Залкинд
На страницах нашей печати («Рабочая газета», «Наша газета», журнал «Радиослушатель») уже был помещен ряд отдельных заметок с отзывами о проведенных радиолабораторией Союза Совторгслужащих, совместно с «Профрадио», опытах радиофикации поездов дальних массовых профсоюзных экскурсий.
Желая дать возможность провинциальным радиолюбителям заимствовать опыт Москвы в этом направлении, мы помещаем этот очерк, в котором постараемся подытожить все наши промахи и достижения и тем самым облегчить задачу тем радиолюбителям, которые захотят повторить наши опыты.
Особенностью проведенной нами работы по радиофикации поездов является то, что мы радиофицировали не один отдельный вагон-аудиторию, а весь состав — целиком, все вагоны. При этом радиоустановка помещалась у нас в каком-либо вагоне (одно купэ), и была связана проводами с остальными вагонами, где находились уже только одни репродукторы. Таким образом, нами осуществлялась обычная «трансляция», правда, в несколько необычной обстановке.
Идея эта, радиофикации путем трансляции поездов, зародилась среди радиоактива Союза Совтортслужащих еще в 1927 году, когда и был проведен в этом направлении первый опыт: радиолабораторией Союза Совторгслужащих был радиофицирован экскурсионный поезд Москва—Волховстрой—Москва.
Надо оговориться, на основе имеющегося сейчас опыта, что эти первые шаги, в силу целого ряда случайных обстоятельств, удалось сделать довольно легко. Нами было радиофицировано 6 вагонов, в которых находилось по одному репродуктору «Вестерн» настольного типа. Радиоустановка помещалась в купэ одного из вагонов и была связана проводами со всеми репродукторами. Аппаратура была следующая: приемник пятиламповый нейтродин «Телефункен», микрофон «Вестерн» и мощный усилитель низкой частоты «Вестерн № 3». Антенной служил один луч провода, натянутый над крышей вагона на высоте 0,75 метра от последней, «землею» — металлический корпус вагона. Кроме приема и трансляции отдельных радиостанций, имелась возможность передавать всякого рода информации от микрофона.
Несмотря на идеальные качества нейтродина «Телефункен», приемом во время движения поезда особенно похвалиться нельзя было, так как антенна хотя и была сильно натянута, но при движении поезда раскачивалась и заметно изменяла настройку приемника и, следовательно, качество приема.
Для соединения репродукторов, находящихся в вагонах, был проложен по крышам последних шнур, от которого брались отводы сквозь отверстия вагонных вентиляторов внутрь вагонов. Вот здесь-то и было «счастье» первого нашего опыта. Вагоны случайно попались такие, где колпаки вентиляторов, находящиеся на крыше, очень легко снимались путем поворота вокруг своей оси и отводы свободно проходили в вагон. После пропуска отвода колпак устанавливался на место.
Таким образом, никаких оообых препятствий при первой радиофикации мы не встретили и опыт наш прошел довольно удачно.
Следующая поездка была в январе текущего года из Москвы в Ленинград с экскурсией, организованиой Акц. О-вом «Советский Турист». На этот раз радиофикация была не столь удачной, как в предыдущем случае.
Неудачи начались с самого начала — еще в Москве, и в конечном результате, сводились к одному и тому же. Вагоны оказались совершенно иными, нежели в первую поездку: колпаки вентиляторов не снимались так легко, как в первый раз; они оказались привинченными к крыше вагонов несколькими большими винтами, отвинчивать которые оказалось делом не легким, тем более, что на этот раз надо было радиофицировать не 6, а 12 вагонов, по два репродуктора на вагон, что составляло 24 отвода; следовательно, нужно было развинтить и вновь свинтить 24 вентилятора, в 25-ти градусный мороз, при сильном ветре.
После долгих и тщетных попыток проложить центральную магистраль по крышам вагонов, было решено проводку сделать внутри вагонов, пропустив шнур через щели дверей. При этом у нас были сильные опасения, что шнур, в виду большого количества дверей и зимнего времени (все двери плотно закрываются), будет каждый раз перебиваться и перетираться, образовывая короткое замыкание. Других же путей для проводки центральной магисграли, как я уже сказал, мы найти в то время не могли, сверлить отверстия в стенах для пропуска провода, мы не имели права, так как это означало бы порчу вагонов. На наше счастье нами случайно был взят провод ПРГН 1,5, обладающий весьма солидной изоляцией; при проезде из Москвы в Ленинград (10 часов) короткого замыкания проводов нигде не произошло и все обстояло благополучно. Но зато при обратном проезде, несмотря на перетяжку линии, мы не имели буквально ни минуты свободной (а нас было 5 человек радистов), так как то и дело изоляция шнура, перебиваясь, образовывала короткое замыкание проводов.
Второй неудачей этой поездки следует считать то обстоятельство, что поездка была весьма непродолжительной и к тому же в неудачное и неудобное для радиопередачи и вообще для работы время — ночью. Таким образом, радиоустановке пришлось мало работать.
И, наконец, третьей неудачей было то, что в Ленинграде состав вагонов менялся и проводку пришлось заново прокладывать.
Аппаратура на этот раз была взята та же, что и в первом случае, с той лишь разницей, что приемником служил трестовский БТ, а репродукторы были «Профрадио» типа ПФ 5.
Необходимо отметить хорошие условия дальнего приема в эту поездку. Нами свободно на ходу поезда принимались многие мощные заграничные радиостанции. Кроме приема и трансляции отдельных радиостанций, несмотря на все неудачи, нам пришлось, при непосредственном участии инструктора культотдела Союза Совторгслужащих т. Исаева, выпустить один номер своей радиогазеты и небольшой радиоконцерт, которые передавались из «купэ-студии» силами самих же экскурсантов.
Неудачи и опыт этой поездки в значительной степени способствовали благоприятному результату радиофикации последних массовых экскурсий в майские дни, организованных «Советским Туристом» — Крымской и на Днепрострой.
На этот раз поезда были радиофицированы следующей аппаратурой:
Крымский поезд имел: усилитель «Вестерн № 3», приемник БЧ, заграничный карманный граммофон «Микофон» с адаптером из Браунской телефонной трубки, 25 шт. репродукторов «Профрадио» ПФ5 низкоомных и 2 больших уличных репродуктора «Вестерн» с эбонитовыми рупорами.
Поезд, следовавший на Днепрострой, имел: два усилителя «Профрадио» типа У2К (из них один запасный), приемник БЧ, нормальный граммофон-передвижка (изделия ГУМ'а) с адаптером конструкции «Профрадио», угольный микрофон ММЗ, 25 шт. репродукторов «Профрадио» типа ПФ6, т.-е. вся аппаратура советского производства. Сделано это было с целью практически проверить возможность такой радиофикации на аппаратуре отечественного производства, и надо сказать, что наша аппаратура блестяще выдержала экзамен — работала не хуже заграничной.
Радиофикацию этих двух массовок надо признать на основе, как личных наблюдений, так и отзывов в печати довольно удачной. Прежде всего, благоприятному исходу содействовала длительность пребывания экскурсантов в вагонах: в крымском поезде — трое суток, в днепропетровском — шесть суток. Ясно, что за столь продолжительный срок можно было хорошо наладить работу радио и использовать установку на все 100%.
В эти поездки радио служило не только предметом культобслуживания и развлечения, но и организовывало в достаточной мере, если не полностью, всех 600 человек экскурсантов каждого поезда. Все распоряжения и информации, касающиеся организации экскурсии, передавались по радио по всем вагонам экскурсантам, которые, надо отдать справедливость, очень дисциплинированно их выполняли.
Так, в весьма организованном порядке, при помощи радио, прошли отправка по группам на обед на ст. Харьков, посадка на автомобили в Севастополе, получение завтраков и постельных принадлежностей в пути и целый ряд других аналогичных случаев.
В смысле культобслуживания была проведена, при участии представителя МГСПС т. Петровой, следующая работа: прочитаны и переданы по радио лекции о значении и истории местностей, подлежащих посещению экскурсантами, выпущены три номера собственных радиогазет и организовано и передано по радио три вечера самодеятельности (концертов), в значительной степени об'единивших вокруг микрофона и репродукторов не только отдельные группы экскурсантов, но и обслуживающую поезд бригаду, которая принимала самое активное участие в выпуске радио-газет и радио-концертов. Кроме того, транслировался прием дальних станций и музыка с граммофонных пластинок.
На остановках два больших Вестерна (выставленные наружу в пролетах между вагонами) привлекали большое количество слушателей.
Размеры настоящей статьи не позволяют более подробно остановиться на перечислении всего того, что дала и может дать такая радиофикация поезда, но приведенные основные сведения в достаточной мере говорят за то, что радиофикация экскурсионных поездов, при умелой постановке этого дела, может дать очень многое, порою больше, чем радио в обычных городских условиях.
Давая техническое описание применявшейся нами для радиофикации аппаратуры, мы умышленно обошли молчанием вопроса питания установки. Это самый больной, самый актуальный вопрос в деле какой бы то ни было радиофикации вне города, а следовательно, и в условиях поезда.
Мы в этом вопросе пока шли по линии наименьшего сопротивления, так как до сих пор внимание наше было обращено, главным образом, на способы проводки линий, подбор аппаратуры, репродукторов и т. п. Поэтому мы решили не экспериментировать пока с различными видами и возможностями более дешевого и удобного питании, чем аккумуляторы накала и сухие анодные батареи, и пользовались именно ими. Конечно, это получилось дорого (батареи в силу большого разрядного тока. доходившего до 60 М/А, быстро «садились») и неудобно (зарядка аккумуляторов в пути), но другого выхода пока не нашли.
Теперь же, когда разрешить остается только один этот вопрос — вопрос питания установки, радиолабораторией ССТС проводятся опыты, касающиеся возможности питания анодов ламп от небольшой динамо-машины, находящейся на крыше вагона и вращаемой ветрянкой, а также от низковольтных аккумуляторов, переобразовывая получаемую от них энергию в переменный ток, повышая его напряжение и выпрямляя при помощи выпрямителя.
В отношении же более дешевого и удобного питания нитей накала ламп — прорабатывается вопрос возможности питания также от небольшой динамо с ветрянкой и буфферным аккумулятором.
При предстоящей радиофикации экскурсионных поездов «Советского Туриста» в июне и июле в Крым, на Кавказ и пр., методы эти будут проверены на опыте в практической работе и о результатах их мы еще поделимся с читателями журнала.
В заключение, на основе такого опыта, который накопился при радиофикации этих массовок, можно сделать следующие выводы:
Проводить радиофикацию поездов следует лишь тех дальних экскурсий, которые находятся в пути (в вагонах) не менее суток.
Радиофикация должна давать возможность передачи по вагонам всякого рода информаций и распоряжений, а равно докладов, радио-газет, радио-концертов и т.п. — от микрофона, а также иметь приемник для трансляции отдельных радиостанций, граммофон с адаптером и соответствующим количеством пластинок.
Центральная радиоустановка, как-то усилитель, микрофон, приемник, граммофон и пр. помещаются в обычном купэ вагона (лучше изолированном от всего вагона — закрытые купэ), которое и служит в дальнейшим и «аппаратной узла» и «студией». Вагон, в котором помещается «радио-купэ», должен находиться по возможности в центре всего состава во избежание излишних потерь в проводах и уменьшения слышимости на конце линии, с одной стороны, и в целях разбивки поезда на две самостоятельные линии, что в значительной степени облегчает нахождение случайных повреждений в линии — с другой стороны.
Оконечным усилителем низкой частоты может быть либо «Вестерн № 3», либо У2К «Профрадио», либо всякий другой, могущий дать на выходе без искажений не менее 0,6 ватт колебательной энергии.
В качестве предварительного усиления, при работе с адаптером, а также от микрофона в комбинации У2К, необходимо пользоваться одной или двумя лампами низкой частоты приемника БЧ, включая микрофон или адаптер непосредственно в цепь сетка-нить лампы*).
Приемник необходим типа БЧ или БШ. Амортизация этих приемников недостаточная, в силу чего, во избежание микрофонного эффекта ламп, необходимо под приемник помещать резиновые губки, либо мягкую подушку.
Граммофон лучше всего оказался (в смысле портативности) заграничный карманный «Микофон» (продается в Мосторге по цене 45 р.) или граммофон-передвижка ГУМ'а (цена 100 руб.). Адаптер — переделанная телефонная трубка «Браун».
Микрофон может быть взят любого типа из угольных. На амортизацию его необходимо обратить весьма серьезное внимание и крепить его в подвешенном положении при помощи резинового шнура между следующими точками: вагонный столик, петля в раме окна, и по бокам — планки поддерживающие верхнюю полку. (Рис. 1). Крепление производится возможно жестко с тем расчетом, чтобы при движении поезда микрофон не раскачивался бы.
Репродукторы наиболее удобные и хорошо работающие, комнатные, оказались «Профрадио» типа ПФ6 — низкоомные.
Каждый вагон должен иметь не менее двух репродукторов, помещаемых в разных концах вагона.
Вся проводка выполняется обычным осветительным шнуром ШР 0,75—1,5 мм. Центральная магистраль укладывается по крышам вагонов с отводами внутрь вагона (два отвода на вагон), каковые пропускаются через вытяжные трубы свечных фонарей. Для этой цели колпак над фонарем (на крыше) приподнимается и шнур отвода свободно проходит внутрь (рис. 2). Необходимо только следить, чтобы в этих фонарях не горели бы свечи (иначе может загореться изоляция шнура).
Антенну следует делать двухлучевую, сильно натягивать и располагать не выше 0,75 метра от крыши (габарит железной дороги). Посередине лучей необходимо ставить подпорки — мачты, устраняющие возможность раскачивания антенны при движении поезда.
Заземлением служит корпус вагона или труба отопления.
Наконец, в вопросе питания (о нем мы уже говорили выше), в данное время можно лишь рекомендовать для накала аккумуляторы и для анода — сухие батареи производства «Профрадио» или П. Мейера. Зарядку же аккумуляторов производить от вагонной динамо-машины, для чего, однако, необходимо иметь специальное разрешение администрации железной дороги.
*) Неудобство этих переключений во время работы установки устранены в «Мощной универсальной радиопередвижке», автора настоящей статьи, описание коей будет дано в одном из ближайших номеров нашего журнала.