Во исполнение решения 3 расширенного пленума Центрального совета Всесоюзного общества друзей радио, Центральной военной секцией разработаны помещаемые ниже программы, планы и организационно-методические указания по военизации радиолюбителей-коротковолновиков.
Президиум ЦС ОДР обращает внимание организаций Общества на необходимость полного соблюдения печатаемых указаний при организации специальных военизированных курсов для радиолюбителей-коротковолновиков.
Утверждено военной сек-
цией 21 мая 1929 г.
Председатель военной
секции Н. Синявский.
Секретарь секции
Байдин.
Задачи курсов. Военизированная подготовка радиолюбителей-коротковолновиков преследует цель дать радиолюбителям тот минимальный об'ем военно-специальных знаний, который позволил бы разрешить следующие задачи:
а) создание из специалистов коротковолников-радиолюбителей кадра допризывников для укомплектования при призыве на военную службу радиочастей РККА;
б) создание кадров обученных военизированных коротковолновиков;
в) создание кадра для повседневной работы в условиях мирного и военного времени на радиостанциях при фабричных, заводских предприятиях, Домах Красной армии и общественных организациях (ОДР, Осоавиахим).
В итоге подготовки на курсах радиолюбитель должен обладать общими знаниями по радиослужбе примерно в об'еме знаний радиотелеграфиста РККА, умеющего передавать и принимать радиограммы с соблюдением всех правил военной радиокорреспонденции.
Укомплектование военизированных курсов. Курсы укомплектовываются исключительно радиолюбителями — членами ОДР, имеющими практический опыт в области коротковолновой специальности и работающими на ключе (прием и передача) со скоростью не менее 40—50 знаков в минуту.
При укомплектовании курсов необходимо обращать всемерное внимание на социальный подбор курсантов, отдавая преимущество рабочим, членам партии и комсомола.
Местные ОКВ, военные секции и Дома Красной армии должны широко оповестить радиолюбителей-коротковолновиков об организации военизированных курсов, их целевой установки и льготах и преимуществах, кои даются при прохождении службы в рядах РККА лицам, окончившим военизированные курсы.
Учет радиолюбителей. Все открываемые курсы должны быть беззамедлительно взяты на учет соответствующим ОДР с точным списком обучающихся на курсах.
По окончании курсов каждому радиолюбителю должен быть выдан на руки единый радиолюбительский билет по военизации, в котором руководителем курсов заносятся все требуемые сведения на курсанта.
Всех окончивших курсантов местное ОДР отмечает в своих списках и в дальнейшем наблюдает за их работой по специальности. Во избежание задержки выдачи радиолюбительских билетов местные организации ОДР заблаговременно дают заявку в секретариат ЦС ОДР СССР, который и рассылает билеты на места.
При призыве в армию, окончившие курсы обязаны пред'являть радиолюбительские билеты призывной комиссии. Другие виды справок и удостоверений (кроме учетных билетов) во внимание не принимаются.
Место курсов. Курсы должны быть организованы при Домах Красной армии, для чего местным организациям ОДР надлежит обратиться к начальникам Домов Красной армии.
Емкость курсов. Емкость курсов на местах должна быть различна (не менее 10 и не более 30 человек). Увеличивать курсы свыше 30 чел. не рекомендуется, в связи с большой трудностью ведения практических групповых занятий. Увеличение может быть допустимо при наличии материальных средств, станционных установок и преподавательского кадра.
Преподаватели. Для успешности работы на курсах необходимо обратить особое внимание на подбор преподавателей и руководителей курсов. Для этой цели необходимо связаться с обществом Осоавиахима, Домами Красной армии и военным командованием. Крайне желательно, чтобы к преподавательской работе в первую очередь были привлечены командиры запаса (специалисты) радиочастей.
Учебный план. Весь учебный план рассчитан на 35 2-часовых занятий, т. е. на 70 часов. План дан ориентировочный; по местным условиям он может быть изменен в ту или другую сторону. Также может быть изменено и время на отдельные циклы плана, но с тем, однако, чтобы как общая целевая установка курсов, так и частные задачи по отдельным дисциплинам были целиком выдержаны и выполнены. Выходы в поле рассчитываются на 3 занятия по 8 час. каждое, всего 24 часа (входят в общее количество часов плана).
Программы курсов. Программы составлены исключительно по специально-военным дисциплинам, т. к. на курсы принимаются только радиолюбители, имеющие предварительную техническую радиоподготовку.
Центр тяжести в программах перенесен на изучение службы радиосвязи с тем, чтобы слушатель по окончании курсов имел точное представление о месте и роли радио в РККА и о своей работе по военной связи.
Методы занятий. Сведения из Уставов Красной армии должны закрепляться установлением строго учебного и внутреннего распорядка во всей жизни курсов.
Во время занятий в классе, на станции, в поле — должна поддерживаться военная дисциплина и порядок; только при этих условиях наиболее целесообразно можно использовать учебное время на курсах.
При прохождении дисциплины «Станционно-эксплоатационная служба» надо обратить особое внимание на твердое усвоение курсантами служебного распорядка на станциях, вхождения в связь, правил радиокорреспонденции и специальной дисциплины в работе.
Все тексты учебных передач обязательно составляются военным языком, с сокращенной военной терминологией. Надо привить навыки курсантам работать исключительно шифром, научить пользоваться при служебных передачах служебным кодом (шифром) радиотелеграфиста (учебные шифры и коды разработает Центральная военная секция). Руководитель в этом отношении с первых же занятий обязан тщательно раз'яснить обучающемуся все особенности работы на военной радиостанции. В процессе прохождения этой дисциплины руководитель должен добиться того, чтобы все курсанты могли последовательно пройти практическую учебу на ролях рядового телеграфиста, старшего радиотелеграфиста и зам. начальника радиостанции.
Для более наглядного ознакомления слушателей с работой, на военных радиостанциях рекомендуется провести несколько занятий в радиочастях, расположенных в пунктах расквартирования курсов.
Проведение занятий в поле (выходы в поле) руководитель должен подготовить со всей тщательностью: составить точный план учения (боевая задача учения, схема учения, схема связи, маршруты, время движения и места работы), список участвующих в учении, распределение участвующих по должностям, распределение преподавателей (инструкторов), их обязанности.
Перед учением все необходимое имущество должно быть проверено и приведено в полный порядок.
Разбивка курсантов на группы должна проводиться соответственно наличию станций (установок); для большей поучительности выхода, наличие групп надлежит иметь не менее 3 из расчета обслуживания 3 станций в районе действия 10 км. Для выходов в поле должны быть смонтированы переносные станции в 3 пакетах общим весом не свыше 25 кг.
При совместных выходах в поле с войсковыми частями руководитель курсов составляет свои соображения по участию курсантов в выходе и представляет их руководителю общевойскового учения. По окончании общевойскового учения руководитель курса обязан организовать (помимо общего разбора руководителем учения) специальный разбор, на котором подчеркнуть все положительные стороны и недостатки, с подробным пояснением, как нужно эти недостатки устранить.
Если по ходу занятий будет выяснено, что для изжития недостатков необходимо провести дополнительное специальное занятие, то его следует провести на следующий же день.
Поверочные занятия проводятся в процессе практических учений в поле; занятия ни в коем случае не должны носить формы экзамена, а, исключительно, преследовать цель, путем практической живой работы курсантов в поле на действующей радиостанции, закрепить приобретенные на курсах знания.
35 занятий по 2 часа — 70 час.
1. | Служба связи......... | 20 час. |
2. | Сведения из общих уста- вов РККА (внутренний, дисциплинарный)......... |
6 час. |
3. | Станционно-эксплоата- ционная служба......... |
20 час. |
4. | Выходы в поле и пове- рочные занятия......... |
24 час. |
Всего...... | 70 час. |
Целевая установка. Ознакомление обучающегося с сущностью и значением службы связи, как средства управления войсками в условиях современного боя. Общее понятие о средствах связи, способах их применения и более детальное ознакомление с радиосредствами и ролью радио в службе связи.
Программа.
Общее понятие о современном бое и способах управления подразделениями в бою.
Сущность и значение связи и службы связи. Основные положения организации и службы связи, принципы и методы организации службы связи: «связь сверху—вниз», «справа—налево», методы «треугольника» и «оси связи». Расчеты на 2—3 положения. Требования, пред'являемые к службе связи.
Понятие о войсках и частях связи, их значение и структура.
Виды и средства связи, применяемые в РККА; тактико-технические свойства средств связи. Взаимозаменяемость средств связи; принцип дублирования в применении различных средств связи.
Достоинства и недостатки радиосредств в РККА. Понятие об организации радиосетей. Свободные и управляемые радиосети. Обязанности главной радиостанции сети. Особенности коротковолновых установок.
Организация работы радиосетей по волнам. Смена позывных и волн; радиосвязь наземных войск с воздушным и морским флотами. Принципы, формы и методы организации радиолюбительских военизированных радиосетей.
Общее понятие об организации радиосвязи в армии, корпусе, дивизии и полку (стр., кав., арт.) в различных боевых условиях (наступление, встречный бой, оборона, отход).
Общие понятия о радиоразведке и радиослежке. Меры, необходимые для затруднения перехвата наших передач по радио противником (шифры, коды). Радиодисциплина в работе.
Маскировка сил и средств связи и специальных работ; меры противохимической защиты.
Метод занятий. Первое занятие проводится в виде вводной беседы, из которой обучающийся должен вынести понятие о назначении РККА, основных родах войск (пехота, артиллерия, кавалерия, авиация) и различных боевых положениях (наступление, оборона, встречный бой, отход).
При проведении данной беседы особенно необходимо осветить методы и способы управления командным составом своими подразделениями.
Остальные занятия также проводятся в виде бесед. Все беседы должны проводиться в популярном изложении с обязательной демонстрацией приборов, наглядных таблиц, схем, рисунков и проч.
Главное внимание руководителя должно быть обращено на усвоение слушателями основных понятий о радиослужбе в РККА и тактико-технических свойств радиосредств и масштабе работы (роли) радиотелеграфиста на действующей радиостанции.
Пособия: 1. Боевой устав пехоты РККА — глава — Основные положения (ч. II, изд. 1927 г.).
2. Боевой устав артиллерии РККА — глава — Основные положения (ч. II, изд. 1927 г.).
3. Вр. полевой устав РККА (ч. II).
4. Техническое руководство по обучению специалистов в стр. и кав. полках. (изд. «Военный вестник» 1927 г.).
5. Руководство по радиослужбе в РККА (ч. III, изд. Штаба РККА, 1929 г.).
6. Тов. Цейтлин — Радио на войне (библиотека красноармейца, изд. Гиза 1927 г.).
7. Схемы, плакаты, приборы и пр., имеющиеся при Домах Красной армии и в частях связи.
Целевая установка. Ознакомление обучающегося с основными уставами (внутренний, дисциплинарный) РККА, регламентирующими внутренний распорядок, поведение и обязанности бойца.
Программа.
Сведения из уставов внутренней службы (назначение устава; разделение военнослужащих на строевой и нестроевой состав; общие обязанности военнослужащих; обязанности при состоянии на службе; обязанности при нахождении в строю; обязанности командира отделения; общие понятия о размещении военнослужащих казарменно; понятие о лагерной службе; правила о форме одежды военнослужащих; понятие о торжественном обещании военнослужащих (§§ 1—55, 71—81, 147—164, 497—525, приложение 1).
Сведения из дисциплинарного устава (назначение устава, на кого и в какой период времени распространяется действие дисциплинарного устава; что такое воинская дисциплина и ее значение; дисциплинарные взыскания и виды их; виды поощрения; дисциплинарные права начальников; командира отделения, командира взвода, командира роты; порядок применения и приведение в исполнение мер дисциплинарного воздействия; понятие о журнале взысканий и поощрений, жалобы военнослужащих). (Введение, §§ 1—20, 31—67).
Метод занятий. Занятия проводятся в форме популярных бесед, в итоге которых обучающийся должен ясно себе представлять назначение уставов и вытекающие из этих уставов права и обязанности уже самого обучающегося, как военизированного специалиста.
Сведения из уставов (внутреннего) закрепляются установлением строгого распорядка во всей повседневной жизни курсов и работе слушателей на станциях.
Пособия: 1. Устав внутренней службы РККА, изд. 1926 г.
2. Дисциплинарный устав РККА, изд. 1926 г.
Целевая установка. Дать ясное понятие и развить практические навыки в изучении и применении основных правил военной радиокорреспонденции и работы как на военных, так и на военизированных радиолюбительских коротковолновых радиостанциях в должности рядового и старшего радиотелеграфиста (зам. начальника станции).
Программа.
Обязанности технического персонала: начальника радиостанции, старшего радиотелеграфиста, дежурного радиотелеграфиста и электромеханика.
Правила станционной и служебной отчетности: аппаратный журнал, станционные бланки, квитанции.
Правила записи радиограмм; формы бланков, служебные отметки.
Радиотелеграфный обмен: порядок вызова адресатов, согласие на прием, передача текста, квитанция, циркулярные вызовы. Поверка связи. Поверка времени. Переходящие радиограммы.
Радиотелефонный обмен: правила радиотелефонных переговоров.
Понятие о пользовании кодами и шифрами. Служебные коды и шифры.
Авиационная и газовая тревога.
Маскировка станции и радиоработы.
Противопожарные меры на станции.
Передвижение радиостанции. Выбор места для развертывания с тактической и технической точек зрения. Связь радиостанции с обслуживаемым ею штабом.
Метод занятий. Практические дежурства на станции при Домах Красной армии; передача и прием учебных служебных текстов, с записью в журналах и бланках.
Занятия по свертыванию и развертыванию станций должны проводиться в поле или же на плацу (площади) вблизи расположения курсов. Для этого применяются особые переносные любительские станции.
Пособия: 1. Наставление по радиослужбе РККА, ч. III.
2. Учебные коды и шифры, разрабатываемые центральными секциями коротких волн и Военной секцией.
Целевая установка. Поверить и закрепить знания у обучающегося путем практической работы курсантов на радиостанциях в полевых условиях на конкретном тактическом примере.
Программа.
Выход в поле с групповым распределением курсантов с их учебными радиолюбительскими установками для решения задачи: «походное движение на 8 км. с последующим развертыванием накоротке (3—4 км), обозначенных радиостанциями, штабов: одного штаба дивизии и двух — стрелковых полков (наступательная операция)».
Необходимо развернуть станции в указанных руководителем пунктах и связаться, как с главной станцией сети (штаб дивизии), так и соседями.
Выход в поле совместно с частями гарнизона с целью обслуживания радиосвязью войсковые подразделения, участвующие в выходе.
Выход в поле совместно с радиочастями для работ на военных радиостанциях в должности радиотелеграфистов и помощников начальников радиостанций.
Метод занятий. Руководитель курсами должен все учение предварительно подготовить с организационной стороны: тщательно разработать тактическо-специальное задание, распределить участников выхода по группам и станциям, наметить исходные пункты учения и пункты сборов, как для частных, так и для общих разборов. После каждого этапа учения необходимо устраивать короткий разбор, с указанием положительных сторон и пробелов в учении.
По окончании всего учения на месте (в поле) делать уже более подробный разбор, детально освещая все пробелы и способы устранения таковых.