Внедрение радио в школы I и II ступени и в вузы является одним из серьезных этапов радиофикации нашей страны. Полученные в школе познания о сущности радио, приобретенные там практические навыки по конструированию радиоприборов и обращению с ними выносятся школьниками из стен школы в окружающую их жизнь — радиотехническая грамотность тонкими струйками просачивается из школы в гущу населения страны.
Учитывая всю важность наибольшего охвата школ радио, редакция посвятила один из последних номеров (№ 23) журнала «Радио Всем» за прошлый год радио в школе. В номере отображалась не только жизнь школьных радиокружков, но давался целый ряд указаний о постановке радиоработы в школе, среди пионеров и т. д., приводились программы занятий, списки радиолитературы и описания школьных радиоприборов.
Большое количество, поступающего в редакцию, материала из жизни и деятельности школьных радиокружков свидетельствует о росте как количества, так и качества ячеек Друзей радио в школе. Придавая большое значение обмену достижениями и опытом между отдельными школьными радиокружками и школьными ячейками ОДР, редакция решила время от времени уделять в журнале страничку вопросу «радио в школе». Такую страничку даем мы и в настоящем номере «Р. В.».
Радио в школе сыграет большую роль в просвещении ребят. Не все ученики могут слушать радио дома, за неимением средств на покупку приемника. В большой же школе на покупку громкоговорителя ребята могут внести по 15—20 копеек каждый. В мелких школах этому должно помочь МОНО. Также необходимо при школах организовать радиокружки. В радиокружках, при наличии материала и инструментов, ребята могли бы сами строить радиоприемники.
Необходимо в школах организовать ячейки ОДР. Да здравствует радио в школе!
В Конотопской профшколе в прошлом году была радиоустановка, но во время летнего перерыва она исчезла и до сих пор её нет. Нужно установить радиоприемник!
Автор.
К 11 годовщине Октября при Владимирском индустриальном техникуме была организована ячейка ОДР с числом членов в 115 человек. Ячейка разбита на три группы: группа по подготовке инструкторов, группа коротковолновиков и общая группа, в которую входят начинающие радиолюбители. При ячейке оборудованы мастерские, в которых сейчас ведутся практические работы.
Член ячейки ОДР Смирнов.
У нас при 21 школе МОНО есть радиотехнические спецкурсы, ячейки ОДР, хорошо оборудованные мастерские и лаборатории, свой коротковолновый передатчик, а вот своей громкоговорящей установки нет. Хотели ее открыть к 11 годовщине Октября, но и сейчас о ней ни слуху, ни духу. А было бы не плохо ребятам послушать радио во время перемен, тем более, что есть все возможности.
Ячейка ОДР, откликнись!
Курсант.
Осенью 1928 года при 9-й школе II ступени г. Саратова был организован кружок Друзей радио, объединяющий. радиолюбителей школы.
Дать теоретические познания членам кружка по радиотехнике взялся радиоинструктор т. Красиков. Благодаря инициативе и сплоченности школьных радиолюбителей, через несколько дней на крыше школы красовалась новенькая антенна. Потом решили построить регенеративный приемник с усилением на низкой частоте. Сейчас же взялись за работу под руководством радиоинструктора, и через три дня юные радиофикаторы слушали Москву.
Президиум кружка.
Слева направо: тт. Марков; руководитель кружка — радиоинструктор Красиков; зав. физ. кабинетом Васильев; Левковский — организатор кружка.
Теперь ежедневно вывешивается программа передач центральных радиостанций, учащиеся идут в физкабинет, где отдыхают, слушая Москву и заграницу.
Итак, 9-я школа II ступени г. Саратова радиофицирована.
Икрин.
Во всех шкодах и техникумах г. Павлова на Оке в настоящее время имеется радио. Большая часть установок сделана самими учащимися под руководством учителей. Ребята изучают литературу, чертят схемы, строят части своими силами. Летом некоторые учащиеся уезжали в деревню, где ставили приемники у крестьян.
В. Б.
БИВМовская ячейка ОДР была организована еще весной 1928 года. Записалось в ячейку до 40 человек. Подоспело летнее время, и работа в ячейке замерла. Только осенью наиболее активные члены ячейки восстановили работу. Активистов немного — всего 6 человек.
Ячейкой организована трансляция в клубе. Из комнаты ячейки проведены провода в соседнюю, там устроены штепселя, и желающие слушают на трубки. Радиоустановку изготовили сами. В будущем думаем устроить коротковолновый передатчик. Особенно тормозит работу отсутствие средств, а без средств да без деталей трудно развертывать работу.
В. С-и.
Много у нас в школе заядлых радиолюбителей — все они детекторники. Работали каждый отдельно. Захотелось построить ламповый приемник, но так как в кармане пусто, то появилась мысль создать радиокружок. Провели запись, — много записалось ребят.
Поставили антенну и начали строить приемник по описанию Истомина. Сделали приемник. Послушали. Стали думать, как бы сделать к приемнику усилитель. Кое-как раздобыли денег и построили усилитель. Но не было питания — анода и накала, не было и ламп. Дело отложили на 1928 г.
Придя осенью в школу, мы с удвоенной энергией опять принялись за работу. Построили регенератор на 1 лампу, купили выпрямитель и аккумулятор для накала. Присоединили к генератору усилитель и получаем теперь громкоговорящий прием нескольких станций на «Рекорд». Руководил нашей работой преподаватель физики, он же явился инициатором в деле добывания денег на установку.
Дальнейшая работа радиокружка будет направлена к разбору и постройке различных схем, электрических приборов, к изучению теории радио.
Евг. Л—в.
Еще в 1927 году у нас в Краснинской, Смоленской губ., школе-девятилетке был организован радиолюбительский кружок. С первых же дней наши радиолюбители сильно заинтересовались радио. Первой антенной была наша — на двухэтажном здании школы, за ней пошли: устройство детекторного приемника и пр. С тех пор и пошла тяга записываться в члены нашего кружка.
Но кружок не останавливается только на одном школьном радио, его активные члены начали продвигать радио в деревню, ставя приемники у себя дома и у соседей.
Так было год тому назад. На первом собрании в 1928/29 уч. году был поставлен вопрос о переименовании кружка в ячейку ОДР, затем был поставлен вопрос о массовой выписке и продвижении газеты «Радио в деревне», как лучшего помощника в радиолюбительском деле. Теперь думаем поставить в школе «образцовый регенератор», который даст более сильный толчок в продвижении радиоприемника в деревню нашими радиолюбителями.
Хотя наши радиолюбители идут медленно, но верно.
Б. Прудников.
Вот уже два года, как в гор. Ульяновске при 3 Советской школе II ступени существует радиокружок, который ведет работу как теоретическую, так и практическую по сборке приемников и экспериментированию с ними.
Два раза в неделю мы слушаем радиопередачу из Москвы, Харькова и др. городов, которую очень охотно слушают ученики школы.
У нас в кружке насчитывается около 50 человек членов, в числе которых серьезные любители, имеющие домашние установки и являющиеся руководителями кружка. При кружке имеется консультация.
Виктор Крылов.