М. Красовский.
Кто хочет итти в ногу с современностью, тот должен уметь читать. Великое изобретение Морзе, уложившего азбуку в точки и тире, создало новую отрасль грамотности, вошедшую в обиход под именем азбуки Морзе. Несмотря на малую разницу отдельных знаков, появилось аналогичное чтению искусство — расшифровка звуковых сигналов и воспроизведение их на бумаге; последовательная передача точек и тире, излучаемых в эфир радиостанцией и улавливаемых ухом, по существу ничем не отличается от последовательного восприятия глазом отдельных букв. Так же, как и чтение, умение записывать радиосигналы требует предварительной тренировки и учобы.
Любитель, не умеющий принимать на слух, подобен неграмотному человеку, в распоряжении которого находится ценная и интересная библиотека; мало иметь приемник и слушать концерты; неграмотный слушатель, прогуливаясь по диапазону, будет безусловно останавливаться только на музыке, концертах и т. п., остальные же звуки, характерное клохтанье радиостанций, передающих знаки Морзе, останется для него лишь досадной помехой. Но если бы он обладал уменьем читать их, то, без сомнения, он предпочел бы записывать и читать эти знаки, нежели слушать в сотый раз надоедливую Кармен, либо джазбанд. Обладатель любительского передатчика при неумении манипулировать ключом также достоин сожаления. Как ему вызвать нужного корреспондента? Как назвать себя? Как запросить тут или иную справку? ОДР решило ответить на все эти волнующие радиолюбителей вопросы и ликвидировать радионеграмотность среди московского любительского актива. С этой целью им были организованы курсы радиослухачей, рассчитанные на 4-месячный срок обучения. Через четыре месяца слушатель курсов выпускается вполне грамотным любителем, способным разобраться в эфирной неразберихе и постигшим основные премудрости радиообмена и условного жаргона. Специалисты-слухачи, прошедшие курс при ЦДДР, составят тот основной любительский кадр Москвы, который, в случае нужды, будет способствовать быстрейшей связи отдельных пунктов Союза между собою и послужит рычагом исследовательской работы на основе теоретической и практической грамотности.
Ежедневно вечером просторное помещение ЦДДР наполняется народом: это те, кто приходят сюда, чтобы научиться замысловатой грамоте. Прилежными рядами, еще не отдохнувшие от работы, в рабочем платье усаживаются они за парты и вслушиваются в точки и тире, те самые точки и тире, которые откроют перед ними весь безбрежный эфирный простор и через моря и границы разнесут весть о том, что радиолюбительство в СССР ширится и растет с каждым днем. Непривычным ухом, в котором не заглохли еще заводские шумы, ловят они однообразные протяжные звуки, старательно выводя буквы. Постепенно звуки начинают оживать и рука все легче и легче пишет принимаемый сигнал. Два больших класса не могут вместить всех желающих изучить Морзе и занятия приходится вести в несколько смен.
Как всякая методическая работа, преподавание азбуки Морзе требует, в целях минимальной затраты средств и энергии, научного подхода.
На курсах ЦДДР применяются системы преподавания, признанные лучшими специалистами этой отрасли и проверенные психотехническим анализом. Приняты все меры к тому, чтобы заучивание Морзе и усвоение порядка записи радиограмм воспринимались слушателями возможно быстрее при минимуме утомляемости. Идя навстречу любительскому активу, ЦДДР не поскупился технически усовершенствовать классы, где ведется обучение. Возле каждого учебного места смонтирован аппарат Морзе, с движущейся лентой, для обучения работе на ключе. К каждому слушателю подведена линия с телефоном, по которому преподаватель подает свои сигналы, сначала медленно, затем со все увеличивающейся скоростью, с целью приучить слушателей к записи сигналов Морзе. Преподавательский персонал подобран из наиболее опытных радиоспециалистов.
Несмотря на то, что курсы существуют только полгода и второй оборудованный класс функционирует лишь недавно, на радиолюбительский фронт уже выброшена первая партия в 50 человек грамотных операторов, способных разобраться в сложных эфирных комбинациях. Средняя скорость достигнутых результатов равна 80 буквам в минуту, что вполне удовлетворяет нуждам радиолюбительства. Дальнейшее увеличение скорости приобретается уже чисто практической работой и зависит от рвения окончившего курсы слушателя.
В чем же состоит трудность усвоения Морзе? Неужели так трудно изучить несколько десятков комбинаций точек и тире? Для чего нужна сложная система преподавания и оборудованные классы? Непосвященному все это кажется, быть может, преувеличенно серьезным подходом. Однако, факты показывают, что не все одинаково легко могут отличить длинный звук от короткого, не могут определить, сколько точек они услышали, три или четыре. От обучающегося требуется минимальное чувство такта и музыкального слуха. Кроме того, нельзя забывать, что в только что отзвучавших звуках Морзе нет ничего реального, что оставило бы ощутимый след. Слово не воробей — вылетит не поймаешь.Точно так же радиосигнал, не уловленный сразу, — он будет пропущен и не зафиксирован на бумаге рукой; для обучения этому мгновенному улавливанию сигнала существуют курсы, организованные ЦДДР.
Процесс записывания сигналов аналогичен чтению, но усложнен записыванием. Ухо улавливает звук, который рефлективным путем представляется воображению в виде известной буквы. Волевой центр дает приказ руке начертать хранящуюся в зрительной памяти букву, причем внимание уже сосредоточено на уловлении следующего сигнала. Из этих элементов состоит радиоприем. Представление о точках и тире к концу обучения притупляется, если не исчезает совершенно. Остается только рефлективная привычка к характерному звучанию каждой буквы.
Все эти психотехнически доказанные и исследованные данные внушили ОДР мысль, весьма своевременную, организовать курсы при ЦДДР на основе последних педагогических течений.
Нет сомнения, что любительский актив полностью использует представившуюся ему возможность ликвидировать тормозящую его работу неграмотность. Начинанию ЦДДР надо пожелать всяческого успеха и процветания, ибо оно является краеугольным камнем той радиоработы, которая пускает глубокие корни по всему нашему Союзу.