Если свинцовые аккумуляторы оставить более или менее продолжительное время в незаряженном состоянии, то их пластины покрываются труднорастворимым белым налетом, так называемым сульфатом, препятствующим последующей зарядке аккумуляторов и в большой степени понижающим их электрическую емкость.
На этом основании совершенно разряженные аккумуляторы следует в самый непродолжительный срок ставить на зарядку и, во всяком случае, долее одного-двух дней хранить их в незаряженном состоянии не следует.
В том же случае, если втечение указанного срока по каким-либо причинам зарядить их не представлялось возможным, то всего лучше пластины вынуть из раствора, хорошенько сполоснуть их в холодной воде и высушить. Еще лучше, если перед разборкой пластины будут несколько подзаряжены.
Но если бы, вследствие недосмотра или иных причин, пластины аккумуляторов в той или иной мере сульфатировались, то удаление образовавшегося белого налета в некоторой степени возможно лишь путем весьма продолжительной зарядки слабым током, — примерно вдвое слабее нормального.
В более упорных случаях к раствору аккумуляторов следует добавить 10% раствор глауберовой соли в количестве одной десятой объема раствора серной кислоты и точно так же произвести продолжительную зарядку слабым током.
Когда белый налет будет удален, весь раствор из аккумуляторов удаляют, пластины хорошенько промывают чистой водой, а затем уже наливают свежий раствор серной кислоты и тотчас же приступают к обычной нормальной зарядке.
Вместо указанного способа, тов. Ю. С. Маликов (Москва) предлагает несколько иной способ исправления сульфатированных пластин.
Процесс производится следующим порядком: сульфатированные пластины промывают и даже вымачивают втечение нескольких часов в тепловатой воде, для удаления загрязнений и растворимых солей, после чего вместо обычного раствора серной кислоты в аккумуляторы наливают раствор двууглекислой (питьевой) соды в пропорции 2 чайные ложки соды (в уровень с краями ложки, без «похода») на стакан дистиллированной или хотя бы прокипяченной воды и затем производят обычную зарядку аккумулятора, пока положительные пластины не примут свой нормальный шоколадный цвет.
По исправлении пластин раствор соды выливают, пластины вновь тщательно вымачивают и промывают, чтобы не оставалось ни малейших признаков соды, после чего уже аккумуляторы наполняют обычным или несколько более слабым раствором серной кислоты (1 объем кислоты на 5 объемов воды) и производят их нормальную зарядку.
Всех радиолюбителей, проделавших указанный опыт по восстановлению сульфатированных пластин, просим сообщить о результатах в редакцию «Р. В.».