РАДИО ВСЕМ, №8, 1929 год. ПО ЭФИРУ.

"Радио Всем", №8, апрель, 1929 год, стр. 221

ПО ЭФИРУ.


«ВЕСЕННИЙ ЭФИР».

Первая часть весеннего периода принесла любителю дальнего приема сравнительно хорошую слышимость. Аналогичное явление наблюдалось и в прошлом году, когда перед началом летнего ухудшения были дни исключительно хорошего радиоприема. С удлинением дней хорошая слышимость, конечно, наступает гораздо позднее, чем зимой, и о характере слышимости в данный вечер можно судить сравнительно поздно — около 23 часов.

Слышимость советских станций продолжает оставаться вполне удовлетворительной, и в ранние часы они доминируют над заграницей. Для того, чтобы показать, как мало изучен советский эфир и как сравнительно трудно его узнать, мы приведем такой пример. Станция ЛОСПС во время своих «путешествий по эфиру», 30 марта, объявила, что будет транслироваться неизвестная советская станция, которую никак не удалось определить ввиду того, что ее волна, измеренная волномером, не совпадает ни с одной из советских волн. Включили станцию и оказался... Минск.

По слышимости Испания и Англия в последнее время поменялись местами. Обычно если громко слышна Испания, то слабее слышна Англия и наоборот. Перевес в последние время бывает на стороне Испании. Франция слышна плохо, за исключением Тулузы, которая иногда поражает своей громкостью. У нас принято ругать советские станции за обилие гармоник, но если взять некоторые заграничные станции, то придется отметить то же самое. Возьмем, например, Лахти (Финляндия). Однажды все финские станции, в том числе Лахти, транслировали богослужение до поздней ночи и остались почти что одни в эфире, так как остальные станции уже кончили работу. И тут обнаружилось невероятное количество финских станций по всему диапазону. Из них лишь немногие оказались действительно станциями, а большинство являлось гармониками Лахти. Одна из гармоник Лахти интерферирует с Гамбургом, затрудняя прием последнего. Прием этих станций производился под Москвой на приемник 0—V—0.

В скором времени должна заработать мощная, 75-киловатная станция ВЦСПС. Близкое ее расположение к Москве, около Щелкова, несомненно, помешает дальнему приему в окрестностях Москвы, так как именно между Москвой и Щелковым, находятся наиболее населенные и наилучше радиофицированные поселки (Лосино-островская, Мытищи, Болшево, Щелково).


БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ НАБЛЮДЕНИЯМ ЗА ЭФИРОМ.

В редакцию поступает много писем с результатами наблюдения над эфиром. Тут есть указания на качество работы станций и на дальность их действия, сообщается о силе приема в том или ином пункте, о влиянии атмосферных условий на слышимость, и о многом другом говорят эти письма. По ним мы можем судить об условиях приема в различных местах Советского союза.

В массе своей радиолюбители внимательно относятся к наблюдениям за эфиром. Проверка получаемых сведений в большинстве случаев подтверждает правильность наблюдений.

Но, конечно, бывают исключения. Иногда любитель ошибается, и полученные от него сведения не отвечают действительности. Особенно много таких случаев при определении громкости приема станций.

В настоящее время существуют две шкалы определения громкости: 5-балльная и 9-балльная. 5-балльная шкала, более новая, предусматривает прием исключительно на телефон; 9-балльная включает сюда и громкоговорящий прием. Первая более удобна для определения громкости на приемниках 1-V-0 и 0-V-0, т. е. в тех случаях, когда прием производится на телефон. Мы приведем эту шкалу, указывая, какие станции в какую оценку обычно укладываются при приеме в центральной части Союза на регенератор без усиления низкой частоты.

Р1 — Очень плохо. Выделяются лишь отдельные места передачи, разобрать что-либо невозможно. Такая слышимость бывает в лучших случаях «рекордного» приема Америки с усилением низкой частоты.

Р2 — Плохо. Выделяются лишь отдельные слова, мотив музыкального произведения разбирается с трудом. С такой силой принимаются обычно слабые дальние станции, например Казабланка.

Р3 — Удовлетворительно, почти все слова понятны. Передача уже представляет интерес для «радиослушателя». Так принимаются многие заграничные станции средней мощности, как, например, Тулуза, Фаллун.

Р4 — Хороший прием. Приятная громкость, вполне разборчиво. Нормальная громкость мощных заграничных станций, в роде Бреслау, Глейвица, Каттовиц, Будапешта, Вены, Кенигсвустергаузена.

Р5 — Громкий прием. Неприятный для уха прием, допускающий слабое громкоговорение. Так слышны мощные заграничные станции, в роде выше упомянутых, лишь в особо благоприятные для приема дни. Чаще других так слышна финская станция Лахти.

Главная ошибка большинства радиолюбителей — это оценка слышимости «на глазок». Например, нами получено письмо от радиолюбителя из г. Серпухова Московской губ., который ставит вместе под слышимость Р3 Бреслау и... Мадрид. Разумеется, можно сказать, что Бреслау был слышен такого-то числа, Р3 — это будет лишь оттенять условия приема в этот день, но когда речь идет вообще о громкости станции, то надо брать среднюю громкость приема на основании неоднократных наблюдений.

В заключение заметим, что 5-балльная шкала может применяться и для оценки силы атмосферных разрядов. Это также представляет большую простоту по сравнению с 9-балльной шкалой.


СИГНАЛЫ ПЕРЕДАЧИ ИЗОБРАЖЕНИЙ.

Многие радиолюбители, слушающие заграницу, наверное часто недоумевают, что за странные сигналы передаются некоторыми заграничными радиостанциями, большей частью вечером, в поздние часы, после окончания программы. Сигналы эти немного напоминают знаки азбуки Морзе, но значительно более высокого тона и не имеют правильных интервалов, бывают то длинные, то короткие сигналы. Это — передача изображений по радио. Передачу изображений производит, например, Вена, которую часто транслируют другие австрийские станции, оба Давентри (5dB и 5ИИ), Кенигсвустергаузен и некоторые другие станции.


КАК СЛЫШНО В КРАСНОЯРСКЕ.

Нами получено письмо от радиолюбителя т. Дудорова, в котором он пишет о приеме в г. Красноярске (Сибирь) станций центральной части СССР. Ему удавалось принять на регенератор Хрусталева Ленинград, Харьков — 477, Опытный передатчик, ст. им. Коминтерна и ст. МГСПС в Москве. Прием МГСПС на расстоянии 4 500 километров надо признать рекордным, это соответствует, ввиду небольшой мощности станции МГСПС, приему у нас Казабланки. Нужно принять во внимание, что волна Казабланки имеет меньше препятствий при распространении по бассейну Средиземного моря, в то время как волна ст. МГСПС идет материком, через Уральский хребет. Лучше всех этих станций слышны Новосибирск, Омск, Иркутск, значительно громче Коминтерна. Из станций восточной части СССР в Красноярске слышны Новосибирск, Омск, Иркутск, Петропавловск-Акмолинский, Томск и другие. Кроме того т. Дудоров принял какую-то заграничную станцию, повидимому, Вену.