как оказывается, передаются по всем проводам, как, тем, которые присоединены к данной динамомашины, так и тем проводам, которые находятся в непосредственной близости — «по соседству». Через эти же провода они могут действовать и на приемник, причиняя большие затруднения, заглушая прием своим бесконечно назойливым хрипом, ревом, треском и т. д. в телефоне и репродукторе. Повторяем, что очень часто бывает весьма затруднительно сразу установить истинную причину появления хрипов: это могут быть и плохой контакт, и испорченный элемент, и взаимодействие каскадов, и плохая изоляция, и пр.; но допустим, что после более или менее продолжительных экспериментов любитель (или вообще установщик) пришел к заключению, что его установка в полной исправности, и что причина «хрипа» лежит где-то вне его установки.
Что ему тогда надлежит предпринимать?
Обычно в этих случаях начинают искать — нет ли где-либо поблизости динамомашин или моторов постоянного тока. И если это оказывается трамвай, — устанавливали антенну перпендикулярно к линии или выбирали очень слабую «связь» между антенной и приемником ; иногда еще (за границей) пускаются на замену металлических токоносителей (дуг трамвая) таковыми из прессованного угля; если же это оказывается не трамвай, а динамо или мотор — устанавливали фильтры, применяя либо конденсаторы большой емкости (ставя их параллельно к проводам), либо дросселя (ставя их последовательно в проводах), либо комбинируя и то и другое.
Чаще всего, однако, все оставалось безрезультатным, и разочарованные владельцы приемной установки вынуждены либо переезжать в другое помещение, либо совершенно «свернуть» всю установку.
Между тем выход из положения имеется очень простой — гораздо проще, чем можно было бы думать.
Практика установки передатчика изображений на опытной радиостанции НКПиТ (бывшая станция им. Коминтерна) показала, что весьма рационально применять в качестве «глушителя» коллекторных толчков тока «безъемкостные» дросселя, т. е. простые катушки, из медной, изолированной проволоки, намотанные в 1 слой. Никоим образом недопустимо применение в этих катушках чего-либо, что увеличивало бы собственную емкость катушки, как, напр., железа в качестве сердечника, многослойную обмотку для укорочения катушки и пр.
У техника или любителя распространено представление, что дроссель действует своей самоиндукцией; и поэтому чем больше самоиндукции, тем лучше, так как для неустойчивого (пульсирующего) тока он играет ту же роль, что и обычное сопротивление для простого и постоянного тока,: отсюда вывод — брать катушки возможно большего количества витков, так как самоиндукция катушки возрастает пропорционально квадрату числа витков (т. е. значительно резче, чем число витков), и применять для той же цели — увеличения самоиндукции — железо в качестве сердечника.
Но упускается приэтом из виду весьма простая вещь, — что обилие металла (витков провода, железа сердечников и пр.) при неумелом его распределении создает большую емкость, собственную емкость, действующую в прямо противоположную сторону: чем емкость больше и чем резче толчки — тем легче они проникают из машины в линию.
Итак — повышение самоиндукции, другими словами, числа витков, очень выгодно: но оно остается таковым только до некоторого предела, так как иначе начинает чрезмерно увеличиваться емкостъ, которая сводит на-нет все выгоды большой самоиндукции (большого количества витков). На рис. 4 схематически показаны две дроссельные катушки: нижняя — с малым числом витков, без сердечника, т. е. с ничтожной собственной емкостью, и верхняя — с большим количеством витков и с сердечником, т. е. с большой собственной емкостью. Последняя показана условно, пунктиром, в виде конденсаторов, присоединенных параллельно к концам катушек.
В установке опытной радиостанции НКПиТ при пуске приема изображений из Берлина на короткой волне (41,75 м) было обнаружено, что от одного из моторчиков постоянного тока наводилось громадное количество постоянных зарядов, дававших в буквальном смысле слова грохот в контрольном телефоне (который включается вместо «светового реле» или — более образно, — вместо «светового телефона», записывающего изображение на светочувствительной бумаге). Оказалось достаточным на маленьком моторчике оперативного стола включить последовательно в якорные провода маленькие однослойные дроссельки диаметром 50 мм по 25 витков, из провода ПБД, диам. 4 мм, как сразу же весь шум как будто срезало и приемные сигналы корреспондирующей станции резко выступили на фоне полного покоя, в то время как на фоне предшествовавшего шума их совершенно не было возможности различить. Фотография показывает часть динамомашины 220 в. Опытной радиостанции, снабженной временными (пробными) дросселями. Подобные же соображения дают возможность подобрать дросселя и для длинных волн (300—1 500 м). По данным д-ра Гебелер («Функ» №49—1927), необходимо для этого иметь дросселя с самоиндукцией порядка 500 000 см, включенные последовательно в каждый провод динамомашины непосредственно возле машины. Практически такую самоиндукцию дает, напр., однослойная катушка диаметром 12—15 см, около 150 витков. Диаметр провода приэтом существенной роли не играет; он должен быть лишь согласован с силой тока (максимальной нагрузкой), которая берется от динамомашины (согласно существующим нормам) или сообщается мотору.
Так как дросселя в подобном изготовлении играют роль стопоров для электрических толчков в динамомашине, — стопоров, не пускающих толчки тока в линию (благодаря большой самоиндукции и малой «емкости» катушек), исключительно важно укреплять эти дросселя непосредственно возле машины. С другой стороны, необходимо учитывать и то обстоятельство, что чем меньше машина — тем больше вероятности в том, что толчки у нее происходят резче — тем, следовательно, важней снабжать их дросселями в первую очередь.
Кроме того, установлено, что дроссели работают хорошо лишь в том случае, если сохраняется неослабный уход за машинами: сильно загрязненные щетки, поцарапанный коллектор и пр. дают настолько резкие «толчки» тока, что дросселя их не могут локализировать, и линия снова засоряется: только чистка коллектора, притирка щеток вместе с дросселями могут обеспечить полное исчезновение «помех» от линии с постоянным током.