РАДИО ВСЕМ, №14, 1929 год. Трансляционная установка.

"Радио Всем", №14, июль, 1929 год, стр. 395-397

Трансляционная установка.

Ф. ЛЯПИЧЕВ

Для усиления речей ораторов, музыкальной передачи и других видов культработы часто приходится сталкиваться с необходимостью устройства микрофонной установки, при чем последняя должна простым переключением давать возможность переходить с приема радиостанций на трансляцию и обратно.

При сложности и дороговизне фабричного оборудования, предназначенного для этой цели, выгодно применять обычную приемную аппаратуру, внося в нее незначительные изменения.

Рис. 1

Принципиальная схема такой установки дана на рис. 1, где использованы усилители типа TW 3/0. В этой схеме М — микрофон, Е — микрофонная батарея, У1 — предварительный усилитель, У2 — оконечный усилитель, П — переключатель с микрофона на прием радиостанций. Установка такого типа может обслужить аудиторию от 800 до 1000 человек.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСИЛЕНИЕ

Рис. 2.

Для целей предварительного усиления можно использовать оконечный усилитель типа TW 3/0. Схема усилителя дана на рис. 2. Усилитель этот имеет три ступени усиления низкой частоты. Связь между лампами осуществляется трансформаторами. Нити всех ламп включены параллельно. Для устранения искажений первичная обмотка входного трансформатора Т1 шунтирована переменным безиндукционным (бифилярно намотанная проволока), сопротивлением R1, регулируемым при помощи кнопочного переключателя; вторичные обмотки всех трансформаторов зашунтированы сопротивлениями в 100.000, 60.000 и 30.000 ом.; сердечники трансформаторов заземлены. В случае применения этого усилителя для предварительного усиления, необходимо на входной трансформатор намотать обмотку из провода ПШО 0,20 мм — 200 витков для включения микрофона. Трансформатор снимается с панели, разбирается сердечник, и поверх обеих обмоток наматывается указанное количество витков для микрофонной цепи. Лампы применяются УТ-15 при напряжении накала 4,5—4,8 при анодном напряжении от 100 до 240 вольт. Смещающие напряжения на сетки меняются в пределах от 15—20 вольт. При режиме в 4,8 вольта на накале и при анодном напряжении в 100 вольт, сеточное напряжение устанавливается в пределах от 8 до 10 вольт (обычно с уменьшением напряжения на сетке усиливается передача, но и увеличиваются микрофонные шумы). Усилитель должен быть заземлен (специальная клемма «З» выведена на панели). Сеточное напряжение можно подбирать потенциометром, или простым пересоединением концов проводников к клеммам элементов батареи, выбирая необходимый режим.

ОКОНЕЧНОЕ УСИЛЕНИЕ.

Рис. 3.

В качестве оконечного усилителя использован также усилитель TW 3/0, при чем, для последнего каскада сделана переходная колодка, изображенная на рис. 3. Колодка эта служит для параллельного включения двух ламп. Усилитель работает на лампах УТ-15, при анодном напряжении в 100—180 вольт; от оконечного усилителя возможно питать около 15—20 репродукторов типа «Рекорд». Смещающее напряжение на сетки ламп усилителя берется в 15—20 вольт.

Рис. 4.

МИКРОФОН

Угольный микрофон, разработанный Рейсом и широко известный под названием мраморного микрофона, имеется в продаже (типы ММ и ММ-3). Оба эти типа пригодны для установки, тип ММ имеет меньшую поверхность акустического воздействия на слой угольного порошка, почему менее чувствителен ко всякого рода шумам в незаглушенном помещении, тип ММ-3 более чувствителен. Микрофонная цепь состоит из микрофона, элементов и первичной обмотки трансформатора предварительного усилителя; напряжение батареи при котором работает нормально микрофоноколо 6 вольт. Это напряжение желательно подбирать потенциометром, при чем оно может быть уменьшено до 2 вольт или увеличено, но не более чем до 10 вольт. При увеличении напряжения усиливаются шумы. Микрофон помещается на подставке, имеющей амортизационное приспособление из суконной или резиновой прокладки для смягчения ударов и сотрясений.

При отсутствии фабричных микрофонов, можно «концертный» микрофон изготовить из обычных микрофонных капсюлей и от городских телефонов. Для этого 3 или 4 микрофонных капсюля располагаются по кругу и припаивают к капсюлям провод, который их скрепляет так, чтобы они образовали одно целое. К проводникам присоединяют полоски из резины, которыми микрофон крепится к рамке. На рис. 4 изображен такой микрофон из 4 капсюлей. Конечно, чувствительность этого микрофона меньше мраморных и он дает больше шумов; режим работы такой же.

СТУДИЯ.

Микрофон желательно располагать в особом помещении — студии, отделенном стенкой от усилителей. Для этого можно выделить в соседнем с усилителями помещении площадь размером 2 × 3 метра, установить столик для микрофона, задрапировать его со всех сторон материей — фланелью или дешевым сукном, для устранения эхо и других акустических воздействий, искажающих передачу. В одном помещении устанавливать микрофон и усилительные устройства не рекомендуется, так как легко при этих установках возникает акустическое «обратное действие», установка начинает завывать. В практике встречаются следующие случаи передачи перед микрофоном: 1) передача перед микрофоном из студии, репродуктора установлены в различных пунктах равномерно; 2) микрофон установлен в общем зале с репродукторами; 3) микрофон установлен на трибуне на открытой площадке или в летнем помещении, репродуктора размещены вокруг этой площадки. Первый и третий варианты более легко выполнимы по сравнению со вторым. При втором варианте следует особенно следить за тем, чтобы репродукторы не были направлены на микрофон. Передавать перед микрофоном следует спокойно и не напрягая голоса; часто оратор старается сильнее говорить перед микрофоном, поэтому получаются отдельные выкрики, тогда как при спокойной передаче этого не наблюдается. Вот почему бывает, что при одном ораторе передача получается хорошей, при другом значительно хуже, несмотря на уменьшение мощности. Перед микрофоном следует установить некоторое ограждение, которое заставляло бы оратора держаться в определенном положении во отношению к микрофону.

РЕПРОДУКТОРЫ

При выборе типа репродуктора после целого ряда опытов пришлось остановиться на «Рекорде», как наиболее отвечающем условиям передачи без искажений. Мощность передачи достигается включением большого числа «Рекордов» с таким расчетом, чтобы они, не перегружаясь, перекрывали обслуживаемую площадь. При установке репродукторов в незаглушенном помещении, обладающем плохими акустическими свойствами, можно при предварительном расчете исходить из следующих норм, полученных на практике. Для площади в 600 кв. метров для обслуживания 800—1000 человек аудитории устанавливалось 10 репродукторов «Рекорд», на 60 кв. метров приходится 1 репродуктор. Тех же величин можно придерживаться при размещении репродукторов в летних и открытых помещениях. Конечно, могут быть отклонения от приведенных величин в зависимости от условий. Иногда приходится при радиофикации предприятий исходить из следующих соображений, которые значительно уменьшают эти нормы. Репродукторы требуется установить по различным цехам и отделам для того, чтобы вести передачу в обеденный перерыв. В этом случае достаточно бывает установить 2—3 репродуктора на площадь в 300—400 кв. метров для того, чтобы обслужить присутствующих в цехах в обеденный перерыв.

ТРАНСЛЯЦИОННАЯ ЛИНИЯ

Очень большое значение играет относительное расположение микрофона, усилителей и репродукторов. Линия соединяющая микрофон с предварительным усилителем должна быть по возможности короткой, не более 10—15 метров, и ее можно вести телефонным освинцованным кабелем, обмотка которого заземляется в различных местах. Увеличение длины проводника соединяющего микрофон с предварительным усилителем ухудшает условия работы, присоединение добавочной емкости, которую представляет проводник или кабель, способствует возникновению паразитных колебаний в усилителе. Иногда приходится при больших расстояниях от микрофона до предварительного усилителя (окодо 100 метров) вместо кабеля делать соединение проводниками. Предварительный усилитель и оконечный соединяются кабелем или проводником, длина проводника не более 10 метров; усилители должны быть так расположены, чтобы избежать акустического воздействия на лампы. Линия, на которой нагружены репродукторы делается телефонным кабелем или проводом. При длине линии в 300—400 метров диаметр провода должен быть от 1 до 1,5 мм. Во всех случаях, когда имеется опасность помехи близлежащей мощной радиостанции, проводку — особенно в микрофонной цепи — рекомендуется делать освинцованным кабелем, обмотка которого заземляется.

ПРИЕМНАЯ УСТАНОВКА

Для трансляции радиостанций микрофонная часть установки выключается. Оконечный усилитель включается после того или другого типа лампового приемника, причем, так как этот усилитель чувствителен к слабым сигналам, иногда целесообразно бывает включить его при приеме местных станций сразу после детекторного приемника; в частности в московских условиях прием местных радиостанций получается достаточно громкий после детекторного приемника.