РАДИО ВСЕМ, №3, 1929 год. Как надо работать с регенератором.

"Радио Всем", №3, февраль 1929 год, стр. 79-81

Как надо работать с регенератором.

Д. Рязанцев.

Тот беспорядок в эфире, который создает в последнее время обилие излучающих ламповых приемников, обязан своим происхождением главным образом неуменью наладить приемник и правильно работать с ним. В настоящей статье мы в возможно краткой форме изложим главнейшие методы работы с наиболее распространенными типами одноламповых приемников. Эти методы, конечно, остаются в силе и могут быть приложены к работе с большинством ламповых схем.

Как правило, регенеративный приемник должен давать не только громкий прием местных станций, но также и прием дальних станций, отстоящих от приемника на сотни и тысячи километров. Одноламповый регенератор является приемником, который при правильном с ним обращении не уступает в дальности действия никаким многоламповым суперам и нейтродинам. Разница здесь только в избирательности приема, а также иногда в громкости. В этих отношениях регенератор им уступает.

Конструктивное выполнение приемника.

Прежде чем говорить о работе с приемником, надо сказать несколько слов о конструктивном его выполнении. Перед любителем, впервые строящим одноламповый приемник, часто встают вопросы: какая схема дает лучшие результаты? Какую конструкцию выбрать? На это можно ответить, что всякая схема регенератора при хорошем конструктивном оформлении и правильном выборе деталей будет работать одинаково хорошо. Когда любитель выбрал одну из конструкций и начал строить ее, ему надо позаботиться не только об электрических качествах приемника, но и о механических. Любитель, думающий осуществить дальний прием, должен озаботиться о том, чтобы регулировка обратной связи (подвижной катушкой или переменным конденсатором, смотря по схеме) производилась возможно плавнее, при помощи какого-либо верньерного (замедляющего) приспособления. В случае подвижной внутренней катушки обратной связи или при регулировке обратной связи конденсатором удобнее всего осуществлять движение оси каким-либо «механическим верньером», например при помощи вращения маленькой рукоятки со шкивом, действующим трением или зубчатой передачей на шкив или зубчатку большого диаметра, насаженную на ось.

Различные системы механических верньеров не раз уже описывались в нашем журнале. Надо лишь так рассчитать диаметры обоих шкивов, чтобы замедление было не менее чем 1:8 (т.е. в 8 раз), лучше же употреблять еще большее замедление. Таким же верньерным приспособлением следует снабжать и конденсатор настройки для более легкого нахождения станций и настройки на них. Подобный верньер выпущен у нас мастерской «Металлист» и заводом «Радио».

Так называемые электрические верньеры в отличие от только что описанного механического состоят либо из добавочной небольшой пластины, позволяющей изменять емкость конденсатора в небольшой степени, либо действуют путем нажима каким-нибудь винтом на одну из пластин конденсатора, изменяя слегка расстояние между ними. Эти верньеры менее удобны, так как они меняют емкость незначительно, главное же они имеют отдельные рукоятки, что затрудняет и замедляет настройку.

Рис. 1.

Держатели для катушек также должны быть снабжены каким-либо замедляющим движение приспособлением, хотя бы червячной передачей (держатели завода «Мэмза»). Панель, на которой расположены ручки настройки, должна быть экранирована заземленным экраном, чтобы не сказывалось влияние руки оператора.

Катушку колебательного контура (L2 на рис. 1) желательно иметь не сменную, а с отводами, для более быстрого прохождения всего диапазона, что играет большую роль в дальнем приеме. Предельная волна, принимаемая катушкой, должна быть не выше 1 400—1 500 метров, чтобы с увеличением числа мертвых витков не пропали самые короткие принимаемые волны.

Автору удавалось конструировать сотовые катушки с отводами так, что с конденсатором в 450 см максимальной емкости они давали перекрытие от 180 до 1 500 метров. Для приема более длинных волн (до 2 000 метров) можно применять параллельное включение постоянного конденсатора либо удлинительную катушку. Сменной хорошо взять лишь катушку обратной связи, для чего достаточно двух катушек: одну в 25—30 витков для более коротких волн, другую в 80—95 витков для длинных. Это обеспечит плавный подход к грани генерации.

Конденсатор (С2) и мегом (R2) гридлика надо взять сменными, чтобы можно было подобрать на опыте наилучшие их величины, при которых обратная связь будет работать более плавно и прием будет наиболее громок.

На рис. 1 изображено два способа включения мегома, какой из них выбрать — покажет опыт.

Режим работы.

Следует обратить большое внимание на режим работы приемника. Плавность наступления генерации приемника зависит во многом от величины накала, анодного напряжения, а у двухсеточных ламп — от величины напряжения на добавочной сетке. Наивыгоднейшим накалом будет на дальнем приеме скорее недокал, анодное напряжение для ламп «микро» будет равно 40—50 вольтам, а для двухсеточных ламп — от 2 до 12 вольт с напряжением на катодную (добавочную) сетку от ½ до ¾ анодной батареи.

Существует несколько видоизменения регулировки обратной связи. На рис. 1 изображена схема наиболее распространенного приемника с регулировкой обратной связи изменением взаимного расположения катушек.

При правильном подборе всех данных эта схема дает очень хорошие результаты. Сюда же можно отнести приемник конструкции т. Хрусталева (см. «Р. В» № 2), где посредством остроумного включения мегома достигается большая плавность работы, т. е, возможность ближе подойти к критической точке. Далее следует схема Виганта, где изменение величины обратной связи производится грубо сближением катушек, тонко — изменением емкости переменного конденсатора. В схеме Рейнарца регулировка, обратной связи производится одним лишь вращением конденсатора переменной емкости.

Как вести дальний прием.

Во всех этих схемах метод работы по дальнему приему остается тот же. О нем-то мы и поговорим подробнее.

Рис. 2.

Когда приемник работает, то при постепенном сближении катушек или при увеличении емкости конденсатора обратной связи (смотря по схеме) мы сперва получим постепенное нарастание шороха1 в телефоне. При дальнейшем увеличении обратной связи этот шорох перейдет в свист и вой (звуковую генерацию) или «биения», при которых тон сигналов будет сильно искажен, усиление же мы получим очень небольшое (рис. 2).

Поэтому нашей задачей является стать на самую «грань» генерации, в полосу «шорохов», не переходя эту «грань», после которой собственные колебания приемника будут «накладываться» на принимаемые сигналы и тон их исказится. Чем лучше отрегулирован приемник, чем дольше тянется полоса этих шорохов, не переходя в искажение биения или в звуковую генерацию, тем легче и плавнее будет настройка. Приемник, в котором генерация возникает сразу без перехода в шорох, щелчком, не годен для дальнего приема. Чем меньше введена емкость конденсатора настройки, тем сильнее должна проявляться генерация и тем меньшая нужна обратная связь. Поэтому, когда мы «проходим шкалу», предположим, от 0 до 20 делений на ручке конденсатора, то нам, вращая конденсатор в сторону увеличения его емкости, придется все время слегка сближать катушки, держа их на самой грани срыва «шорохов». В приемниках же с емкостной обратной связью придется постепенно увеличивать емкость конденсатора обратной связи.

Когда мы «натолкнемся» на станцию, мы сперва услышим легкий свист, затем следует «провал», в котором работает станция. При дальнейшем вращении конденсатора мы вновь услышим свист или шорох. Следует суметь так настроиться на станцию, чтобы, если мы во время слушания начнем уменьшать емкость конденсатора настройки, не изменяя положения обратной связи, у нас возникал свист, а при увеличении емкости слышимость пропадала и появлялись шорохи, но не свист.

Этот способ настройки является наиболее правильным при слушании большинства дальних станций, давая большую чистоту и устойчивость приема. Лишь на очень слабых станциях можно еще немного сильнее увеличивать обратную связь, не переходя ни в коем случае грань генерации.

Многие радиолюбители слушают на так называемых «нулевых биениях», уже перейдя грань генерации. С таким способом надо бороться. Прием на нулевых биениях очень неустойчив и переходит постоянно в просто искаженный «прием на биениях», который не только не доставляет удовольствия слушателю, но и засоряет эфир на большом пространстве.

Все, что здесь говорится о настройке конденсатором переменной емкости, одинаково относится, конечно, к настройке при помощи вариометра.

Рис. 3.

Хорошо отрегулированный регенератор дает довольно устойчивый прием дальних станций. Конечно, настройка может быть сбита различными посторонними влияниями, например при качании антенны ветром. Если регенератор не имеет замкнутого контура, связанного с антенной индуктивно, на настройку влияет емкость антенны, которая не остается постоянной. По этой причине его нельзя точно отрегулировать, т. е. знать, на каком делении шкалы находится определенная станция. Настройка может изменяться в пределах 1—5 делений шкалы. Для большей устойчивости приема, возможности точной градуировки и для лучшей отстройки от мешающих станций хорошо употреблять схемы с апериодической (ненастроенной) антенной, связанной индуктивно с замкнутым контуром настройки (рис. 3), или «сложную» схему с настроенными антенной и замкнутым контуром (рис. 4). Правда, эти схемы не дают часто приема мелких «рекордных» дальних станций. Этот недостаток незаметен при приеме местных и более громких заграничных станций.

Рис. 4.

Многие радиолюбители часто принимают за неустойчивость приема явление «фэдинга» — затухание. Фэдинг сопровождается усиленными атмосферными разрядами и может продолжаться от ½ до 3-х минут. Летом «фэдинги» более часты, чем зимой. Поэтому, если с трудом найденная станция начинает замирать или совсем пропадает, лучше подождать немного, чем крутить ручки и терять настройку. Фэдинг чаще всего наблюдается при приеме самых дальних станций — так, в центре Союза на приеме Сев. Африки, Испании, Англии, Франции; на более же близких станциях, например на Германии и Польше, фэдинги редки.

Часто спрашивают, какова должна быть антенна для дальнего приема. Качество антенны, оказывается, не имеет такого значения при дальнем приеме, как на ближнем. Часто антенна, дающая посредственный местный прием, дает удовлетворительные результаты на дальних станциях. Нормально антенна должна иметь 10—15 метров высоты и 20—30 метров длины. Более длинные и высокие антенны дают заметное увеличение силы атмосферных разрядов и мешающего действия местных станций, без улучшения дальнего приема.

Прием за городом мощных заграничных станций возможен даже на комнатную антенну уже на одну лампу. Конечно, прием будет более слабый, чем на наружную антенну. Изоляция антенны у точек подвеса и вводов также не играет большой роли. При плохой изоляции антенны требуется лишь большая обратная связь для того, чтобы встать на грань генерации, и генерация наступает менее плавно.

Рис. 5.

Громкоговорящий прием местных станций часто получается уже при одной лампе. Различными способами можно громкость еще более повысить. Самым простым способом является включение конденсатора гридлика емкостью 1 500—3 000 (см. рис. 5). Это включение значительно улучшает прием, делая его громче и чище. Способ этот действителен лишь для приема местных станций, для дальних он приносит лишь ухудшение. Для громкого приема дальних станций можно употреблять усилитель низкой частоты. Часто уже одна ступень низкой частоты, приключенная к регенератору, дает, в благоприятные для приема дни, слышимость мощных заграничных станций на репродуктор со средней силой.

В заключение надо отметить, что приемник лишь с двумя ручками управления, каковым является регенератор, является для «ловли» дальних станций приемником лучшим, чем многоламповые приемники, где множество ручек настройки усложняет плавное прохождение диапазона.


1 Под шорохами подразумеваются атмосферные разряды и местные шумы, которые в большей или меньшей степени постоянно слышны на грани генерации.