Многие радиолюбители, ведущие наблюдения над приемом дальних станций, наверное заметили, что сила приема различна при различных атмосферных условиях, времени года и суток. Наиболее полно исследовано влияние времени суток на дальний прием. Днем слышимость всегда хуже, чем ночью. Конечно, солнечный свет по-разному влияет на разные длины волн. Чем длиннее волна, тем меньше она подвержена влиянию света и атмосферных условий. Прием дальних станций на более длинных волнах всегда будет находиться в меньшей зависимости от времени суток, чем прием на нижней части радиовещательного диапазона. Об этом мы уже неоднократно писали в предыдущих номерах «Р. В.», в отделе «По эфиру».
Значительно меньше исследовано влияние погоды на дальний прием. Но все же теперь с достоверностью можно сказать, что в пасмурную, сырую погоду прием дальних станций почти всегда лучше, чем во время ясной и сухой погоды. Это одинаково относится ко всем временам года. Летом наилучшие условия приема бывают в дождливые или пасмурные холодные дни, зимой — во время потепления или оттепели. По слышимости дальних станций можно часто довольно точно предсказать погоду на ближайшее время. Иногда долгое время плохая, пересыпанная грохотом атмосферных разрядов слышимость, связанная с сухой, ясной погодой, вдруг, без видимой причины, круто изменяется в сторону улучшения. В таких случаях можно с уверенностью сказать, что ожидается перемена погоды, и предсказания эти почти всегда оправдываются.
Всякий, кто просматривал помещенные нами в «Р. В.» кривые слышимости дальних станций на волнах короче 600 метров, где наиболее резко проявляются колебания слышимости, наверное обратил внимание на явную зависимость между слышимостью и атмосферными разрядами. Хорошая слышимость обычно сопровождается слабыми разрядами, плохая — сильными. Это положение бывает большей частью правильно, но в некоторых случаях здесь бывают исключения.
Иногда такая зависимость бывает нарушена. Плохая слышимость сопровождается слабыми атмосферными разрядами. При попытках выяснения этого явления мы заметили, что большей частью подобный «кризис» слышимости наступает после нескольких дней плохого радиоприема с обилием разрядов, и говорит о том, что прием должен улучшиться и, следовательно, погода должна перемениться соответствующим образом. Это изменение раньше сказывается на уменьшении разрядов, и только затем приходило улучшение слышимости. Если просмотреть внимательно упомянутые уже выше кривые слышимости, то мы можем заметить справедливость этих слов.
Теперь мы скажем о влиянии времени года на радиоприем. Всем радиолюбителям, наверное, известно, что летом слышимость дальних станций бывает хуже, чем зимой. Летом число дней с хорошим радиоприемом значительно меньше, чем зимой, весна и осень обладают промежуточной слышимостью — наряду с очень хорошими радиоднями, бывают дни очень плохого приема.
В заключение отметим еще одно совсем неизученное явление, — это различная слышимость на разных участках диапазона. Особенно это заметно летом. Вдруг, даже в хорошие для приема дни, несколько станций, на каком-либо «участке», попадают в какой-то продолжительный «фэдинг», который продолжается целый вечер или даже несколько дней, в то время как на других близких волнах слышимость вполне нормальная. Иногда ослабляется слышимость целой отдаленной страны. Например, мелкие английские станции вдруг становятся слышимыми очень плохо или даже совеем пропадают, в то время когда так же отдаленные станции Испании слышны очень хорошо.
В заключение надо сказать, что, конечно, все здесь написанное нельзя принимать как твердо установленные факты, а следует рассматривать лишь как предварительные наблюдения, могущие служить основой для дальнейших коллективных наблюдений радиолюбителей. Эфир капризен, и лишь после долгих настойчивых наблюдений можно будет найти вполне определенную закономерность во всех этих явлениях.
Д. Рязанцев.