С. Белов.
Еще два года тому назад Общество друзей радио подняло кампанию за привлечение к радиоторговле низовой потребительской кооперации.
Если рассматривать этот проект с точки зрения целесообразности в тот период, когда на рынке была незначительная сеть одной «Радиопередачи», когда госторговля сбытом радиоизделий не занималась, когда отсутствие организации, способной выдать значительные заказы промышленности и фиксировать ее, фактически тормозило развитие радиопромышленности — идея Общества друзей радио была несомненно своевременной и полезной.
Если к тому же учесть, что «Радиопередача», как торгующая организация, не могла рассматриваться, как твердо существующая на рынке, так как постановлением высших органов должна была рано или поздно закончить свою коммерческую деятельность, что в конце концов и получилось — следует признать, что в тот период другого выхода не было.
Картина радиоторговли за эти два года резко изменилась. «Радиопередача» с рынка ушла. На рынке появилась Госшвеймашина, развернувшая работу сразу в 55 пунктах Союза вместо 12 пунктов «Радиопередачи»; рабочая кооперация постепенно начала разворачивать свою торговлю радиоизделиями, подходя к этому вопросу серьезно и поделовому, базируя свою деятельность в местах с наличием широковещательных станций, разворачивая свою сеть по мере подыскания грамотных продавцов и в зависимости от производственных возможностей промышленности; поэтому она делает это очень медленно.
Такое положение позволяло рассчитывать на правильное разворачивание и организацию радиоторговли.
Конечно, следует отметить, что и в существующей товаропроводящей сети надлежало провести целый ряд мероприятий, которые упорядочили бы пункты торговли и целый ряд других вопросов; но в целом можно с удовлетворением отметить, что Госшвеймашина в текущем году принесла большую пользу делу радиофикации Союза.
Однако, «Радиопередача», которая, очевидно, не может существовать только для тех целей, для которых она призвана, и очевидно, скучая без наиболее живого дитяти — радиоторговли, выступила... Бывают выступления удачные и неудачные; но это «выступление» даже нельзя назвать выступлением, а следует сказать «Радиопередача» «ступила», а «ступить» могут только близорукие или очень рассеянные, а последние иногда «ступают» весьма неудачно.
Так и случилось с «Радиопередачей».
Чуть ли не «Всем... Всем... Всем...» «Радиопередача» рассылала проект, в котором, «констатируя», 1) что опыт осенне-зимней торговли показал, что Госшвеймашина при незначительной (?!) товаропроводящей сети и занятостью «своих прямых обязанностей», т. е. продажей швейных машин, не может удовлетворительно справиться с задачей внедрения радиоизделий в широкие массы; 2) отмечая систематические перебои в снабжении магазинов, неполноту ассортимента, длительные сроки выполнения заказов и т. д. (что и т. д.?) — «Радиопередача» полагает, что основной товаропроводящей сетью должна быть потребительская кооперация.
Дальше идут расшаркивания в сторону кооперации и, наконец... вот конец-то и является самым пикантным местом во всей истории с «проектом «Радиопередачи».
Резюмируя свои доводы, «Радиопередача» выдвигает, как «совершенно назревшую необходимость», привлечение кооперации, не позднее 1928/29 года, в основную товаропроводящую сеть, доминирующую на рынке с одновременным свертыванием сети Госшвеймашины.
Что это значит?
Это значит разрушить существующую товаропроводящую сеть, которая принесла значительную пользу, перенесла уже организационный период, переболела болезнями начинающей организации, и существование которой позволяет рассчитывать на дальнейшее еще более успешное развитие, и передать монопольное право реализации радиоаппаратуры потребительской кооперации.
Не говоря уже о вреде монополии вообще и в частности на радиоизделия, я хочу остановиться на некоторых моментах, которые с полной очевидностью докажут абсурдность этого «проекта».
Когда говорят о расширении сети, о продвижении аппаратуры в деревню, надо понимать, что для этого имеются все необходимые предпосылки, т. е. а) имеется достаточное количество изделий, выпуск производства позволяет рассчитывать на полное удовлетворение спроса деревни и дает уверенность, что колоссальное количество пунктов кооперации можно будет снабдить всем необходимым и б) что у нас имеется достаточное количество технически грамотных продавцов по радио, которые, торгуя в деревне, смогут не только «продать», но и объяснить крестьянину, что ему нужно, как пользоваться, и т. д.
Соответствует ли состояние нашей промышленности этим требованиям?
Соответствует ли состояние наших технических сил не только в деревне, но даже в городе этим требованиям?
Конечно, нет!
Мы наблюдаем втечение всего времени острый недостаток радиоизделий. Рост нашей радиопромышленности значительный, но все же выпуск не в состоянии удовлетворить спрос потребителя.
С какими же товарными резервами выступит кооперация в деревне? Выступать не с чем. Товаров нет. Либо, если быть последовательным, то по проекту «Радиопередачи» следует торговлю перекинуть из города в деревню. На эту тему, я полагаю, можно писать только фельетоны, что я и предоставляю делать лицам, обладающим способностью писать веселые проекты.
Из всего сказанного вовсе не следует, что кооперация как таковая не должна вовлекаться в дело распространения радиоизделий. Конечно, должна! Но как следующая ступень отражения роста нашей промышленности.
Не путем уничтожения одной государственной торговли и передачей торговли в другие руки, в руки организации, которая будет в определенных объективных условиях иметь те же, если еще не большие недостатки, чем у существующей торговой организации, а путем расширения торговли, постепенно развивая ее и доводя до деревни.
Что остается от проекта «Радиопередачи?»
Кривое зеркало с отражением уродливой формы ублюдочных идей.
Было бы очень желательно, чтобы ОДР СССР и местные организации ОДР высказались по этому вопросу на страницах «Радио всем».