Проф. Е. М. Браудо.
Благодаря радиопередачам музыка за последнее десятилетие, особенно в нашем Советском союзе, приобрела широчайшую возможность распространения, столь обширную и захватывающую такое количество слушателей, о чем раньше наше искусство и мечтать не могло. Среди остальных искусств музыка занимает привилегированное положение. Поэтому и требования, предъявляемые к музыкальным радиопрограммам, более обширны, и самая деятельность руководителей этого дела более ответственна, чем работа на каком-либо ином фронте художественной деятельности.
Ответственность руководителей музыкальных передач, главным образом, обостряется тем, что музыка, благодаря радио, проникает в самые потаенные углы нашего быта, где раньше она была более чем редкой гостьей. Радиоконцерты, трансляции опер становятся такой же повседневностью, как печатная газета. Таким образом, музыка становится одним из факторов культурной революции, одним из средств подъема культуры широких масс и одним из посредников в деле развития нового мировоззрения на коммунистической основе и борьбы с теми залежами старого, что отравляет наш быт. Но именно в области музыки осуществление всех этих целей становится потому особенно трудным, что мы еще пока не обладаем самостоятельной музыкой, которая могла конкурировать успешно с запасами, накопленными на Западе в итоге многовекового развития. Вот почему наша радиопередача пока загружена большим количеством исторических материалов. Музыкальный быт настоящего дня еще не находит достаточного отражения.
Но думается, что при всей этой перегрузке историческим материалом мы уже входим в полосу более близкого общения музыкальных программ с текущей жизнью. Сколь ни почтенна сама по себе задача всестороннего ознакомления радиослушателя с наследием прошлого, мы должны все больше и больше внимания обращать на те русла современной музыки, которая отвечает основным идеологическим направлениям советской общественности. Другими словами, в музыкальных радиопрограммах должны значительное место найти произведения советских композиторов сегодняшнего дня, и нужно приучать радиослушателей путем постепенных переходов к слушанию современной музыки, обладающей всеми достижениями музыкальной техники. Ведь художественная музыка есть часть культуры и растет вместе с развитием материальной базы всей нашей культуры.
Не следует также забывать, что мы — граждане Союза социалистических республик. Уже мы знаем, что наиболее передовые из наших нацменьшинств обладают крепкими музыкальными школами и начинают выдвигать и на фронте высококвалифицированной музыки произведения, вполне способные стать наряду с лучшими образцами молодой советской продукции центра. Не перечисляя поименно, мы можем указать целый ряд композиторов Украины, Грузии, Армении, произведения которых должны включаться в художественные программы. Наряду с этим следует усилить этнографические концерты и главное — подбор подлинных мелодий, отражающих быт деревни и города, и тем найти путь к пониманию наших нацменьшинств, в братском единении составляющих Советский Союз.
В области оперной трансляции мы можем исправить недостатки репертуара центральных сцен путем отбора только тех произведений, которые в том или ином разрезе дают социально положительный эффект и лишены моментов расслабляющих, зовущих обратно к старой дореволюционной спячке чувств и мозга. Сейчас говорят о возможности некоторого расширения работы радиопередачи путем образования особого симфонического оркестра для ее целей. Обладая столь мощным музыкальным аппаратом, станция должна помнить, что распространение симфонической музыки возможно лишь путем постепенного культурного спроса на нее среди широких масс слушателей. А это возможно лишь при двух условиях: вопервых, если руководители станции будут прилагать все старания, чтобы развить вкус и некоторую, я бы сказал, основную музыкальную грамотность среди слушательских масс, а вовторых, если во главе работы будут стоять очень крупные специалисты с широким общественным кругозором, действительно и по своей подготовке и по своему авторитету способные нести на своих плечах столь большую ответственность.
Последнее, на что я хотел бы обратить внимание, это необходимость воспользоваться для радиопередач лучшими образцами так называемой эстрады. Не будем утаивать от себя, что ни симфонические концерты, ни опера не являются выразителями нашего музыкального быта, а исключительно эстрада, соприкасающаяся с рабочим слушателем в виде клубных концертов, сборных концертов в Колонном зале, выступлений на подмостках и т. д. На этом участке наш фронт, к сожалению, прорван, и 75% эстрадных номеров — безнадежная дрянь во всех отношениях. Здесь радиоконцерты могут сыграть огромную оздоровляющую роль и произвести большую культурную реформу, создав свой художественно и идеологически проверенный эстрадный репертуар. Такими путями мы лучше всего проникаем в музыкальный быт, и от подъема этой продукции зависит очень многое...