На опыте радиоконкурса «Беднота» выводит заключение:
«До конца прошлого года радио проникало в деревню совершенно стихийно и беспланово, при полном невнимании к этому делу со стороны органов Наркомпроса и Главполитпросвета»...
А уж кому бы, кажется, как не культурнопросветительным организациям пропитаться вниманием к радио, как огромному культурному делу.
— А с другой стороны, — говорит «Беднота», — работа деревенских ячеек ОДР не дает требуемых результатов, так как она остается беспризорной»... Правильно делается вывод из этого, что: «нужна увязка и более тесная спайка низовой работы ОДР с профсоюзами, комсомолом, школой, органами Наркомпочтеля и политпросвета»...
Но увязка и спайка должны быть настоящими, основанными на действительном внимании к радио общественных и советских организаций. Тогда только исчезнет беспризорность деревенских ячеек ОДР и двинется радиофикация. И не зря писала «Беднота» немногим раньше:
«На словах все как-будто сходятся на том, что кино и радио — это могущественнейшие проводники культурной революции. На деле же мы далеко еще не добились такого положения, при котором вопрос о радио и кино занимал бы в повседневной работе партийных и советских организаций также важное место, как и всякая другая область нашего строительства»...
Хороших слов — реченька, а внимания — капелька.
В Пермском профсоюзном радио-«капельке» отражается часть действительности. Газета «Звезда» посвящает несколько столбцов радиовопросам и в заголовке говорит: «Профсоюзы на радио смотрят сквозь пальцы»... А дальше идут «четыре убийственных пункта», в которых приводится действительность, как она есть. Профсоюзные громкоговорители превратились в громкомолчатели, вокруг радиоустановок нет кружков радиолюбителей и слушателей, нет жизни и в местном ОДР.
В Томской радио-«капельке», «Красное Знамя» видит такое же отношение к радиофикации округа со стороны ОНО, которое:
«ничего не делает для того, чтобы организовать массовое движение за радио... массовая радиофикация идет пока через голову окружных организаций и отдельных профсоюзов»...
Без этого план радиофикации будет под угрозой срыва, а громкомолчатели, увеличившись в числе, останутся бытовым явлением. «Средне-Волжская Коммуна», в связи с проведением плана радиофикации первого года, говорит о создании кадров радиоинструкторов и просто радиотехники грамотных людей для ухода за установками.
«Не будет у нас таких кадров — все наши установки быстро превратятся в преславутые громкомолчатели»...
Во-время предупреждает газета. А кроме того, нужно ОДР и Техмасс организовать деревенские бригады для ремонта радиоустановок и пропаганды радио — дается там же организационный совет.
«Опыт посылки таких бригад по линии ОДР уже имеется. Он неизменно давал блестящие результаты»...
А, в это же время:
сидят многие, пишущие в центральной печати о радио. Появляются проекты подмены формой самого содержания работы ОДР, проявляется полное незнание основы общества. В «Известиях ВЦИК» Я. Буров считает, что ОДР...
«об'единяет людей только по принципу слушания. Большая же часть разношерстной массы слушателей относится безразлично к задачам организации, радиопромышленности и радиопроизводства...
И, поэтому-де необходимо переименовать ОДР в «Рабочее общество содействия радиофикации и радиопропаганды»...
Нужно же, в конце концов, говоря о чем-нибудь, хоть немного знать то, о чем говоришь. ОДР в наименьшей степени представляет «слушателей». И, поэтому-то вопросы радиовещания находят в нем более слабый отклик, чем вопросы радиотехники и производства, что составляет пробел в деятельности Общества. Можно, как угодно переименовать и самого автора статьи, Я. Бурова, но от этого его познания в радиожизни не прибавятся. Можно как угодно назвать любое общество, но прежде всего, нужно посмотреть содержание его деятельности и отношение к нему целого ряда организаций, лиц, не содействующих, а парализующих работу ОДР. Нужно бросить «развесистую радио-клюкву» и посмотреть, как бьются ячейки ОДР о лед безразличного и бюрократического к ним отношения...
Так говорит ряд статей, появившихся в центральной и местной печати, содержащих не только попреки, но и серьезный анализ.
Ленинградская газета «Рабочий и театр», учитывая огромный отрыв масс от завоеваний современной музыкальной техники (вернее отрыв музыкальной техники от масс — наше примечание), находит, что:
...«в преодолении такого отрыва лежит вся ответственная задача музрадиовещания»...
Система и план — первейшее и непременнейшее условие для ее разрешения. Тщательная классификация слушателей по степени их общекультурного и музыкального уровня на определенные зоны и отведение каждой группе своих, строго регулируемых, часов и дней в расписании — первый шаг к плановости и он, однако, еще не осуществлен. Ленинградский узел НКПиТ сделал некоторые попытки упорядочения и разбивки потребительских групп»...
Но, насчет плановости в музыкальном радиовещании ленинградский узел, действительно, одинок. «Гармония» нет даже между узлами наиболее крупных центров. И, прежде всего, эта «гармония» должна охватить Московское центральное радиовещание. Здесь можно целиком согласиться с газетой «Рабочий и театр»...
О наибольших нареканиях на деятельность радиоцентра в области художественного радиовещания говорит и Влад. Шамшур — «Известия ВЦИК», подводя итоги радиосезону. Он тоже справедливо указывает на случайность и бесплановость работы по художественному радиовещанию, на плохое составление и выполнение радиопрограмм.
А затем..,
Газета «Труд» говорит:
«Уж сколько раз твердиди миру», что нелепо в передачах для деревни употреблять такие слова, как «ансамбль мандолинистов», «гармонизация такого-то» и т. п.»...
А в городских «музпояснениях»? Еще чаще, прямое издевательство над языком и смыслом. Беспардонный набор слов запинающихся, дергающих слушателя, музруков.
И еще беда, тем более тяжелая для слушателя провинциальных радиостанций —
надоедающие до тошноты.
Иркутская «Власть Труда» буквально вопит:
«Музыкальная программа набила зубы до того, что не хочется сидеть у аппарата. Репертуар нисколько не изменяется: те же лица, те же напевы»...
Ведь слушатель, в большей части, один и тот же. Если театр вмещает самое большее тысячу человек, то по радио каждый вечер слушает миллионная аудитория.
Лучше «обидеть» нескольких постоянных радиоисполнителей, отказав им в беспредельном гостеприимстве микрофона, чем доводить до исступления массу радиослушателей.
ТЕМКИН.