РАДИО ВСЕМ, №11, 1928 год. РАДИОФИКАЦИЯ НА СМОТРУ

"Радио Всем", №11, июнь 1928 год, стр. 279-280

РАДИОФИКАЦИЯ НА СМОТРУ

Идет партийный просмотр всей системы радиофикации. В каком положении сеть приемных установок в городе и деревне? Угроза задержки роста. Обеспечены три города. В деревне только хвостик радио. Под самой Москвой молчит 50% установок.

Причины задержки роста установок, непорядка с ними: нет технической базы, обязанной ставить уход за приемной сетью. По инерции насаждаются сверху громкоговорящие установки. Массовый детектор заброшен.

Основное — отсутствие единого плана, охватывающего всю радиофикацию, много хозяев — толку мало.

Радиообщественность в загоне.

Ленинградское партсовещение дало образец планового подхода. Не нужно создавать новых органов, — различных "Радиопередач". Использовать имеющиеся Наркоматы, объединить технику в НКПТ, вместе с нею организовать радиовещание. Привлечь политпросветные органы, профсоюзы, увязать работу с ними. Одна из важнейших задач — организация общественности вокруг радио.

Усилить продвижение радиоаппаратуры к деревне. Госшвеймашине и кооперации — поставить технически грамотного продавца. Увязаться с ОДР.

В радиовещании дифференциация программ, художественные формы в агит.-политической работе.

Усиление внимания партии к радоиовопросам требует улучшения постановки всех сторон радиофикации. Работа планирования, техно-экономические расчеты сети.

Всколыхнуть радиообщественность.


Проходит ряд партийных совещаний по вопросам радио. В Ленинграде недавно закончилось областное совещание, просмотревшее все стороны радиофикации и вынесшее ряд важнейших решений. В Москве предстоит партийный просмотр существующей радиосети, организации радиолюбительского движения, организации техники радиовещания и способа, посредством которых можно было бы наиболее широко использовать радио во всей политической, культурной работе.

Если до сих пор на собраниях, в печати брались отдельные вопросы радиофикации, то теперь стоит на обсуждении радиофикация в целом, берется к просмотру вся система охвата радио — от сети передающих станций до массы приемников включительно. Только таким образом можно обнаружить основные недочеты организации этого дела и наметить систему мер для правильной постановки радиовопросов.

В каком положении застает радиофикацию просмотр? Что выясняется в результате обследований, произведенных в ряде мест, в том числе в Ленинградской области и Московской губернии?

Прежде всего бросается в глаза задержка в развитии радиоустановок. Вместо естественного бурного роста, вместо густого насыщения города и деревни приемниками, появляется угроза стабильности их числа. Радио-неразбериха, усилившаяся в последний год, становится прямой угрозой радиофикации. На всю страну имеется около 220 тысяч приемных установок. Из этого количества 193 тысячи находится в городах, причем 65% городских приемников сосредоточены в Москве, Ленинграде, Харькове. Следовательно, даже города не обеспечены самым необходимым количеством радиоустановок, а о деревне не приходится говорить. Один приемник падает в среднем на 28 деревень.

Если же взять громкоговорящие установки, то опять-таки из 7 268 приходится на деревни только 2 137. Из них, как правило, половина молчит. В результате, когда спускаемся в подсчетах все ниже, ближе к жизни, то видим, что деревня имеет только хвостик радиофикации. В Лужском уезде из 61 установки бездействует 30. В Лодейнопольском из 25 молчит 17.

Особо показательны результаты обследования в Серпуховском уезде. Около самой Москвы молчит 50% установок. Некоторые бездействуют втечение ¾ года.

Но это почти всем известно. Каждая газета уделяет место «громкомолчателям». Важнее всего определить причины повсеместного непорядка с радиоустановками, найти правильные выводы, что делать.

Как на Ленинградском совещании, так и при обследовании под Москвой, выяснилось, что нет совершенно технического руководства установкой приемников, а уход за ними случаен. Хуже того — у 90% приемных устройств в Серпуховском уезде нет грозовых переключателей. Радио может в результате встретить опасливое отношение в случае несчастий во время грозы. Аккумуляторы быстро выводятся из строя не только от несвоевременной зарядки, но и от последствий перевозки их по грунтовой дороге. Нет технической базы, обязанной ставить регулярный уход за приемниками. Радиоустановки насаждаются сверху, а снизу в деревне не идут. Исключением являются рабочие, живущие в деревне. Насаждаются установки с лампами, аккумуляторами в тех местах, где совершенно безнадежна зарядка аккумуляторов. Детектор почти забыт, а он мог бы сыграть в деревне огромную роль. Но приемника по дешевой цене нет, торговая сеть (напр. МСПО) к крестьянину приемников не везет, а крестьянин за ними не едет. В результате население уезда, приобретающее в год швейных машин и велосипедов на 400 000 рублей, затрачивающее на водку свыше миллиона руб., покупает радиоаппаратуры на 5 000 рублей. Без массового приемника (а им может быть только детекторный), без массового хода радиоаппаратуры снизу, без усиления мощности передающих радиостанций, радиофикация будет под угрозой, отставание от Западной Европы будет увеличиваться, несмотря на то, что продвижение радио в городе и деревне у нас имеет исключительное значение.

Главная беда — нет единого плана радиофикации, охватывающего все стороны развития передающих, приемных, трансляционных установок. Нет хозяина в огромном деле технических устройств, нет толку, несмотря на то, что радиофикацией занимаются многие организации, а ответственности, обязанности руководства всей техникой в целом не несет никто.

До сих пор каждый из «радиофикаторов» видит кусочек задачи, но никак не может рассмотреть целого. Продолжается кустарный подход, идет творчество отдельных частей радиофикации. Игнорируется то предупреждение, которое ОДР делало в начале прошлого года, говоря в передовой статье («Радио всем» № 7 за 1927 г.), что ...«отдельных частей задачи нельзя разрешить, не ставя ее полностью. Можно сколько угодно наставить приемников, можно затратить огромные усилия и средства и все же не провести радиофикации, если не будет устроена правильная сеть передающих станций, если не будет поставлена подготовка технической силы для обслуживания, если не будет организовано широковещание и не обеспечен правильный приток приборов и отдельных частей во все пункты страны»... И само собою разумеется, что без развития радиообщественности нельзя ни одной организации выполнить успешно эти задачи, так как нужно техническое воспитание больших кадров, нужен подъем, энтузиазм в этом деле.

Между тем совсем недавно приходилось доказывать необходимость существования основной радиолюбительской организации — ОДР, приходилось это делать даже в Ленинграде. Приходилось и приходится до сих пор доказывать, что широкая работа радиообщественности немыслима без материальной базы, так как даже радиоволны не довольствуются «эфиром», а должны иметь источники энергии.

Ленинградское партсовещание дало образец планового подхода к вопросам радиофикации в целом. Мы, поэтому, не имея возможности подробно остановиться на каждом разделе, возьмем основные моменты этих решений, представляющих глубокий интерес и применимых, очевидно, не только к Ленинградской области.

По общему вопросу радиофикации Ленинградское партсовещание пришло к выводу, что радиофикация тормозится отсутствием плановости, отсутствием организации, которая руководила бы осуществлением плана радиостроительства, боролась бы с дороговизной радиоаппаратуры (несмотря на снижение цен), и неорганизованностью продвижения ее в деревню, недостаточностью трансляционных линий, отсутствием ассигнований по местным бюджетам на развитие радиосети и ее техническое обслуживание.

Какими же организационными мерами следует, по мнению совещания, бороться с этой бесплановостью? Мы приводим полностью текст двух пунктов, устанавливающих ответственность за дальнейшую организацию радиофикации. Они говорят:

«В целях установления единого компетентного организационно-технического руководства существующей сетью радиостанций и дальнейшим развертыванием радиостроительства (план развития сети радиовещательных станций, трансляционных узлов и линий и их организационно-техническое обслуживание, организация научно-технической работы, консультации по технике вещания и т. п.) необходимо сосредоточить все руководство делом радиофикации в руках одного общесоюзного центра»...

Как же понимать этот один центр — создавать его, в виде особого органа, как это защищалось на совещании представителями «Радиопередачи», мобилизовавшей весь свой аппарат, до ротаторов включительно, на «широковещание» за специальную организацию (т. е. ту же, только перекрашенную «Радиопередачу»)?

На это дан следующий ответ, принятый всеми участниками совещания против трех представителей «Радиопередачи»:

«Совещание считает целесообразным и необходимым об'единение органиционно-технического руководства и технических средств радиовещания в ведении Наркомпочтеля, как органа ближе всего стоящего к этому делу, по своим непосредственным задачам, располагающего разветленным аппаратом (что особенно важно для радиофикации деревни), значительными кадрами специалистов и технических сил и возможностями в деле радиофикации страны»...

А как же с радиовещанием, по которому до сих пор предполагалось две формы — либо создание специальной организации на манер «ТАСС», либо сосредоточение этого дела по линии Наркомпросов Союзных республик и политпросветов на местах, за что высказывалось не раз ОДР?

Ленинградское совещание отвечает на это следующим:

«Признавая необходимым объединение техники и радиовещания, совещание считает целесообразным и необходимым организацию радиовещательного дела при Наркомпочтеле и его органах на местах, возложив непосредственное руководство радиовещанием на одного из руководящих работников НКПТ»...

Таким образом, совещание признало ненужность новых органов и для широковещания, несмотря на то, что весь аппарат «Радиопередачи» сидел на ротаторе, печатая бесконечные доклады «всем, всем» и мобилизуясь для того, чтобы отстоять свое существование.

Следует ли, что политико-просветительные органы, профсоюзы должны быть отброшены от работы по радиовещанию, по проникновению его к слушательской массе?

Ни в коем случае. Участие политико-просветительных организаций должно быть наибольшим. Руководство радиовещанием в основных моментах его работы должно осуществляться партийными органами вне зависимости от того, в каком органе находится исполнительный аппарат широковещания.

Резолюция Ленинградского партсовещания говорит о «привлечении к ближайшему участию в радиовещательной работе советских, профсоюзных и общественных организаций и установлении контакта и увязки работы широковещательных станций с радиовещательной работой профсоюзных радиостанций»...

Усиление радио-общественности — такова задача, связанная непосредственно с организацией радиофикации. Ленинградское партсовещание по этому поводу говорит:

«Учитывая огромное значение организации общественности вокруг радио и необходимость расширения дела радиолюбительства, совещание считает одной из важнейших задач — создание в Ленинграде работоспособной организации Всесоюзного общества друзей радио». Мы считаем, что только тогда каждая из организаций ОДР имеет смысл, когда она работоспособна, когда она участвует практически в проведении радиофикации СССР.

Вопросы производства и продвижения радиоаппаратуры. В этой части правильно отмечено на том же совещании, что радиофикация города и в особенности деревни находится в теснейшей зависимости от состояния радиопромышленности, цен на радиоизделия, их качества и аппарата, проводящего радиоаппаратуру в широкие массы населения. Кто должен это делать? «Госшвеймашина» и товаропроводящая сеть кооперации, в особенности ее первичная сеть, усилив снабжение отдельных пунктов в деревне, подобрав кадр технически грамотных работников, связавшись с местными организациями ОДР для использования консультации.

В радиовещании — дифференциация программ с целью наиболее полного обслуживания основных масс слушателей — рабочих и крестьян. В агитационнно-политической работе — наибольшее использование художественных форм, обеспечение элементов отдыха.

Мы приводим решения Ленинградского партсовещания по вопросам радио, как дающие установку, говорящие о том, что партийные органы взяли на плановый просмотр не отдельные части радиофикации, а организацию ее в целом. Внимание партии к радио говорит о необходимости усиления, улучшения организации работы по проникновению, использованию радио во всей политической и культурной деятельности.

Должна быть также усилена работа по планированию и техническо-экономическим расчетам приемной сети установок в связи с передающими радиостанциями.

Наряду с увеличением количества радиоприемников (а это количество должно быть резко повышено) будет расти опасность огромных непроизводительных затрат, если заранее не рассчитать, какая аппаратура нужна в массе для действительной радиофикации деревни, если не предъявить промышленности задания заранее.

К примеру: если радиофицировать не все населенные пункты, а только сельсоветы и если взять стоимость приемного устройства по самой дешевой цене (200 руб.), то только одно приобретение аппаратов обойдется в 16 миллионов рублей, а техническая эксплоатация этой сети, кадр инструкторов будет стоить не менее 10 миллионов рублей в год. Отсюда видно, как сильна зависимость сети приемных установок от мощности передающих радиостанций, от выбора типа приемника.

Организации ОДР должны не только углубляться в технику радио, подготовку кадров. Все стороны радиофикации должны подвергнуться внимательному просмотру каждой организации ОДР, каждого активного радиолюбителя. Предложения, которые будут вноситься на местах на специальные совещания по радиоделу, должны учитывать все стороны развития радио в данном месте, должны учитывать и условия всей приемной и передающей радиосети СССР, промышленности, торговли, организационных форм радиофикации. Смотр, которому подвергается сейчас радио со стороны партии, должен всколыхнуть внимание всей радиообщественности.