За последние годы организации ОДР на местах значительно окрепли. Большинство из них завоевали уже права гражданства, развернули и организовали работу в целом ряде своих секций. Многие из них могут похвастаться значительными достижениями как в области радиофикации, так и в пропаганде радиотехники. С этой стороны можно с уверенностью сказать, что местные ОДР проделали большую работу и стоят на правильном пути. Но остается незавоеванным еще один и притом очень важный участок работы — это массовая работа. С последней в местных ОДР, нужно признаться, по-прежнему дело обстоит весьма не благополучно. Массовой работы не чувствуется.
Настала пора взять и этот перевал, тем более, что необходимость развертывания массовой работы стучится настойчиво в двери местных ОДР. Эти двери нужно открыть, и местным ОДР необходимо, наконец, стать широкой массовой общественной организацией.
Ежедневно со всех концов СССР поступают сведения об усиленной радиофикации. Везде и всюду устанавливаются новые радиостанции, трансляционные узлы, радиофицируются рабочие поселки, села, деревни и дома. Впервые к радио приобщаются широкие, до сих пор совершенно нетронутые, слои рабочих и крестьян.
Задача ОДР — путем массовой работы немедленно охватить и привлечь их в ряды ОДР, сделать из этих пассивных радиослушателей активных радиолюбителей.
Предвзятое мнение заядлых радиолюбителей-экспериментаторов, что с радиослушателями не стоит возиться и тратить время, должно быть отброшено раз навсегда, как совершенно несостоятельное и вредное.
Груды писем, ежедневно поступающих от радиослушателей в ОДР СССР, редакции центральных газет и радиовещательный узел НКПТ, в достаточной мере опровергают это ложное положение и говорят, что радиослушатели достаточно активны, желают работать и могут дать кое-что полезное не только в области радиовещания, но и радиотехники и радиофикации.
Поэтому одной из первоочередных задач местных ОДР в организации массовой работы безусловно является организация работы среди радиослушателей. Соответствующие директивы об организации при местных ОДР секций по работе с радиослушателями были даны еще в № 13 журнала «Радио всем» за 1928 год. Остается только жалеть, что почти ни одна из местных организаций ОДР до сих пор не приступила к их организации. Правда, в некоторых местах кое-что предпринято по созыву собраний и конференций радиослушателей, но случайно и без организации плановой работы.
Мы надеемся, что секции, наконец, будут не только организованы, но и приступят к плановой работе о радиослушателями.
Ближайшей задачей в работе секций должно быть проведение ряда собраний, конференций для обсуждения вопросов радиовещания, выявления радиослушательских интересов и актива. Последний необходимо немедленно вовлекать в активную работу секции по разработке как плана работы секции, так и осуществлению предусмотренных положением о работе секций задач.
Само собой понятно, что работу секций с первых же шагов необходимо увязать с заинтересованными на местах радиовещательными и другими организациями, суметь их также привлечь к работе секции, ибо только в этом случае можно обеспечить успех работы.
Вторым, не менее существенным пробелом в массовой работе некоторых ОДР является слабое руководство работой местных ячеек ОДР. Последние очень часто предоставлены буквально сами себе и поэтому или совершенно не работают или же влачат жалкое существование, преимущественно ограничиваясь механическим сбором членских взносов. Что это так — свидетельствует отсутствие в посылаемых местными ОДР в ОДР СССР статистических точных сведений как о количестве ячеек, так и о численности организации и ее социальном составе и чрезвычайно большое количество обращений ячеек ОДР за директивами в центр и поступающая характеристика работы ячеек. Ячейка ОДР является первичной низовой и основной базой ОДР, поэтому такое положение вещей абсолютно нетерпимо. Необходимо немедленно усилить организационное руководство работой ячеек ОДР. Там, где требуется, провести перерегистрацию членов ячеек — освободиться от «мертвых душ», а с остальными повести плановую работу, установить проведение регулярных собраний для обсуждения и решения ряда конкретных вопросов. Нужно добиться, чтобы каждый член ячейки ОДР вел активную работу в той или иной области ОДР, а не ограничивался лишь механическим внесением членских взносов.
Наконец, местным ОДР необходимо проявить большую активность в участии в местной общественно-политической жизни. К сожалению, и в этом направлении мало делается. На местах проводятся разные кампании, на местах идет усиленная работа по всем направлениям общественно-политической жизни. Местные ОДР не должны стоять в стороне, а должны принимать активное участие, помогая в этой работе и используя всевозможные съезды, конференции, совещания, курсы для пропаганды роли и значения радиофикации и радиотехнических знаний.
В настоящее время проходит кампания смотра Красной казармы. Участия ОДР в этой важной работе не чувствуется, несмотря на то, что кампания имеет не только общественно-политическое, но для ОДР и несколько практическое значение. Местным ОДР необходимо немедленно связаться с миссией по проведению смотра Красной казармы и принять в работе последней активное участие. Поставить работу красноармейских ячеек ОДР на должную высоту, прикрепить их к существующим радиоустановкам в Красной казарме. Там, где нет ячеек ОДР, организовать их — вот вкратце задачи, которые стоят перед ОДР в кампанию по смотру Красной казармы. Не надо забывать, что красноармеец, получивший в Красной армии необходимые технические знания, будет активным пропагандистом и агитатором, лучшим проводником радиофикации в окружающей среде.
Весьма с большой пользой могут быть использованы для тех же целей всевозможные курсы, особенно по подготовке и переподготовке работников сельских местностей. Не секрет, что множество радиоустановок в деревне молчит исключительно потому, что нет никого, кто смог бы за ними иметь наблюдение и исправить зачастую самые пустяшные поломки и порчи.
Не нужно смущаться, что кое-где на первых порах весьма не охотно будут итти навстречу, отводить место в программах и средства. Не нужно смущаться мизерностью тех радиотехнических знаний, которыми таким образом можно будет начинить слушателей. Нужно развернуть массовую работу, заинтересовать, указать пути к пополнению необходимых знаний, и это для начала будет уже большим достижением.
А. Зелтын.
Много писалось в радиолюбительской прессе об отсутствии на рынке радиолитературы. Однако вопрос о радиолитературе до сих пор остается вопросом в эфире. Почему это так? Неужели радиолюбители не имеют права требовать от основных государственных издательств издания популярной массовой радиолитературы? Разве нет спроса на нее? Чепуха. Выпустил Госиздат РСФСР 700 тысяч брошюрок дешевой библиотечки журнала «Радио Всем», и вся библиотечка меньше чем за год полностью распродана. Выпустил Госиздат РСФСР 6 радиотехнических плакатов тиражом в 70—80 тысяч, и все они меньше чем за год распроданы. Выпуском дешевой радиолитературы Госиздат положил хорошее начало, А дальше? А сейчас? Есть ли на рынке радиолитература?
Как можно говорите о радиофикации страны, не имея миллионной массы технически грамотных людей? Как можно иметь миллионную массу технически грамотных людей без радиолитературы?
Предстоящий пленум Центрального совета ОДР должен сказать свое авторитетное слово по этому вопросу.
П. Снежный.
Перед нашим Обществом стоят громадные задачи, осуществление которых возможно лишь при полном сознании всей ответственности, лежащей на выполнителях этих задач. К сожалению, мы наблюдаем картину, когда целый ряд организаций Общества допускает в своих организациях организационную расхлябанность и неразбериху. У них нет учета выполняемой работы, не суммируется опыт нижестоящих организаций, не введена практика обмена опытом, а отсюда вытекает фактическое отсутствие руководства низовыми организациями и полная безответственность руководящих органов.
Перед мартовским пленумом Центрального совета О-ва этот вопрос должен встать во всей широте. Нельзя же допускать такого положения, чтобы база О-ва — его ячейки оставались и дальше без руководства.
Мы имеем случаи, когда крупнейшие организации — к примеру Всеукраинское ОДР — не знают состава своих членов, больше того, не знают количества их. Как Центральный совет ОДР может руководить своими организациями, не имея данных о количестве и качестве их?
А ведь есть целый ряд таких организаций, которые, несмотря на неоднократные директивы Центрального совета, несмотря на своевременную посылку им бланков отчетности, вот уже в течение почти полугода отчетов о своей работе не представляют.
Пленум должен будет положить конец этой безответственности, должен будет поставить вопрос о переизбрании руководящих лиц и органов, которые не чувствуют ответственности на избранных должностях.
Слободенко.
Со времени первого всесоюзного съезда ОДР, на котором был принят устав Общества, прошло три года. За этот срок утроилась радиоприемная сеть, удвоилась передающая сеть, развернулись радиопроизводство и радиоторговля, выросло и окрепло Общество друзей радио, значительно изменились задачи ОДР. А устав — без малейших поправок, остается старым и, естественно, отставшим от требований жизни.
В уставе, например, имеется § 2, в пункте А которого говорится: что — Общество друзей радио имеет право: «основывать в соответствии с законодательством союзных республик на территории СССР свои филиалы». Как понимать талую формулировку? Мне кажется, что в наших современных условиях в уставе должна быть более четкая формулировка, дающая полную самостоятельность республиканским обществом друзей радио, объединяемых Союзом Общества Друзей радио.
Из этого вытекает, что должно быть создано и Общество Друзей радио РСФСР. Национальная политика советского государства должна быть более четко формулирована в уставе ОДР.
Нынешний устав предусматривает совсем ничтожный вступительный и членский взносы, на которые никак не сколотишь даже самой крохотной суммы на ведение работы Общества, а тем более на ведение радиотехнической работы. Пора решить вопрос о повышении членского и вступительного взносов, хотя бы применительно к членским и вступительным взносам Осоавиахима.
§ 15 говорит, что «всесоюзный съезд делегатов ОДР созывается по инициативе Всесоюзного совета ОДР не реже одного раза, в год». Этот параграф устава должен быть изменен в сторону удлинения сроков созыва съезда, но не реже, чем один раз в три года.
Я остановился на нескольких моментах устава. Таких, отживших себя, в уставе моментов есть много.
Мартовский пленум ЦС ОДР должен переработать устав, с тем чтобы на предстоящем осенью втором всесоюзном съезде устав был изменен.
С. Чистяков.
Решением Президиума 17 марта созывается пленум ЦС ОДР СССР. В отличие от предыдуших пленумов, мартовский пленум будет расширенный. В его работе примут участие представители низовых организаций города и деревни. Помимо привлечения на пленум непосредственных работников с мест в виде представителей союзных и областных организаций в пленуме примут участие также представители тех центральных учреждений и организаций, которые по характеру своей деятельности тесно связаны с делом радиофикации Советского союза.
Предстоящий пленум будет иметь огромное значение как в деле укрепления наших организаций, так и в определении ближайших задач, стоящих перед Обществом. Огромное значение пленум будет иметь прежде всего потому, что будет первым расширенным пленумом после Всесоюзного съезда. Во-вторых, на пленуме стоят почти все основные вопросы, связанные с радиофикацией пролетарского государства. Вряд ли нужно говорить, что мы сейчас находимся на таком этапе социалистического строительства, когда вопрос радиофикации не только представляет собой неразрывное целое с вопросами культурной революции, но и приобретает в деле политической агитации и пропаганды, в деле культурного подъема трудящихся масс исключительное значение. Роль нашего общества в этой работе всеми признана и в доказательствах не нуждается. Но нечего греха таить, что имеющиеся директивы нашего съезда далеко не охватывают стоящих перед нами задач. Вот почему мы должны выработать программу работ, которая позволяла бы нам после этого пленума с большими результатами проводить в жизнь возложенные на наше Общество задачи по выполнению директив партии и правительства.
Приветствую решение Президиума об открытии в печати теперь же обмена мнений по повестке дня пленума, призываю товарищей к внимательному обсуждению наиболее животрепещущих вопросов. Я лично хотел бы в настоящей заметке остановиться на одном, по моему мнению, важном вопросе. Я имею в виду доклад НКПТ по радиофикации и радиовещанию. Внешне по этим вопросам обстоит дело как будто благополучно: имеются четкие директивы партии, постановления правительства, НКПТ разворачивает работу, что-то делается; на самом же деле благополучие есть не на всех участках этой работы. Действительно, четкие директивы партии и правительства мы имеем, но так же действительно, что НКПТ раскачивается чрезвычайно медленно. Но беда начинается дальше, она заключается в том, что, вырабатывая планы, намечая методы, изыскивая средства и т. д. и т. д., НКПТ проводит все эти работы, не всегда привлекая к активному участию наши организации как в центре, так особенно на местах. Мы могли бы на это не обижаться, — народ мы не обидчивый, но мы твердо знаем, что без активного вовлечения в свою работу общественных организаций НКПТ выполнить задачи по радиофикации и постановке радиовещания не сможет. НКПТ это признавал и сам, не раз выступая в печати со своей программой, но как иногда в наших учреждениях, слова и дела расходятся.
Я думаю, что доклад НКПТ вызовет оживленные прения. Мы не будем сейчас предрешать характер этих прений, но мы должны добиваться совершенно точного определения той роли, которую должно играть ОДР в деле радиофикации страны. Мы должны настаивать, чтобы вся работа НКПТ по радиофикации была теснейшим образом увязана с ОДР, и, наконец, мы должны добиваться, чтобы нашим организациям оказывалась максимальная поддержка на местах, ибо мы существуем не для того, чтобы существовать, а для того, чтобы, используя активность широких трудящихся масс, организованных в наше Общество, помогать делу радиофикации. Необходимо, чтобы аппарат НКПТ снизу доверху это усвоил и не повторял зря горького опыта, который проделала в свое время «Радиопередача», не дооценившая роли ОДР. Мы считаем, что в нашу задачу входит общественный контроль деятельности НКПТ в области радиофикации и радиовещания и активная помощь ему в этой работе.
Мне кажется, что товарищи с мест привезут достаточно материалов, характеризующих минусы отсутствия увязки в работе НКПТ и ОДР. Нам нужно этот разрыв уничтожить, но не путем персональных увязок, как это делалось кое-где, — если начальник округа, то обязательно председатель ОДР, — а путем установки правильных и вместе с тем деловых взаимоотношений. Особенно тщательному обсуждению должен быть подвергнут план использования проволочной сети и содержание радиовещания.
М. С.
В связи с расширенным пленумом Центрального совета ОДР мне бы хотелось обратить внимание товарищей на необходимость в нашей подготовительной работе к пленуму, и в практических предложениях, которые будут поступать, как материал, к пленуму с мест, а также к обсуждению этого вопроса на президиуме и пленуме ЦС обратить внимание на один наиболее слабый участок нашей работы. Я имею в виду, с одной стороны, состояние наших республиканских, областных, губернских и уездных организаций, а с другой, — руководство ими со стороны Президиума. То и другое я считаю не совсем удовлетворительным. Больше того, я думаю, что мы даже не сделали всего того, чтобы этот участок нашей работы оживить, имеющиеся недостатки, а местами безобразия, исправить, ибо все наши достижения, — а мы эти достижения, несомненно, имеем, — не будут иметь того значения для выполнения стоящих перед нами ответственных задач, если мы не будем иметь хорошо сколоченных организаций на местах, организаций, связанных с широкими массами радиолюбителей, организаций, активно работающих и связанных с повседневными вопросами радиофикации страны.
Имеем ли мы такие организации? Мы должны совершенно откровенно сказать, что их число чрезвычайно незначительно: оно буквально ничтожно по сравнению с теми задачами, которые мы ставим перед собой. Здесь налицо разрыв между задачами, между размахом нашей работы и той армией, при помощи которой мы собираемся эти задачи реализовать. Сделали ли мы все для того, чтобы это исправить? Безусловно нет. Руководство местами по ряду причин за последний год было недостаточно: отдельные выезды членов президиума, обследование на лету, разбор 2—3 конфликтов и, наконец, посылка, тех или других материалов, — вот и все, чем мы можем похвалиться. А этого, товарищи, конечно, мало. Где план организационной работы, где регулярные выезды на места для обследований, где регулярные доклады наших крупнейших организаций на президиуме ОДР, где, наконец, та литература, которая закрепляла бы, оформляла бы, усиливала бы нашу организационную работу?
Мне могут возразить, сказав, что мои требования слишком преувеличены, — это не верно. Я лично думаю, что мы могли много сделать, и здесь налицо вина как президиума, так и низовых организаций. Мы увлеклись отдельными, наиболее эффектными крупными работами, забыв повседневную организационную работу, места притихли, успокоились, заснули, — а в результате серьезный минус. Я могу указать, как на примеры результатов слабой организационной работы, на состояние таких организаций, как Смоленская, Белорусская в Минске, Крым. В самом деле, в этих районах имеется все, для того чтобы жизнь наших организаций била ключом, а между тем вы не найдете ничего более беспомощного, более неактивного, чем эти организации. Правда, много бумаги, правда, есть кое-где штаты, но работы в этих организациях, за исключением небольших эпизодических случаев, мы не видим.
Я пишу все это не для того, чтобы кого-либо упрекнуть, и не потому, что я об этом знаю, а остальные этого не видят. Нет, пишу потому, что искренно убежден в необходимости заострить внимание пленума на оживлении вообще работы наших организаций и в частности на организационно-пропагандистской работе. Этот вопрос плюс материальная база, о которой нужно говорить отдельно, являются больными вопросами нашего Общества, и нам общими усилиями нужно их исправить. Если мы на пленуме предъявим прекрасно поставленную издательскую деятельность, если мы козырнем нашими достижениями в деле коротковолнового движения, если мы покажем образцовую работу военной, торгово-промышленной, стандартной и других комиссий, если мы, наконец, расскажем, при каких трудных условиях мы организовали Центральный дом друзей радио, то за это наверняка похвалят, но за работу организационно-пропагандистскую нас будут крыть.
М. Салтыков.
Радиолюбительское изобретательство у нас очень плохо поощряется. Наша партия и союзное правительство очень ясно выдвинули вопросы изобретательства вообще и сказали, что изобретательство, идущее на пользу Советскому союзу, должно всемерно поощряться.
Что же получается с изобретателями-радиолюбителями?
Вот, к примеру, я изобрел новую конструкцию детали или радиоаппарата. По своей радиолюбительской простоте я рассказал о ней своим товарищам и описал в радиолюбительском журнале. Смотрю, через год-другой государственная промышленность или частник выпустили этакую вещь по моей конструкции, внеся ничтожные изменения. Я, конечно, очень доволен, если выпускает такие вещи госпромышленность, но я-то за свою конструкцию поощрен не был, а может быть был поощрен кто другой за меня.
Я ставлю этот вопрос, потому что нужно, чтобы Общество друзей радио брало на себя заботы о патентовании радиолюбительских изобретений и о поощрении их государством.
Это как-то должно быть отражено в решениях пленума Центрального совета Общества друзей радио.
Т. Скобняк.
Вопросам снабжения радиолюбителей необходимой продукцией журнал «Радио всем» уделял много места. Он дал возможность высказаться представителям крупной госпромышленности и руководителям торговых предприятий. Вопросы эти включались в повестки радиосъездов и конференций, дебатировались не только в специальных журналах, но и в общей прессе. Но, несмотря на такой повышенный интерес, проявленный к ним всей советской общественностью, объем достижений по этой линии значительно отстает от вполне справедливых и законных требований радиолюбительских масс.
Значительный разрыв получается не только между количеством выбрасываемой на рынок радиопродукции и спросом на нее, но и между этим количеством и действительными, реальными возможностями производственных предприятий. Последние в выполнении своего производственного плана тесно связаны с трестами, поставляющими сырье и полуфабрикаты. Эти тресты сплошь и рядом нарушают сроки договоров, поставляют не в той последовательности, какая намечена соглашениями и часто взамен обусловленных размеров и номенклатур дают то, что им легче выработать. В значительной степени виноваты в этом, конечно, объективные условия, но эти отказы, замены и задержки отражаются на планомерности работы заводов, выпускающих готовую продукцию, так как падение одного звена разрывает всю цепь.
Помимо этих причин, удовлетворение все возрастающего спроса на радиоизделия, не может быть полностью осуществлено крупной госрадиопромышленностью и по причине недостатка нового заводского оборудования. Между тем спрос беспрерывно растет не только со стороны радиослушателей, требующих готовую аппаратуру, но и радиолюбителей, которые претендуют главным образом на детали, в которых беспрерывно ощущается острый недостаток.
Идти навстречу этой радиолюбительской массе государство и советская общественность могут различными путями. Один из путей — это реальное увеличение производства деталей. Как мы уже отметили выше, крупная госрадиопромышленность не может справиться полностью с этой задачей. В ее силах лишь частичное увеличение выпуска деталей. Кроме того целый ряд деталей она вообще не производит и в ближайшем будущем не собирается производить.
Главным крупным поставщиком радиоизделий у нас является Электротрест заводов слабого тока. Радиозаводы Авиатреста и Треста точной механики выбрасывают на рынок, кроме небольшого количества аппаратуры, сравнительно большое количество деталей. Ассортимент этих деталей ограничен 5—6 названиями, но многих мелких деталей они вовсе не вырабатывают и не собираются включать их в производственные программы ближайшего года. Этими тремя трестами и исчерпывается в РСФСР перечень крупных производителей радиоизделий. Завод «Украинрадио» не подлежит учету, т. к. его продукция полностью реализуется в границах УССР. Весь же СССР обслуживается этими четырьмя крупными единицами.
Конечно, этих производителей недостаточно. Нужно расширить производственную базу и для этого необходимо привлечь мелкие государственные и общественные производственные предприятия, которые в значительной степени могут смягчить радиодетальный голод. Такие организации у нас имеются, и к их числу нужно отнести и завод Тульского губсовета Общества Друзей радио. Завод этот достаточно зарекомендовал себя, вырабатываемые им детали удовлетворительны по качеству, и спрос на них беспрерывно растет.
Завод этот должен быть полностью загружен. Но загрузку нужно понимать не только в смысле выдачи ему товаропроводящей сетью в лице крупнейших ее представителей твердых годовых заказов, но главным образом в смысле обеспечения его необходимым количеством потребного сырья и в первую очередь латуни, путем включения этого завода в план наравне с другими Госзаводами.
Надо всемерно поддерживать всякую солидную государственную и общественную производственную единицу, как бы мала она ни была.
Снабжая рынок теми деталями, которые крупная госпромышленность выбрасывает в недостаточном количестве, как, напр., грозовые переключатели и реостаты накала, завод Т. ОДР, помимо этого, выпускает целый ряд мелких деталей, безусловно необходимых радиолюбительским массам, как блоки, двойные переключатели для длинных и коротких волн. Намечен им также выпуск джеков, верньерных ручек, держателей с червячным ходом для сменных сотовых катушек и целый ряд других мелких деталей.
Мелкие заводы, в том числе и завод Т. ОДР, должны быть признаны бесспорно полезными. Было бы правильно вообще освободить крупные заводы от производства простейших деталей и загрузить ими завод Т. ОДР. Это освободило бы часть станков на крупных заводах и позволило бы использовать их для производства более сложных деталей.
Заводу Т. ОДР должна быть оказана помощь еще и по двум другим линиям. Крупные радиозаводы беспрерывно заменяют свое старое оборудование новым, технически более высоким, полученным из-за границы, а старое реализует на стороне со значительной скидкой. Между тем это старое оборудование, вполне еще пригодное для производства, может быть использовано заводом Т. ОДР и необходимо добиться того, чтобы это оборудование на условиях долгосрочного кредита передавалось ему для расширения производства.
Кроме того значительное количество латунного брака деталей идет в плавильные печи Госпромцветмета, т.к. крупным заводам нет времени и хозяйственной выгоды заниматься обработкой и исправлением его. Значительная часть этого брака (а может быть и весь он) может быть исправлена на заводе Т. ОДР, что освободит и Госпромцветмет и крупные заводы от двойной работы, сначала по приведению этого брака в металлическое сырье и полуфабрикаты, а затем вновь в готовые фабрикаты.
А теперь мелкие заводы и в том числе завод Т. ОДР выходят из поля зрения планирующих органов, ими не интересуются и не видят; что эти мелкие заводы могут принести существенную пользу. Им должно быть уделено то внимание, которого они заслуживают. Они должны быть поставлены в условия, равные с крупными госзаводами.
М. Левинсон.