Впервые о радио в Краснодаре начали говорить в январе 1925 года. Кубанским научно-исследовательским институтом, по инициативе И. А. Смыкова, были созданы радиотехнические курсы. Но ввиду отсутствия практических занятий (не было материальных средств) курсы ограничивались одной теорией, а потому выпуска курсантов не было. Был организован первый на Кубани радиокружок из 8 человек — слушателей курсов. Этот кружок существовал недолго, но все-таки успел стать застрельщиком радиопропаганды в Краснодаре. Оборудовав в октябре 1925 г. приемную установку на окружной сельскохозяйственной выставке, кружок дал несколько вечеров массового слушания, которые и возбудили впервые в местном населении интерес к радио. В это же время кубанскими делегатами Всесоюзного съезда советов в Москве, познакомившимися с радио, была заказана 1 киловатная широковещательная станция для Кубанского округа. До постройки этой станции радиолюбительство развивалось очень слабо, так как прием других станций был возможен только на лампу.
С первых же дней работы Краснодарской станции (январь 1927 г.) была отмечена быстрая вспышка роста приемных установок (за первые месяцы 1927 г. количество приемников с нескольких десятков возросло до 600), в октябре их насчитывалось: в Краснодаре 900 установок и в округе 130. С октября 1927 г. наблюдается падение роста числа установок и даже уменьшение количества существующих: с 1 030 в октябре, оно к марту уменьшилось до 951. Это указывает на то, что работа местных имеющих отношение к радио организаций ведется очень и очень слабо.
Пословицу "Мал золотник, да дорог" можно с успехом применить к краснодарским "громкомолчателям". Их не много, но все они дорогие. Самые "громкие" — это установки в двух самых больших рабочих клубах: "Профинтерн", и клуб имени Кропоткина. На эти установки в свое время было затрачено несколько тысяч рублей, и обе они имеют более чей годовой "молчащий стаж". Необходимо отметить, что клуб имени Кропоткина находится в рабочей части города.
Кубанской организации ОДР давно следовало бы заглянуть за двери этих клубов!
В январе 1926 года из представителей местных партийных и профессиональных организаций было создано бюро ОДР Кубанского округа. Это бюро вначале энергично повело агитацию за радио, повело организацию ячеек; но вскоре ограничилось собиранием средств на постройку Краснодарской станции. Оргбюро после организации ячеек провело одну общегородскую конференцию этих ячеек и на этом закончило свое существование (преобразовалось в Куб. окрбюро ОДР).
Новое окрбюро ОДР вначале тоже энергично взялось за агитацию и вовлечение новых членов. Но несмотря на это работа большинства кружков ввиду отсутствия достаточно подготовленного кадра инструкторов замерла и заглохла. Только с началом работы краснодарской радиостанции деятельность этих кружков начала оживляться, да и само окрбюро оживилось. О нем стали говорить по радио, чаще к нему стали приходить любители. Началась работа в станицах. В результате, число членов общества к марту 1928 года выросло до 4 000 чел. В районах округа организовалось 63 ячейки, в самом Краснодаре — 27.
Для подготовки руководителей кружков в декабре прошлого года организовались 4-месячные радиокурсы, весь выпуск которых (35—40 человек) будет использован на работе в ячейках.
Окрбюро в ближайшее время предполагает организовать выставку, которая давно с нетерпением ожидается местными радиолюбителями.
Как одно из достижений, следует отметить организацию массового слушания на улицах Краснодара в дни празднования Х годовщины Октябрьской революции.
Самым большим минусом в работе Кубанской организации ОДР следует считать слабое вовлечение отдельных городских любителей в работу общества. Большинство их не состоит членами ОДР. Все это потому, что большинство рабочих клубов города не радиофицировано. Центрального радиоклуба, конечно, тоже нет, и нашим отдельным радиолюбителям некуда приткнуться.
В отношении деревни у нас также слабовато. Наше ОДР в округе насчитывает 63 станичных ячейки. На огромное, сравнительно с другими округами, пространство Кубанского округа этих ячеек недостаточно, они не могут охватить все населенные пункты. Нет и передвижек, и глухие углы округа остаются не радиофицированными.
Установочной деятельности окрбюро ОДР не ведет; частники, пользуясь случаем, наживаются как хотят, а иногда в станицах и совсем срывают дело радиофикации.
Для полного искоренения всех вышеуказанных недостатков в работе куб. организации ОДР необходимо:
1. Радиофицировать при помощи соответствующих организаций рабочие клубы. 2. Позаботиться об оживлении "громкомолчателей". 3. Расширить работу в станицах путем посылки туда радиопередвижек (последние можно связать с кинопередвижками Куб. окр. политпросвета). 4. Провести полную радиофикацию одного из больших клубов, хотя бы "Профинтерна" (в этом случае исправить имеющуюся установку) и организовать при нем центральный городской радиокружок и радиобиблиотеку. 5. Провести кампанию за привлечение внимания любителей к коротким волнам и по возможности организовать секцию коротких волн. 6. Привлечь к радио внимание профессиональных организаций и через них проводить радиофикацию предприятий. 7. Разъяснить всем организациям, заинтересованным в продвижении культуры в деревню, значение радио как могущественного орудия просвещения и проводить радиофикацию отдаленных станиц и хуторов.
Теперь о работе окружной радиовещательной станции. Программы этой станции, самые разнообразные ввиду большого национального и социального расслоения округа (черкесы, украинцы и др.), имеют огромное значение для местного населения и населения соседней Адыгейской автономной области. Передачи станция производит на русском, украинском и черкесском языках. Музыкальные номера тоже подбираются соответственно с запросами слушателей. Технические недостатки станции — частое выключение во время работы, иногда хрипение, и постоянный фон (довольно сильный).
В. Алексеев.
(Краснодар)