Помещенный рядом проект устава резко меняет структурное построение ОДР. Поэтому не лишнее будет в кратких чертах остановиться на этом и выяснить причины, вызвавшие пересмотр существующего устава. Как видно из проекта, ОДР СССР реорганизуется в Союз Общества друзей радио СССР (Союз ОДР СССР). Это первое и самое основное отличие нового проекта от существующего устава. В зависимости от этого резко изменен первый и ряд последующих пунктов устава. Согласно проекту, ОДР СССР уже не рассматривается как строго централизованная, имеющая на периферии СССР свои филиалы, организация, а как объединение, объединяющее деятельность самостоятельных Обществ друзей радио, входящих в Союз ОДР СССР на правах членства.
Чем же вызвана такая необходимость?
Каждому, кто хорошо знаком с уставом ОДР СССР и работает в организациях ОДР, не могло не бросаться в глаза несоответствие, если можно так выразиться, между уставным и фактическим положением на местах ОДР.
По строгому смыслу устава (§ 2 а) местные ОДР, за исключением республиканских ОДР, являются ни чем иным, как филиалами ОДР СССР, за, которых последний обязан нести не только моральную, но и полную материальную ответственность. Это последнее, в свою очередь, вызывает необходимость резко ограничить хозяйственную и финансовую самостоятельность местных ОДР. При наличии филиалов последние все свои расходы могут производить только в строгом, утвержденном центром сметном порядке.
Открытие новых организаций ОДР — «филиалов» — также должно производиться с предварительного согласия и последующего утверждения центра и вообще все действия могут быть производимы только с согласия последнего. Есть ли действительная необходимость в подобного рода мелочной опеке? Отвечаем — безусловно нет. ОДР на местах, прежде всего, массовые добровольные организации, преследующие определенные поставленные перед собой задачи, и втиснуть их в узкие рамки филиалов и мелкой над ними опеки нет никакой надобности. Что это так, показала сама жизнь. Несмотря на поставленные уставом рамки, местные ОДР считают себя в рамках своей деятельности вполне самостоятельными общественными организациями, входящими в ОДР СССР только на правах членства. Да и само ОДР СССР очевидно давно перестало рассматривать их как свои филиалы.
Между тем поставленные уставом рамки ОДР СССР к чему-то обязывают. Обязывают если не втискивать свои «филиалы» в определенные рамки, то нести ответственность перед контролирующими и наблюдающими органами за нарушение устава и, что хуже, за финансовую деятельность местных ОДР.
Кстати сказать, несколько конфликтов подобного порядка уже имели место и обещают иметь место в будущем, почему поднятый вопрос об изменении устава можно признать весьма своевременным.
Проект изменения устава весьма удачно разрешает эти трудности. За местными ОДР сохраняется их фактическое положение самостоятельных организаций, входящих в состав Союза СССР на определенных, предусмотренных уставом, правах членства, а последний освобождается от лишней ответственности и связанной с этим мелкой опеки.
Второй, не менее важной причиной, побудившей поднять вопрос об изменении устава, послужила узость предусмотренных уставом прав ОДР СССР. Весьма возможно, что в свое время, когда рассматривался и утверждался устав, а само радиолюбительское движение находилось в начальной стадии развития, — этих прав было больше, чем достаточно. В настоящее же время работа ОДР значительно переросла поставленные уставом рамки. Взять хотя бы коротковолновое движение и работу по военизации, в которых ОДР достигло значительных успехов. В существующем уставе о них ни звука. То же самое о массовой работе с радиослушателями, число которых с развитием радиофикации изо дня в день увеличивается. Проект устава этим отраслям работы ОДР ставит определенные задачи, а их ставит на определенное место. Не менее важна и проводимая ОДР научно-исследовательская работа в области радио. В старом уставе скромно представлено право лишь «принимать участие и входить во всякие и т. д. научные и научно-технические организации, преследующие цели изучения вопросов радиотехники». Проект нового устава, оставляя за Союзом ОДР СССР это скромное право, ставит и закрепляет отдельным пунктом право не только «принимать участие и входить», а и самостоятельно «изучать вопросы радиотехники и радиопромышленности и содействовать применению на практике достигнутых в этих областях достижений».
Мы не будем останавливаться на всех имеющихся изменениях и дополнениях. Их многое множество. Проект устава значительно расширяет и уточняет права ОДР СССР и входящих в него ОДР.
Под конец мы хотим остановиться только еще на одном весьма существенном положении, предусмотренном в проекте. Дело в том, что старый устав предусматривает ОДР СССР исключительно как организацию, не преследующую коммерческих целей. Проект устава предусматривает, наоборот, право «эксплоатировать на коммерческих началах предприятия радиотехнической промышленности».
Считаем необходимым заранее оговориться. Союз ОДР СССР, вводя этот пункт в проект устава, не думает посягнуть на законные права наших государственных промышленных и торгующих организаций и развернуть широкую деятельность в области радиотехнической промышленности. В работе Союза ОДР СССР попрежнему должны лежать цели, поставленные в § 1 как проекта, так и устава. Вводится же этот пункт исключительно по жизненной необходимости.
Ведь есть у организации ОДР мастерские, ремонтирующие радиоаппаратуру, собирающие её из фабричных деталей и производящие отдельные радиодетали. Раз это так, существование их соответственно должно быть предусмотрено уставом, дабы не дать контролирующим органам на основании того, что ОДР не преследует коммерческих целей, требовать закрытия мастерских.
Заканчивая, мы считаем, что выработка устава не может быть делом отдельных лиц или групп. В этой работе должны принять участие и вложить свой организационный опыт все ОДР и весь организованный радиолюбительский актив. Вопросам выработки устава должен уделить свое внимание и предстоящий Пленум ЦС ОДР СССР и II Всесоюзный съезд.
А. Зелтын.