Для автоматического включения аккумулятора при зарядке и такого же выключения в случае происшедшей внезапной остановки подачи тока в сети, простой автоматический выключатель можно устроить по схеме, указанной на рис. 1, и детальному чертежу, изображенному на рис. 6.
Автомат состоит: из электромагнита Э, якоря с пружиной — Я, двух контактных винтов a1 и a2 и четырех клемм.
В тот момент, когда в сети тока нет, якорь благодаря пружине отклоняется от винта a2 и путь от сети к аккумулятору прерывается, сеть же приэтом замыкается через винт a1.
Но как только в сети снова пойдет ток, он пройдет через обмотку электромагнита, благодаря чему последний быстро притянет к себе якорь Я и конец его по инерции достигнет винта a2.
Благодаря этому ток будет продолжать проходить через обмотку электромагнита, но одновременно пойдет и через аккумулятор, т. е. последний будет заряжаться.
На рис. 2, 3, 4 и 5 указаны все части автомата и их размеры, на рис. 6 — монтажная схема.
Толщина проволоки для намотки катушки электромагнита должна быть в зависимости от силы зарядного тока; так, например, при силе тока около 0,2—0,3 ампер следует взять проволоку не тоньше 0,2 мм, при силе тока до 0,5 ампера проволока должна быть не тоньше 0,3 мм, при токе в 1 ампер — около 0,5 мм и т. д. Сердечник должен быть из полосок мягкого железа.
Регулировка тока производится, как обычно, при помощи лампового реостата, приэтом нагревания электромагнита допускать не следует.
Винт b1 служит для укрепления пружины якоря на скобе, винт же b2 — для регулировки расстояния между якорем и электромагнитом.
К. М.
(Г. Курск.)