1928/29 г. является годом мощного развития радиопромышленности. На радио появился колоссальный спрос оо стороны как организованного, так и неорганизованного потребителя. Радиоизделия стали остро-дефицитной продукцией. Достаточно сказать, что в начале 1928/29 г., при рассмотрении вопроса о потребности в радиолюбительских изделиях в 1929—1930 г. (на заседании НКПиТ) считали, что производство сможет дать радиоизделий всего на 23—25 миллионов рублей вместо требующихся 50—55 миллионов р., т. е. удовлетворит спрос всего на 40—45%. Такое положение не могло быть признано терпимым. ОДР в лице своей планово-промышленной секции забило тревогу, требуя от промышленности максимального развития производства. Нашим регулирующим и планирующим организациям пришлось обратить особое внимание на расширение производства радиоизделий. В целях освещения положения с производством в ОДР состоялись доклады трестов «Электросвязи» и «Аккумуляторного». Эти доклады подтвердили недостаточность выпуска радиоизделий, намечаемого на 1929/30 г. Учитывая создавшееся положение, Наркомторг СССР решил (в порядке регулирования сбыта) выявить потребность торгующих организаций в радиоизделиях и возможность удовлетворения ее с тем, чтобы в случае дефицита радиопродукции наиболее равномерно распределить ее по районам и удовлетворить в первую очередь спрос деревни и окраин.
Наркомторгу пришлось констатировать, что спрос торгующих организаций на 1929/30 г. превышает 70 млн. руб., в то время как производство (учитываемое) обеспечивало выпуск лишь на сумму около 29 млн. руб., т. е. около 40% потребности. Повышение спроса почти на 200% против 1928/29 г. у некоторых вызвало сомнение в его реальности. Наркомторг полагал, что спрос на радиоизделия не превысит 50—55 млн. рублей. Однако, при проработке пятилетнего плана радиофикации страны НКПиТ выяснилось, что потребность в радиоизделиях на 1929/30 г. действительно выражается в сумме не менее 70 млн. руб. Планово-промышленная секция ОДР считает последнюю цифру наиболее реальной.
Производству был поставлен вопрос, каким образом оно думает удовлетворить эту потребность. Доклад, сделанный Главэлектро в ОДР показал, что пятилетний план радиофикации, намеченный НКПиТ, не сможет быть выполнен в первые два года из-за недостатка радиоизделий. Этот недостаток сможет быть возмещен только в последующее трехлетие.
Такое положение нельзя было признать удовлетворительным. Поэтому Главэлектро предложило «Электросвязи» (как основному производителю) проработать вопрос о возможности кооперирования производства с рядом других организаций. Для освещения этого вопроса «Электросвязь» устроила в августе с. г. совещание производственных и торговых предприятий с участием представителей ОДР, НКПиТ и Главэлектро. На этом совещании выяснилось, что в связи с острым дефицитом радиоизделий в 1928/29 г. создались и окрепли несколько промышленных предприятий, выпускающих значительное количество радиоизделий. При составлении плана производства и сбыта на 1929/30 г. эти предприятия не учитывались в достаточной степени ни ВСНХ СССР, ни Наркомторгом, ни ОДР. Они росли и развивались вне всякого плана, чисто стихийно, под покровительством либо органов местной промышленности, либо профессиональных или даже общественных организаций (Профрадио, завод Тульского ОДР, Гостехмас). Каждое из этих предприятий самостоятельно прорабатывало производственную программу, намечало номенклатуру выпуска изделий и даже вырабатывало конструкцию изделий, иногда не вполне удачно. Каждое из них самостоятельно вело заготовку материалов, прибегая ко всевозможным ухищрениям, чтобы получить дефицитное сырье. В 1929/30 г. эти предприятия предполагают выпустить радиоизделий на сумму свыше 20 миллионов рублей. Эта цифра, по всей вероятности, должна быть увеличена, так как на совещании не присутствовал целый ряд производственных предприятий, как например Тремасс, Укрэлемент и др. Таким образом можно считать, что в 1929/30 г. выпуск радиоизделий составит не 29 млн. рублей, как указывалось Наркомторгом, а свыше 60 млн. рублей, так как кроме выпуска перечисленных выше внеплановых организаций мы будем иметь значительное увеличение выпуска Электросвязи (на 36 млн. руб. в ценах 1926/27 г., или около 29 млн. руб. в современных ценах) и Аккумуляторного треста, доведшего свой выпуск до 7 миллионов рублей. Следовательно о недостаточности выпуска радиоизделий приходится говорить весьма условно, так как оказалось, что целый ряд изделий, считавшихся остродефицитными, будет выпущен в количестве, во много раз превышающем спрос. С другой стороны, дефицитность других изделий продолжает сохраняться.
Необходимо отметить, что на выпуск радиоизделий первого рода, т. е. превышающих спрос, будет использовано остро-дефицитное сырье, а именно — цветные металлы. Таким образом, приходится констатировать, что с планированием радиопромышленности дело обстоит неблагополучно. Внеплановому развитию отдельных предприятий должен быть положен конец. Этот вопрос приобретает в настоящее время особое значение, так как некоторые из непланируемых предприятий к концу пятилетия предполагают превратиться в очень крупные заводы.
Если развитие основных радиопроизводственных предприятий дает печальную картину внепланового, хаотического роста, нерационального использования сырья, неверного направления капитальных затрат и т.п., то увязка производства радиоизделий с производством вспомогательных материалов создает еще более удручающее впечатление. Так, в программах кабельных заводов на 1929—1930 г. предусматривался выпуск антенного канатика в пределах около 10 000 км, в то время как потребность в нем составляет около 40 000 км. В результате такой неувязки почти вся выпускаемая радиопродукция не могла бы быть использована из-за отсутствия антенного канатика, и план радиофикации не был бы выполнен. И лишь вмешательство ОДР, поддержанное Главэлектро и отделом политики промснабжения ПЭУ ВСНХ СССР, заставило увеличить. выпуск канатика до 22 000 км. Не меньшее давление приходилось оказывать и на усиление выпуска сухих элементов и батарей.
Причиной создавшегося положения является отсутствие руководящего органа, который оказался бы в состоянии планировать радиопромышленность. Эта задача оказалась не под силу Главэлектро. Передача планирования специальному органу может дать разительный эффект в соединении с кооперированием производства и его специализацией. Кооперирование производства должно дать стране миллионы рублей экономии за счет сокращения капитальных вложений и более рационального использования их. Среди производственных организаций мы имеем мощные заводы Патронно-трубочного треста, которые в состоянии дать в колоссальных количествах основные детали, полуфабрикаты и материалы. Мы имеем сборочные мастерские «Гостехмас», которые могут быть с большим успехом использованы для сборки всевозможных радиоизделий из чужих материалов и полуфабрикатов, но которые не могут и не должны заниматься основными производствами, требующими хорошего механического оборудования. Концентрация производства изделий на одном из заводов могла бы значительно понизить их себестоимость, улучшить качество и сократить целый ряд непроизводительных затрат.
Отсутствие планового начала в торговле радиоизделиями также остро дает себя чувствовать. Мы наблюдаем возникновение целого ряда торговых предприятий, концентрирующихся главным образом в крупных городах и не желающих обслуживать окраины и деревню. Каждое из них стремится захватить наиболее дефицитные радиоизделия и ведет нездоровую конкуренцию с другими.
Попытку планирования сбыта Наркомторгом надо признать неудачной. Полное незнание радиорынка, существующих торговых предприятий и условий сбыта радиоизделий не дало Наркомторгу возможности наметить правильные пути планирования. Распределение радиоизделий в суммовом выражении без прикрепления торговых организаций к определенным производственным предприятиям и без учета номенклатуры радиоизделий не может быть признано правильным. Неудивительно, что такой план распределения не был принят к исполнению и был опротестован ВСНХ СССР. Попытка выполнить его привела к тому, что ни одна из торговых организаций не получила необходимого ассортимента радиоизделий, и что им пришлось закупать некоторые изделия друг у друга в порядке докомплектования. Излишние накладные расходы, бесцельные встречные перевозки товара, горы исписанной бумаги — таковы результаты неправильного планирования. К этому надо добавить стремление торговых организаций связаться с определенной группой производственных организаций в целях увеличения асооргимента, а в случае неудовлетворительного обслуживания создать новые предприятия, финансируя их и навязывая им ту универсальную программу производства, о которой говорилось выше.
Из всего вышеизложенного видно, что вопрос объединения и планирования производства и сбыта радиоизделий в настоящее время является весьма актуальным, и что мы не имеем ни одного органа, который мог бы заняться этим вопросом. Единственным решением вопроса является создание органа, выходящего из самых предприятий, а именно — радиоконвенции при ВСНХ СССР. Какими же основными вопросами должна ведать конвенция?
Объединение интересов ее членов, освещение их нужд, разработка и координирование производственных программ в связи с состоянием рынка, разработка заготовительных программ, содействие снабжению членов конвенции необходимым сырьем и полуфабрикатами — таковы задачи конвенции, предусмотренные типовым положением. Специализация заводов, кооперирование производства, районирование рынков сбыта, изучение емкости рынка также являются ее основными задачами. Разумеется, вопросы повышения качества продукции и стандартизации ее также будут входить в ее компетенцию и предусматриваются ее уставом. По положению о конвенции все перечисленные выше организации могут стать ее членами.
Все основные вопросы, предусмотренные этим положением, являются для радиопромышленности больными вопросами, разрешение которых может быть осуществлено только конвенцией.
Надо полагать, что ВСНХ СССР и др. наркоматы окажут всемерное содействие созданию радиоконвенции. При предстоящей реорганизации промышленности радиоконвенции должна сыграть весьма важную роль.
М. Т.