На пороге 13-й годовщины октября снизим цены на радиоизделия. Сделаем радио более распространенным и доступным!
В 1927/28 г. под давлением общественности и правительства, Трест заводов Слабого тока и Аккумуляторный трест снизили цены на радиоизделия, первый в среднем — на 15%, а второй чуть ли не на 19%. Казалось бы, что в 1928—1929 году надо было пойти еще дальше в этом направлении, так как к этому поощряли и увеличение выпуска, и переход на массовое производство, не только серийное, но даже и с конвейерной сборкой, как например головных телефонов. Несмотря на это, дальнейшего снижения цен не последовало. Повидимому, наши хозяйственники мало интересуются этим вопросом, а между тем выполнение плана радиофикации Союза всецело зависит от удешевления радиоизделий. Такое отношение к этому вопросу, имеющему первостепенное значение для всего социалистического строительства, надо признать совершенно недопустимым. Конечно, накопление средств в промышленности — дело очень хорошее и необходимое. Никто не сомневается в том, что прибыли, получаемые нашей промышленностью, идут на ее укрепление и развитие. Однако, мы ни в коем случае не можем допустить, чтобы это накопление шло за счет стоимости радиоизделий. По нашему мнению, цены на радиоизделия должны снизиться больше, чем на какие-либо другие изделия. Само-собой понятно, что снижая цены на радио, мы увеличиваем его распространение и тем самым вовлекаем широкие массы в социалистическое соревнование. Повышение культурного уровня крестьян и рабочих через радио отразится и на росте нашего сельского хозяйства, и на развитии промышленности. Оно выявится в повышении производительности труда, которое в свою очередь приведет к снижению себестоимости, улучшению качества, сокращению расхода материала и усовершенствованию способов обработки. Таким образом, снижение цен на радио открывает такие широкие перспективы, которые должны были бы побудить наших хозяйственников отнестись с величайшим вниманием к этому вопросу. Они должны дать нам дешевый радиоприемник, дешевую лампу и дешевую батарею. Вопрос этот мы считаем в настоящий момент ударным и должны направить все усилия к тому, чтобы сдвинуть его, наконец, с мертвой точки, так как стабилизация цен на радиоизделия, несомненно, тормозит развитие социалистического строительства.
Осуществление плана радиофикации, намеченного НКПиТ и в основном принятого Правительством, упирается в снижение цен на радиоизделия. В 1928—1929 году снижение цен по некоторым группам изделий в электропромышленности достигло 10% и более, в то время как радиоизделия были обойдены. Между тем, именно в 1928/29 году мы имели целый ряд факторов, благоприятствующих снижению цен: 1) Выпуск радиоизделий увеличился более чем вдвое по сравнению с 1927/28 г. 2) В 1928/29 г. был пущен новый элементный завод «Мосэлемент», оборудованный по последнему слову техники. Надо полагать, что стоимость батарей на этом заводе должна быть значительно дешевле, чем на старом «Кудиновском» заводе «ГЭТа» с его потрепанным оборудованием, или чем на элементном заводе, помещавшемся в банях (старый «Мосэлемент»). 3) Отсутствие установившихся типов и налаживание еще нового для нас производства радиоизделий открывали колоссальные возможности в области рационализации производства, а, следовательно, и снижения цен. Такие примеры мы видим в прошлом: БЧ, который вначале стоил около 300 рублей штука, в 1927/28 г. уже обходился только в 50—55 рублей. 4) В 1928/29 г. производство радиоизделий перешло от выпуска мелкими партиями к массовому выпуску. Так например, детекторная и ламповая аппаратура, выпускалась тысячами и десятками тысяч, лампы Микро — сотнями тысяч и т. д. 5) Развитие мощных лабораторий и широкое использование технической помощи также должны были оказать влияние на снижение себестоимости. Казалось бы, что это так, а между тем... цены попрежнему остаются стабильными. В чем же дело? Дело, очевидно, в том, что промышленность решила увеличивать свои накопления за счет прибылей на радиоизделия, как на самый ходкий и злободневный товар. Очевидно, наши регулирующие органы относят радиоизделия не к предметам первой необходимости, а к предметам роскоши. Пора, наконец, покончить и с таким подходом. Пора запомнить, что радиоизделия являются первоочередным «средством производства», если так можно выразиться — производства культуры, просвещения, оздоровления крестьянских и рабочих масс. Радио — лучший агитатор на пути социалистического соревнования. Через радио мы можем добиться снижения себестоимости, увеличения выпуска и повышения качества продукции во всех отраслях промышленности. Радио, являясь для нас необходимым, должно быть в то же время и доступным. Поэтому мы должны настойчиво требовать снижения цен на радиоизделия от наших планирующих органов, ибо в этом деле «промедление смерти подобно».
Радиотехник
Против рабских темпов в работе. Против обломовщины, спячки, разгильдяйства, косности. Революционным темпом вперед по всему фронту строительства!