Заводом им. «Лейтенанта Шмидта» Государственного аккумуляторного треста выпущен некоторое время тому назад анодный кислотный аккумулятор типа 10-РАТ-11).
Этот аккумулятор представляет собою четыре анодных батареи по 20 вольт каждая, соединенные последовательно и помещенные в общий деревянный ящик с ремнем для его переноски. Общий вес аккумулятора, залитого кислотой, — 7 килограмм. Емкость аккумулятора, гарантированная заводом, 1,2 ампер-часа при разряде током в 5 миллиампер.
Каждая батарея состоит из 10 положительных и 10 отрицательных пластин, соединенных последовательно между собою и помещенных в один стеклянный сосуд, разделенный по числу элементов на 10 отделений. Стеклянный сосуд имеет крышку, плотно залитую массой, с выведенными наружу соединительными клеммами, с обозначением полярности. Соответственно числу аккумуляторов батареи, крышка имеет отверстия с резиновыми пробками для заливки аккумуляторов кислотой.
Анодный аккумулятор типа 10-РАТ-1 с вынутой из ящика батареей показан на фотографии.
Батарея заливается серной кислотой (аккумуляторной) плотностью 1,075 (10° Бомэ). таким образом, чтобы электролит покрывал пластины слоем не более 5 мм и между крышкой и кислотой оставалось некоторое пространство для выделяемых газов. В конце зарядки плотность электролита подымается и должна быть 25—26° Бомэ.
После того, как элементы аккумуляторной батареи залиты кислотой, им дают постоять 6 часов и только тогда начинают первую зарядку. Вначале зарядку ведут силой тока 0,07 ампера до тех пор, пока на пластинах, как положительной, так и отрицательной, начинается выделение газов. При этом напряжение каждого элемента подымается на 2,3 вольта. Тогда зарядный ток уменьшают и продолжают зарядку до тех пор, пока напряжение батареи, достигнув 2,4 вольт, будет постоянным в течение не меньше чем 2 часа.
Если не изменить во-время режим зарядки, уменьшив ток до 0,03 ампера, то из пластин может начать вываливаться масса, что влечет за собою короткое замыкание и порчу аккумулятора. Если почему-либо кусочки массы обнаружены на дне аккумулятора, то эти кусочки надо удалить в срочном порядке при помощи деревянной палочки, через отверстие в крышке.
После первой зарядки аккумулятор лучше всего разрядить и зарядить вновь. Разряд батареи можно производить током не более 0,1 ампера, причем напряжение каждого элемента не должно падать ниже 1,7 вольта. В случае, когда батарея разряжена, ее надо начать заряжать не позднее чем через 24 часа после окончания разрядки.
Батарею надо заряжать через каждые шесть недель, даже в том случае, когда она не разрядилась полностью.
При испытании батареи было обнаружено, что она дает емкость ниже гарантированной заводом. При этом, несмотря на то, что батарея была отформована на заводе, емкость ее после первых зарядов была значительно меньше, чем при последующих. В дальнейшем разрядная емкость при токе в 5 миллиампер оставалась примерно одинаковой, доходя до 1 ампер-часа. Довести емкость до 1,2 ампер-часов, как это указывается заводом, не удалось. Следует отметить, что после заливки кислотой плотностью 1,2 (24° Бомэ) емкость аккумулятора сразу возросла.
При соблюдении указанного в инструкции режима зарядки и разряда, аккумулятор работает вполне удовлетворительно. Саморазряд аккумулятора незначителен и почти незаметен.
Стоимость аккумулятора 46 р. 60 к. Благодаря такой высокой стоимости, аккумулятор имеет смысл применять лишь при работе с многоламповым приемником и в том случае, когда зарядка его может быть осуществлена без труда.
Если аккумулятор обречен на долгое бездействие, его разряжают до тех пор, пока напряжение не упадет до 68 вольт (1,7 в. каждого элемента) и, как это обычно принято, промывают его пластины дистиллированной водой. После этого выливают воду и закрывают все элементы пробками.
1) 10-РАТ-1 указано в тексте статьи, а 20-РАТ-1 — в ее заголовке (примечание составителя).
В последнее время в радиоотделе МСПО появились в продаже намоточные станки. Станки рассчитаны для намотки катушек с большим количеством витков для трансформаторов, дросселей и т. п. Станок имеет отношение количества оборотов рукоятки и вала равное 1:11, т. е. при одном обороте рукоятки на катушку будет намотано одиннадцать витков. Счет, даже при намотке нескольких тысяч витков, вести очень легко, надо только считать обороты ручки, которые по окончании намотки нужно помножить на 11, — полученное число и будет числом намотанных на катушку витков.
Недостатком станка является отсутствие какого-либо приспособления для укрепления наматываемой катушки и высокая цена — 4 р. 20 к. Между прочим, этот же станок в Тресте точной механики продается по 3 р. 85 коп.
В общем станок — хорошая и необходимая в мастерской любителя деталь.
Л. Сулима.