Кто ни разу не видел, как крестьянин впервые слушает радио, тот не может себе представить, насколько это интересно. Этот вывод я сделал после того, как посетил одного крестьянина со своим детекторным приемником.
Это было так. Ко мне часто приходил крестьянский мальчик, мой сосед, слушать радио. Я видел, что ему хочется иметь свой приемник, но он был еще слишком мал, чтобы управлять им, да и отец его едва ли разрешил бы. Исходя из всего этого, я решил на один вечер установить свой приемник у него, думая тем самым расшевелить его отца. Предварительно убедившись в том, что на детекторный приемник с комнатной антенной станцию слышно прекрасно, я пошел в чужую избу со своим приемником. Семья обедала, когда я вошел и объявил, что хочу потешить малого, поставив ему радио.
Отец засуетился, ничего не понимая. Успокоив отца, я быстро принялся за работу: натянул под потолком два провода, спустился в подполье и в мягкую землю воткнул железный прут.
Крестьянин недоверчиво смотрел на меня. Вся установка была закончена в 10 минут — это особенно удивило мужичка.
Быстро настроившись на станцию, которая транслировала рабочую радиогазету из Москвы, я взволнованно сказал: — «слышно».
Странно было смотреть, как грузный, бородатый мужик, все еще не веря и как-то рассеянно смотря, подошел к приемнику. Как только трубки прилипли к его ушам, так лицо его моментально из рассеянного превратилось в строго сосредоточенное.
— Человек говорит, а слов не понимаю, — сказал он. Но скоро и слова он начал понимать. Долго он слушал, впиваясь глазами в приемник. Наконец, широко улыбнувшись, он возбужденно крикнул:
— Жена, иди... музыка.
Низенькой, с гладко причесанными волосами, женщине я тоже надел трубки. Она внимательно слушала, а дети молчали.
Крестьянин в это время начал меня расспрашивать, откуда и каким образом это слышно. Объяснять было очень трудно.
— По воздуху передается, — как можно проще стараюсь объяснить.
Долго мы объяснялись, часто он еще прикладывался к трубкам. Наконец, он заинтересованно спросил:
— Сколько это устройство будет стоить?
— Не дороже 10 рублей, — сказал я, а мужик подумал.
Поздно вечером, запирая за мной ворота, мужик сказал:
— Недорого... Как только дом отделаю, обязательно устрою.
Радиолюбитель М. Лощилов.