РАДИО ВСЕМ, №14, 1928 год. КАМПАНИЯ ЗА МАССОВЫЙ ПРИЕМНИК.

"Радио Всем", №14, июль 1928 год, стр. 359-360

КАМПАНИЯ ЗА МАССОВЫЙ ПРИЕМНИК.

Сейчас ясно видны тревожные признаки в деле проникновения радиослушания, радиоприема в широкие массы. Скоро уже минет 4 года с тех пор, как началось развитие сети радиоприемников. Значительную скорость развития сети приемных установок дал 1926/27 г., в особенности в первой половине: почти в 3 раза по сравнению с предыдущим годом увеличилось количество приемных установок. Но уже в июле 1927 г. скорость роста начала спадать, каждый следующий месяц давал все меньшее и меньшее количество новых приемников. Прошедшая половина 1928 г. показывает, что скорость нарастания потеряна и что развитие приемной радиосети вступает в полосу «относительной» стабилизации.

В результате первое полугодие дает 264 тыс. радиоприемников против 216 тыс., имевшихся к концу 1927 года. Однако местами происходит откат, забрасываются, остаются в бездействии тысячи приемных устройств, кроме обычно «громкомолчащих».

Что же произошло? Разве насыщение радиоприемниками? Настолько ли густо охвачен город и сельские пункты сетью радиоустановок, что требуется замедлить темп дальнейшего развития? — Ничего подобного. По числу приемных радиоустановок мы стоим чрезвычайно низко по сравнению даже с ближайшими буржуазными соседями. Если же взять, сколько радиоустановок приходится на каждую тысячу жителей, то мы получаем уже прямо угрожающие цифры. В 1927 году на 1 000 жителей Германия имела 33 приемника, Англия — 56 приемников, Литва — 8, Польша — 4, а СССР — только 1,47 приемник. Эти цифры говорят о том, что мы чрезвычайно отстали по продвижению радио в городе и деревне и что, очевидно, не насыщением, а голодом по дешевому массовому приемнику объясняется потеря скорости роста их. Более или менее насыщены только несколько крупных городов, в то время, как территория губерний, даже подмосковных, имеет чрезвычайно небольшое число радиоустановок. На 1 000 жит. в крупных городах, оказывается, Москва имеет 37 радиоустановок, Ленинград — 25, а Московская губерния — 6,4 и Ленинградская область — 1,5. Еще показательнее нищета в радиоустановках в деревне, если посмотреть на такие цифры. Из 264 тыс. радиоприемников в СССР свыше 130 тыс. имеется в Ленинграде, Москве и Харькове. Наряду с этим на все деревни нет даже 30 тыс. приемников, включая сюда и громкоговорящие установки — это на 609 тыс. сельских населенных пунктов с населением в 120 милл. человек.

Могу сказать, что, в противоположность Европе, у нас развито коллективное радиослушание через громкоговорящие установки; но опять-таки из 8 тыс. громкоговорящих установок — 2/3 находятся в городах; менее 3 тыс. громкоговорителей установлено в сельских местах. И обследования, сделанные в нескольких губерниях Ленинградской области и, в особенности, обследование, весьма тщательно проведенное по каждой детекторной и ламповой установке в Серпуховском уезде, показали, что, как правило, не менее 50% всех громкоговорящих установок молчат, а из всех громкоговорящих установок Серпуховского уезда каждая работает только втечение ¼ года, а остальные ¾ года бездействует.

Какая главная причина уменьшения нарастания радиоприемной сети и неохвата деревни? Это — продолжающееся усиленное навязывание деревне ламповых приемников, увлечение, которое шло в промышленности, в торгующих организациях и в тех культурно-просветительных органах, которые организовывали установку радиоприемников в деревне. Промышленность прельщалась заказами на более сложную, но немногочисленную аппаратуру, не ставя массового производства деталей для самостоятельного сбора и не ставя производства массового дешевого приемника. Торгующие организации, в свою очередь, предпочитали большие обороты с меньшим количеством радиоаппаратуры менее спокойному делу распространения массового приемника. И те и другие, главным образом, имели в виду город, и все заказы торгущей сети давались на типы аппаратуры, рассчитанные на городского потребителя, который, кроме радиолюбителя, нашел выход в проволочных трансляциях, в радиовещании через телефонные провода. Радиослушатель деревни оказывался и здесь в безвыходном положении. Правда, можно использовать сеть телефонных проводов, идущих к селу, но этим путем можно охватить не более 2% сельских пунктов.

Какой же выход? Выход прежде всего в детекторном массовом приемнике, действительно дешевом и вместе с тем качественно достаточно хорошем. Время от времени газеты и радиожурналы пишут об этом самом массовом приемнике. Время от времени говорится о нем на различного рода совещаниях по радио. Промышленность ссылается на то, что ей не заказывают в достаточном количестве дешевого крестьянского детекторного приемника. Торгующие организации говорят, что у них нет денег для этого заказа и указывают выход в правительственной ссуде. Но если бы даже и была дана для этого дела ссуда, задача не будет разрешена до тех пор, пока не будет совершон резкий, решительный поворот в сторону детекторного приемника для массового радиослушания деревни. Во время различных заседаний, посвященных вопросам радиопромышленности и торговли, приходилось слышать, как например «Книго-Союз» хотел обратить шкуру еще не убитого медведя — банковскую ссуду — на массовый заказ исключительно ламповой громкоговорящей аппаратуры, куда немудрено ухлопать миллионы рублей и все же не разрешить проблемы охвата деревни радиовещанием. Продвижение дешевого детекторного радиоприемника в деревню, конечно, во много раз труднее, нежели продажа дорогих многоламповых установок, так как требует развития низовой торговой сети.

Нужно поднять всю радиообщественность, привлечь внимание всех партийных и советских организаций к детекторному массовому приемнику. Нужно повести систематическую кампанию, пока заказчик (торговые организации) и исполнитель (промышленность) не выполнят это.

Но не будет ли подрывать ставка на детектор в деревне внедрение громкоговорящих установок для коллективного слушания? Не уйдет ли, благодаря этому, радиослушание из поля зрения политических и культурно-просветительных организаций? Не означает ли рост детекторных установок замыкания в индивидуальное слушание, которое не будет поддаваться организации? Здесь нужно прежде всего покончить с пошехонским взглядом на то, что радиослушателя, помимо коллективного слушания, нельзя организовать. Слушатель может быть организован самой программой радиовещания, диференциацией этих программ, направлением их для различных групп слушателей и, наконец, качеством самого радиовещания. Затем не только в деревне, но и в городе нельзя свести радиослушание исключительно к клубам и др. общественным местам. Прав был один из товарищей на Моск. губпартконференции по вопросам радио, указавший, что радиослушание наиболее хорошо проходит в часы отдыха, а эти часы большей частью падают на время, проводимое в домашней обстановке.

Сеть громкоговорящих установок нужно развивать там, где они могут правильно действовать, где вокруг них можно организовать работу. Однако без электрофицированной базы, без грамотного технического ухода эти установки широко пойти не могут. Только 1 280 сел электрофицированы. В самом лучшем случае, 0,5% крестьянских дворов можно связать непосредственно с громкоговорящей установкой, тогда как наша задача охватить буквально все сельские населенные пункты, охватить каждую крестьянскую семью радиослушанием. Только частью это может быть сделано проволокой и усилительными станциями; основное — за детектором.

Нужно учесть еще одну чрезвычайно серьезную сторону в этом деле. Обследования показали, что, как правило, громкоговорящие установки приобретаются на средства местного бюджета, именно бюджета, а не сборов, взносов самого населения. Было бы утопией рассчитывать, что исключительно на средства бюджета, хотя бы и местного, можно провести радиофикацию деревни. Нужно привлечение средств самого крестьянства, которые в некоторых случаях могут быть направлены и на громкоговорящие установки; но в массе это привлечение средств может успешно пройти лишь через приобретение детекторного приемника, который должен выпускаться миллионами штук.

Пора покончить с бесконечными благими пожеланиями по поводу детекторного приемника! Нужно заставить путем решительного нажима всего советского общественного мнения на торгующие организации, на тех, кто производит заказы на радиоаппаратуру, ставить массовые заказы промышленности, обязанной их выполнять в кратчайший срок. Кооперация и др. торгующие радиоизделиями органы обязаны вложить в эти заказы свободные средства, не ожидая займов и субсидии государства. Мы призываем все организации поднять широкую кампанию за осуществление радиофикации деревни!