РАДИО ВСЕМ, №5, 1929 год. КОРЕННЫЕ ВОПРОСЫ РАДИОФИКАЦИИ

"Радио Всем", №5, март, 1929 год, стр. 129-130

КОРЕННЫЕ ВОПРОСЫ РАДИОФИКАЦИИ

(К пленуму ЦС ОДР)

Растет применение радио — сложнее становятся задачи

Сейчас не приходится уже агитировать за радио. Оно становится потребностью не только города, но и села. Но потребность эту все трудней удовлетворить. Нужно прямо сказать, что все организации оказались неподготовленными к действительно массовому продвижению радио. Высокий темп развития в первые годы радиофикации приемных установок не давал больших абсолютных цифр.

Но с каждым следующим годом эти цифры становятся во весь свой рост. Вызванная потребность в радиоприборах все больше перерастает самые смелые предположения предыдущих лет. А степень вероятного удовлетворения потребности снижается с каждым следующим шагом радиофикации.

Между тем растущая культурная деятельность требует успешного применения радио, как орудия культуры. Борьба с пьянством вызывает необходимость шире применить радио в быту, создать здоровое развлечение. Растущая тяга к учебе требует опять-таки более усиленного использования радио для школьного и внешкольного обучения.

Но, кроме того, есть ряд задач по улучшению связи страны, по расширению и радиоподготовке для обороны Советского Союза, по применению радио для передачи изображений, кино.

Все это может быть двинуто решительно вперед только при наличии подготовленных технически кадров, при бесперебойной (хотя бы относительно) постановке снабжения приборами, деталями, при развитом радиолюбительском движении, которое смогло бы оказать содействие всем сторонам радиофикации и дать толчок в случаях застойчивости, неповоротливости различных организаций, обязанных выполнять отдельные части огромной работы.

Должен быть общий план действий

А плана действий нет до сих пор. Нет плана, охватывающего радиостроительство, производство, товаропроводящий аппарат и координирующего разрозненную до сих пор работу.

Неорганизованность отдельных моментов радиофикации, продолжающаяся стихия в плане производства, вызываемая стихией неожиданных, непродуманных заранее заявок должны быть прекращены.

Десятки различных собраний одних и тех же организаций и лиц толкутся на месте, выносят бесконечные решения, смысл которых сводится к тому, что нужен общий план радиофикации и вытекающий отсюда план производства. А плана нет.

На сегодняшний день есть только часть годичного плана, включающего главным образом проволочную радиофикацию и не затрагивающего совершенно массовой радиофикации индивидуальными, главным образом детекторными, приемниками. Два года шли разговоры, писались статьи о необходимости изготовления и пуска в ход миллиона дешевых детекторных приемников для деревни, а сейчас прикончены даже речи об этом. Как будто бы 23 миллиона крестьянских дворов могут удовлетвориться 150 тысячами точек радиослушанья. Как будто бы все «обстоит благополучно» после выработанного годичного и частичного плана, большая часть которого (⅔) в тому же падает на город.

Планировать радио на один год нельзя. Оно требует только для выполнения заказов промышленностью при настоящей пропускной способности заводов не меньше годичного срока. А весь процесс снабжения, установки, организации технической помощи разве может уложиться в годичный план?

Нужно ускорить разработку Наркомпочтелем общего пятилетнего плана радиофикации

Радиофикация состоит не только из приемной сети. План передающих радиостанций реально изменяется по сравнению с тем, что было намечено ранее. Что это — частичные поправки или общее изменение расстановки станций и их мощностей? На что они рассчитаны — детектор, лампу? В каких районах намечены наибольшие изменения? Об этом нигде не говорится, никто не выступает в печати.

Сейчас за границей, да и у нас есть уже расчеты мощностей, требуемых для перекрытия намеченного района. Пора разрешить спор, также замолкший, о мощной центральной станции, взамен приходящих в негодность старых московских передатчиков. Тысяча ли киловатт по проф. Бонч-Бруевичу или вдвое меньше но его оппонентам, но проектировать и строить нужно скорее, так как ряд заграничных станций в некоторых районах принимается уже наряду с Москвой и даже легче, нежели центральные советские передатчики.

Передающая сеть дает тон, предопределяет требования к устройствам в приемных пунктах. Те нормы мощности, которые наивно считались достаточными «для детекторного» приема, на самом деле необычайно малы. Если даже снизить вдвое требования, предъявляемые заграницей для покрытия поля на детектор, то ни одна из наших передающих станций, даже в наиболее густо населенных районах, не может выполнить требования нормального насыщения приемника в «детекторной» зоне.

Вопрос о передающей сети станций тем более нужен у нас, что трудно разрешима задача питания ламп на селе в целый ряд лет, пока не разовьется сеть общей электрификации. Мы не можем, не должны отстать в источниках радиоэнергии — мощных передатчиках, позволяющих продвинуть непосредственный радиоприем в такое количество мест, которое никаким другим путем (трансляции, проволока) достигнуто быть не может.

Радиопромышленность требует длительной перспективы

Для радиопромышленности необходимо определить перспективы возможно более длительные. Поэтому пятилетний план радиофикации должен дать ответ на те вопросы, без которых промышленность не может значительно развернуть своего производства. А для этого развертывания необходимо знать твердо направление развития передающей радиосети.

Если посмотреть на цифры промышленного радиопроизводства с обычной меркой, то можно сделать вывод о полном благополучии. Вместо предположенной по плану производства треста «Электросвязь» в 1928/29 году продукции на 10 млн. рублей выработка достигла 12,5 млн. рублей. Достаточно благоприятен как будто бы и дальнейший темп развития. Здесь превзойдены планы, намеченные в прошлом. На 1929/30 год по одному тресту «Электросвязь» предполагается выработка в 22 млн. руб. радиолюбительской продукции, а намечено было ранее Главэлектро около 17 млн. рублей на этот же год. Темп производства велик; он, несомненно, больше, нежели мог предположить как сам трест, так и другие организации год—два тому назад. Но он оказался явно недостаточным как для прошлого, так и для нынешнего хозяйственного года. Он еще в меньшей степени будет удовлетворять потребности в 1929/30 году, на которые только одни торгующие организации заявили 51 млн. рублей. Это — то, что они считают возможным пропустить. Если даже сделать всевозможные поправки, если быть сверх осторожным, то все же можно заранее сказать, что промышленность более 50% выявленной уже потребности покрыть в будущем году не сможет, так же как и в нынешнем году удовлетворение уже имеющегося спроса происходило не больше, чем на 40—50%.

Нужно резко развертывать радиопромышленность

Этого требуют не только интересы развития культуры, но и общие экономические взаимоотношения с деревней, имеющей значительные денежные резервы без использования. Центральный орган партии «Правда» в одной из своих передовых статей «Работа промышленности для деревни» говорил: «Наша промышленность должна самым внимательным образом учитывать рост новых потребностей деревни, предвосхищая их возможное дальнейшее расширение». Там же указывалось, что всякое дополнительное изготовление промышленных товаров для деревни будет обеспечивать нормальное выполнение хлебозаготовительных планов. Поэтому решительное форсирование промышленностью производства радиоизделий должно отвечать общей экономической перспективе.

Сейчас приобрести в деревне радиоприемник почти нельзя. А нужно, чтобы радиопродукция искала потребителя, чтобы она вызывала новые потребности, тогда как уже два года явно выраженный спрос остается без удовлетворения. Для этого в первые годы необходим бурный темп развития радиопроизводства. Необходима немедленная постройка новых заводов и максимальное развертывание и использование Нижегородской группы треста «Электросвязь» и других заводов.

Радиопромышленность вправе требовать ответа от плана радиофикации, на что он рассчитан, какие намечаются соотношения между ламповой и детекторной аппаратурой, какие основные виды и типы радиоизделий должны быть поставлены в производстве, учитывая характер передающей сети. Здесь должен быть изжит бесконечный хвостизм, которым отличаются все организации, соприкасающиеся с радио. В нашей, к тому же быстро растущей в культурном отношении, стране можно ли опасаться преувеличения производственного плана и «затоваривания», когда при всем напряжении промышленности, даже через два года еще будут десятки тысяч населенных пунктов, не имеющих ни одного приемника.

Ведь для того, чтобы кроме города, который продолжает поглощать основную массу радиопроизводства, иметь на каждые десять крестьянских дворов хотя бы один приемник, необходимо достигнуть цифры для деревни в 2½ миллиона точек.

Это — «голодная» цифра. Это — элементарнейшая потребность, которая требует удовлетворения не в пятилетие, а самое большее в два года. И те, кто самодовольно говорят «мы все сделали», пусть вдумаются в этот язык цифр, пусть вдумаются в те директивы партии, которые требуют немедленного форсированного проникновения радиопродукции в деревню.

Но повторяем, тем скорее нужно получить возможно больше приближающийся к этой потребности план радиофикации, который должен дать промышленности ответ о количествах и взаимоотношениях различных частей радиопродукции.

Организованность в заказах радиоторговли

Торгующие организации до последнего времени выступали с заказами еще более отстававшими от жизни, нежели производство. Разрозненные, не организованные, они разбрасывали частями свои заявки. А в последние месяцы, как все выступавшие до сих пор на радиорынке, так и те, что начинают сейчас более решительно выходить в радиоторговлю, делают неожиданные, головокружительные скачки.

Если месяцев пять тому назад нельзя было добиться того, чтобы торговал Центросоюз через свою кооперативную сеть, то теперь он вдруг захотел широко торговать. Если Госшвеймашина недавно пыталась прекратить совсем торговлю, то сейчас она заявляет претензии на все более увеличивающееся количество радиопродукции. Если никто из них не хотел давать промышленности планового заказа, то теперь промышленность не знает отбоя от предложений.

Мы наблюдаем уже признаки ажиотажа, вырывания друг от друга продукции и усиления склоки между торгующими организациями.

Нужно ли ограничивать какую-нибудь из торгующих организаций в предоставлении ей продукции? Нужно ли какой-нибудь из этих организаций свертывать торговлю радиоизделиями? Ни в коем случае. Торговая сеть должна быть доведена до массового потребителя. Она должна проникнуть в деревню через потребительскую кооперацию, не исключая, вместе с тем, сельскохозяйственного сектора.

Не слова, а обязательства

Спрашивается, кому отдать предпочтение при распределении пока еще дефицитной радиопродукции? Это предпочтение должно быть оказано той из торгующих организаций, которая возьмет на себя ряд ответственных обязательств, которая даст наиболее длительные перспективы заказа промышленности на радиоизделия, которая заключит с промышленностью генеральный договор на наибольшее число лет и которая при этом обяжется пойти с радиотоваром в низовку, в деревню, не ограничиваясь лишь легкими городскими рынками. Должна быть, наконец, поставлена перед той торгующей организацией, которая будет пропускать через себя основную радиопродукцию, задача организовать посылочное бюро для стандартных деревенских отправок и сделать массовый заказ на детекторный приемник для деревни.

Не приспособленчество, а активность

Мы знаем цепу рвения торговых организаций к радиотовару. Оно вызвано тем, что радиопродукция оказалась наиболее быстро оборачиваемой и, следовательно, более выгодной в торговой операции. Попыткам расхватать друг перед другом дефицитный товар надо противопоставить категорическое требование наибольшей организованности и наибольшего соответствия интересам радиофикации каждого из торгующих органов.

Мы должны решительно отбросить, как хвостистскую, позицию П. Гарина, выраженную в статье «Роль кооперации в торговле радиоизделиями». Там выставляется положение, что развертывание в радиоторговле потребительской кооперации должно итти в полном соответствии с общим ростом промышленности. Мы видим, каково это «соответствие» потребности и должны потребовать настоящего соответствия.

Кооперация, обладающая огромным низовым аппаратом, должна своими плановыми заказами решительно толкать промышленность к чрезвычайному развертыванию производства и постройке новых заводов. И если этого не будет делать кооперация, то нужно заставить ее общественным воздействием.

Овладеть стихией. Усилить организованность. Создать общий план радиофикации. Развертывать производство. Решительно итти в деревню. Не плестись в хвосте.

Такая установка должна быть взята по коренным вопросам радиофикации.