На примере звуковой фильмы с необычайной ясностью сказывается то положение, что радио не только является средством связи и вещания.
Радиотехнические приемы, будучи применены в других областях техники и науки, оказывают им и, вероятно, будут оказывать и в дальнейшем неоценимые услуги.
Так, например, вряд ли возможно было бы создание говорящей фильмы без применения методов радиотехники.
Уже пару десятков лет проблема звуковой фильмы занимает деятелей кино. Первые попытки сводились к тому, что снималась, например, на киноленте какая-нибудь опера и при проектировании ленты возле экрана выступали певцы. Но малейшая ошибка дирижера — и впечатление сразу пропадало. Синхронизма между этими двумя процессами невозможно было добиться. Словом, это был не театр и не кино.
Эта комбинация из техники и человека вскоре пережила себя. И только достижения и успехи радиотехники приблизили нас к осуществлению звуковой фильмы.
Теперь, наконец, звуковая фильма стала действительностью. В Америке говорящая фильма, наравне с немой, уже получила права гражданства.
Техника осуществления говорящей фильмы еще недостаточно установилась. В Америке и в Германии различные системы говорящего кино спорят за пальму первенства.
2. Для освещения ателье при съемке звуковой фильмы применяются лишь лампочки накаливания, горящие абсолютно бесшумно, в отличие от шипящих юпитеров.
В общих чертах можно различать две основные системы. Одна группа представляет собой кинофильму, на которой рядом с киноизображением помещается запись соответствующих звуков. При этом пользуются как нормальной по ширине пленкой, на которой киноизображение уменьшено благодаря расположенной рядом записи звуков, или специальной широкой пленкой, на которой запись звуков расположена сбоку киноизображения нормальных размеров.
Кроме записи звука на пленке, находит широкое применение способ так называемой «говорящей проволоки». При этой системе звук фиксируегся в виде магнитной записи на проволоке. Отрезок проволоки, на котором записана целая опера, занимает столь мало места, что помещается в кармане пиджака.
У нас в СССР в направлении осуществления говорящего кино также достигнуты весьма значительные успехи.
В Москве работы над созданием говорящей фильмы начались в 1926 году.
Тогда молодым сотрудником Всесоюзного электротехнического института П. Г. Тагером была разработана идея говорящей фильмы. С тех пор над ее осуществлением работают при названном Институте П. Г. Тагер, И. С. Джигит и А. А. Шишов.
3. Режиссер Гриффиц на съемке звуковой фильмы. Режиссер, контролирующий звуковой эффект через телефон, делает исполнителям указания лишь при помощи жестов. Иначе звук его голоса также будет сфотографирован.
Первая демонстрация принципов осуществления звуковой фильмы в СССР происходила 9 марта 1927 года перед учеными и специалистами, причем демонстрация эта доказала целесообразность проекта.
Применяемый у нас метод осуществления говорящей фильмы заключается в следующем.
Запись изображений звуков производится на одной ленте с киноизображением, причем киноизображение уменьшено против нормального. Для записи звуков применяется тот же принцип, которым пользуются при передаче изображений для превращения электрических импульсов в световые (конденсатор Керра).
Подлежащие записи звуки улавливаются микрофоном, усиливаются усилителем и попадают в конденсатор Керра, который состоит из небольшого электрического конденсатора с нитробензолом в качестве диэлектрика. Конденсатор помещен на пути пучка лучей, между двумя поляризационными призмами «Николь». Этот конденсатор освещается посторонним, но постоянным источником.
Под влиянием звуковых колебаний, превращенных микрофоном в электрические и усиленных усилителем, происходит изменение оптических свойств жидкости, в конденсаторе Керра, и тогда через все устройство проходит большее или меньшее количество света, соответствующее тому или другому напряжению на обкладках конденсатора Керра. Этот свет попадает на равномерно движущуюся светочувствительную ленту, на которой получается, таким образом, запись звуков в виде ряда параллельных черточек различной ширины и интенсивности. Это и есть фотография звуковых колебаний.
Съемка картины и звуков происходит одновременно на двух лентах, проходящих синхронно через один и тот же съемочный киноаппарат.
Съемка на двух различных лентах происходит из следующих соображений. Во-первых, это дает возможность монтировать картину и запись звуков независимо друг от друга и, во-вторых, звуковой негатив нуждается в особенной химической обработке (при проявлении).
После того, как обе ленты смонтированы, их пропускают одновременно через один копировальный аппарат и получается общий позитив.
Полученная таким образом фильма пропускается через проекционный кино-фото-аппарат, который отличается от обычного кинопроекционного тем, что он снабжен дополнительным барабаном и рамкой. Этот барабан равномерно протягивает ленту через рамку, при помощи которой происходит воспроизведение записанных звуков. Проектирование кинофильмы происходит обычным путем.
Оптическая система, освещающая ленту в дополнительной рамке, дает луч света в форме узкой горизонтальной щели и в зависимости от того, широкая или узкая полоска на ленте попадает под свет—через ленту проходит большее или меньшее количество света. Таким образом мы имеем за лентой свет переменной яркости.
Для превращения световых импульсов вновь в звуковые применяется также метод, заимствованный из техники передачи изображений.
Свет улавливается фотоэлементом, назначение которого — превращать световые колебания в электрические, и мы получаем таким образом вместо световой записи звука соответствующие электрические колебания.
Эти слабые электрические колебания, возникающие в фотоэлементе, усиливаются в усилителе и воспроизводятся репродуктором, помещенным позади экрана, на который проектируется картина.
Эта система говорящей фильмы дала хорошие результаты. Сейчас во Всесоюзном электротехническом институте конструктивная разработка аппаратуры, допускающей техническую эксплоатацию звуковой фильмы, подходит к концу. Через два-три месяца, можно надеяться, мы будем присутствовать в кино-театре на демонстрировании советской звуковой фильмы по системе И. Г. Тагера. Это тем более вероятно, что Совкино проявляет усиленный интерес к экспериментам в этой области и оказывает работникам полное содействие, предоставляя им пленку и проявляя ее в своих лабораториях.
Не приходится говорить, какие большие возможности в области образовательной и просветительной работы даст нам звуковая фильма при политически умелом ее использовании.
Борис Цнаймер.